Стертая форма дизартрии - это
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Стертая форма дизартрии – что это?
Стёртая форма дизартрии - это легкая, часто встречающаяся форма нарушения речевой деятельности, которая связана с нарушением иннервации мышц артикуляционого аппарата, возникающим при поражении нервной системы (микроорганические поражения головного мозга).
Если вашему ребёнку поставили такой диагноз, это значит, что у него есть проблемы с речевой моторикой. Это говорит о том, что малышу трудно управлять и контролировать движения речевых органов: губ, щёк, языка, нижней челюсти. Это заключается в том, что ребёнок не может удерживать достаточное время нужную артикуляционную позу, а также вовремя менять одно положение речевых органов на необходимое другое. Всё это приводит к нарушению правильного произношения звуков. Также для данного нарушения характерны расстройства тембра, темпа, ритма речи.
В некоторых ситуациях ребёнок может правильно произносить звуки отдельно, но в потоке речи они звучат нечётко. Про таких детей часто говорят, что у них «каша во рту».
Причины появления стертой дизартрии: зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития:
- Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
- Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности.
- Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
Проявления патологии:
- Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
- Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц - ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
- Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация, ритм. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены звуков, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, ребенку трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.
- Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики.
Коррекция нарушений: коррекция стёртой формы дизартрии требует комплексного подхода - как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.
С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения- для этого необходимо наблюдение невролога, который может назначать витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.
Родители являются важными членами команды в комплексом подходе к коррекции данного нарушения у ребенка. Ниже приведены рекомендации для занятий с ребенком дома, уделяйте 10-15 минут в день данным упражнениям, тем самым ускоряя процесс коррекции.
Упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата:
• У детей-дизартриков слабо развиты мышцы челюстей. По этой причине почаще предлагайте детям жевать твёрдую пищу. Давайте им грызть сушки или сухари, яблоко или морковку, хлеб с корочкой, мясо целым куском.
• Чтобы развивать мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот.
Можно это делать после каждой чистки зубов.
• Попросите надуть щёки и держать в них воздух, «перекачивать» воздух из одной щеки в другую.
• Хорошим упражнением для развития артикуляционных мышц будет облизывание ложки.
Предложите малышу облизывать ложку языком в разных направлениях: снизу вверх, сверху вниз, слева направо и наоборот. Можно смазать ложку чем-нибудь вкусным.
Можно начать с облизывания большой ложки, а потом перейти к маленькой. Облизывая маленькую ложку, язык будет совершать короткие, более точные и тонкие движения.
• Ещё одно несложное упражнение. Возьмите крупную бусину (около 2 см в диаметре) и протяните через неё толстую шёлковую нитку длиной 50-60 см.
Взрослый должен натянуть нитку на пальцах обеих рук.
Ребёнок может двигать бусину языком в разных направлениях, толкать её языком, захватывать губами и «выплёвывать».
Такое упражнение также хорошо тренирует артикуляционные мышцы.
Разговаривая с ребёнком, произносите правильно и чётко все слова. Ваша речь для ребёнка должна быть образцом!
Успеха в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.
Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Стертая форма дизартрии
Презентация к консультации для педагогов (логопедов, воспитателей) на тему "Стертая форма дизартрии"...