Стертая форма дизартрии
презентация к уроку по логопедии по теме
Презентация к консультации для педагогов (логопедов, воспитателей) на тему "Стертая форма дизартрии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stertaya_forma_dizartrii.ppsx | 114.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи
У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного )
Причины возникновения дизартрии: токсикоз беременности; хроническую гипоксию плода; острые и хронические заболевания матери в период беременности; минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; легкую асфиксию; родовые травмы; острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте.
Формы дизартрии бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая (экстрапирамидная, гиперкинетическая), корковая, мозжечковая; так называемая “стертая” форма дизартрии.
Структура дефекта при дизартрии
Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры по типу спастичности , гипотонии или дистонии ;
2 . Нарушения подвижности артикуляционных мышц . Степень нарушения подвижности арт. мышц может быть различной – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды арт. движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх);
3. Специфические нарушения звукопроизношения: стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления; специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При прерывании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются; нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных); преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков; оглушение звонких согласных; смягчение твердых согласных звуков; нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
4. Нарушения речевого дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и слабый укороченный выдох);
5 . Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный);
6. Нарушения просодики; 7. Недостаточность кинестетических нарушений в артикуляционном аппарате; 8. Вегетативные расстройства ( гиперсаливация ); 9. Нарушения акта приема пищи;
10. Наличие синкенезий (непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений); 11. Повышение рвотного рефлекса; 12. Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Диагностика дизартрии
Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии: нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования; нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим; речь понятна только близким и частично окружающим; отсутствие речи - анартия .
Дислалия Дизартрия У соматически ослабленных детей. Органики нет. Связана с поражением ц.н.с . Неврологическая симптоматика отсутствует. Ярко выражена ассиметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое может быть приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. Голос громкий, звонкий, богато модулированный. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. Речевая активность повышена. Речевая активность снижена. К своему дефекту критичен. К своему дефекту не критичен. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, покраснении кожи. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. Сон спокойный, без ночных страхов и сновидений. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. Диафрагмально-речевое дыхание в норме. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое дыхание не сформировано. В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное. Поведение неровное, частые смены настроения.
Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается задержка психического развития. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития, возможна олигофрения в степени дебильности. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей/ Е.Ф. Архипова.- М.: Астрель , 2008. Логопедический массаж при дизартрии/ Е.Ф. Архипова.- М.: Астрель , 2009. Логопедический массаж при при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – Спб : КАРО, 2008 . Список использованной литературы:
Доклад подготовила Кокарева Н.Н. у читель-логопед МАДОУ д /с № 41 г. Усть-Кута Иркутской обл. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.
Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Консультация на тему "Стертая форма дизартрии"
Консультация для педагогов (логопедов, воспитателей) о стертой форме дизартрии у детей: патогенез, структура дефекта, степени выраженности...