Реализация задач обучения грамоте посредством сенсорной интеграции в логопедической группе
статья по логопедии (старшая группа)

Марина Александровна Островских

В данной статье предствлен опыт совместной работы учителя-логопеда и воспитателя старшей логопедической группы  

 https://disk.yandex.ru/i/GeTL67WrUmo0IQ- ссылка на дневник проекта "Сенсорная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 432.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация задач обучения грамоте посредством сенсорной интеграции в логопедической группе

   На сегодняшний день продолжает возрастать число детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с первичными нарушениями, обуславливающими недостаточность той или иной деятельности и недоразвитие отдельных ее сторон, отмечается отягощенность ребенка многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, соматическими заболеваниями, которые приводят к задержке развития и личностного самообразования. Дети с недостатками речи составляют наиболее многочисленную группу.

Зачастую, обычных методов и приёмов коррекционной работы с такими детьми не достаточно. Поэтому, одна из главных задач педагога – создать определенную образовательную среду, которая даст ребенку возможность слышать, видеть, осязать, познавать окружающий мир и себя. То есть задействовать, по возможности, все сенсорные системы ребенка.  Вот, в этом случае, на помощь специалисту приходи сенсорная интеграция.  Она помогает детям восполнить дефицит сенсорного опыта.

Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение, а так же даёт сенсорный опыт, адекватную способность получать, обрабатывать и интегрировать различные виды информации.

 Дети с тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются не только в регулярной речевой практике, но прежде всего в установлении сенсорно-вербальных ассоциаций, которые формируют семантическое поле языкового сознания.

Поэтому, на занятиях с детьми мы используем методы сенсорной интеграции,  которая является фундаментом более сложной интеграции, необходимой для овладения грамотой, навыками учебной деятельности.

Авторские методики сенсорно – интегративной логотерапии Лынской М. И. легли в основу нашего  педагогического проекта «Сенсорная азбука – к мудрости ступенька». Погружая детей в удивительный мир звуков через тактильные, вкусовые ощущения, экспериментирование с различными по фактуре материалами мы обеспечили процесс накопления ребенком активного словаря, развития артикуляционной моторики, фонематического слуха.  Например, знакомство детей со звуком и буквой «Э» началось в «ботаническом саду», с удивительного дерева – эвкалипта. Дети рассмотрели форму листьев, ощутили их аромат, выложили из них силуэт буквы, заварили и попробовали чай из листьев эвкалипта. На следующем этапе работы после подвижной игры «Эскимо», детям была предложена творческая работа «Кондитеры» и дети с удовольствием собирали свое «эскимо» из различных декоративных материалов. В процессе работы использовались приемы сравнения по вкусу, запаху, фактуре материалов. Следующим этапом деятельности стало экспериментирование со статическим электричеством и дидактическая игра на словообразование «Электро…».

Может быть, найдутся скептики,  которые решат, что это слишком большой объем разной информации, который возможно может привести к перегрузке, «Обо всем – значит ни о чем…».  Но, мы на своей практике убедились в состоятельности и эффективности этих методик. Уровень развития детей в группе не ровный, даже по речевому развитию (от 1- го уровня до соответствующего возрасту и выше) и такой спектр действий помогает удовлетворить потребность каждого ребенка, зацепить наиболее интересующей и близкой ему деятельностью.

В проекте помимо разнообразного поделочного, декоративного материала (тесто, песок, крупа, перья, ракушки, бумага, семена и др.) используется и не совсем обычный (конфеты, макароны, хлопья и др.), а также различные техники лепки, конструирования, рисования, ниткография, бумагопластика. Давая возможность исследовать и экспериментировать с  материалами, мы провоцируем детей на совершение очень важных для них открытий, умение прислушиваться к своим ощущениям, дифференцировать их, отожествлять с ощущениями других людей.

С первых дней реализации проекта, мы ведём фото-дневник, который позволяет детям, вернуться к  прожитым событиям, повторить и закрепить наиболее значимые моменты нашей совместной деятельности. Такой дневник хорош и для самоанализа деятельности педагогов, отслеживая эмоциональную реакцию детей, легко определить наиболее успешные приемы.

 Интересным в этом проекте стало и взаимодействие с родителями, которым мы отправляем фото отчеты с каждого мероприятия, вовлекая их в образовательный процесс.  Так в результате творческого обмена у нас появился  сборник «Азбука в стихах» - авторами которого,  стали наши родители.

Одним из достижений проекта мы считаем активное участие детей, их  заинтересованность.  Они стали соавторами предстоящей деятельности, подсказывая нам новые  сюжеты, предполагая по аналогии возможные материалы или персонажей. Кроме того, у детей наблюдается повышение познавательной активности, навыков сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе

Данное занятие помогает:-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонемати...

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"

В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение  ориентироваться на плане группы. Совер...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")

Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для отк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"

                           Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...