Метод биоэнергопластики
проект по логопедии (старшая группа)
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биоэнергопластика (проект) | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Биоэнергопластика » (Технология Бушлякова Р.Г.)
Тип проекта: исследовательский, практический.
Продолжительность проекта: 2013 -2015 учебный год
Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников в ДОУ увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики .
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Проблема: Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы. Для улучшения результата работы над артикуляцией я планирую изучить и использовать метод – биоэнергопластики.
Механизм реализации проекта:
- Изучение проблемы.
- Подбор и изготовление пособий.
- Планирование работы.
- Работа с детьми, педагогами, родителями.
Цель проекта :
-изучить и внедрить методику Бушляковой Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» в коррекционной работе ДОУ
Задачи:
-исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с фонетической ритмикой;
- обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений;
- обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками;
- внедрить методику биоэнергопластики во время проведения артикуляционной гимнастики;
- создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению)
- привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
- проанализировать результативность работы.
Новизна: Применение данного метода будет способствовать оптимизации моторных возможностей ребенка по всем параметрам, более интенсивной коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Целевая группа: старшая, подготовительная логопедическая группа МБДОУ ЦРР детский сад № 10 «Щелкунчик» в количестве 15 детей.
Ожидаемый результат:
- Будет исследована литература по методу биоэнергопластики.
- Будет обоснована необходимость применения методики.
- Будет внедрена методика биоэнергопластики во время артикуляционной гимнастики.
- Будут созданы условия для проведения специальных занятий с использованием метода биоэнергоплпастики.
- Будут сформированы артикуляционные и моторные навыки.
- Будет сформировано правильное звукопроизношение.
Устойчивость проекта: дошкольные учреждения посёлка, города.
Социальные партнёры: родители
Формы работы:
- артикуляционная гимнастика,
- групповые и подгрупповые занятия,
- практические занятия с родителями.
План проекта:
I. Диагностический :
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции (адаптированная методика для исследования артикуляционной моторики по Л.В. Лопатиной, Г.В. Денюхиной).
II. Организационно-исполнительский:
1. Формулирование проблемы.
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»
3. Апробация проекта.
4. Внедрение методики биоэнергопластики на логопедическом часе во время проведения артикуляционной гимнастики.
III. Аналитико-диагностический:
- Мониторинг результатов по развитию артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей.
- Анализ и оценка результатов мониторинга.
- Обобщение и распространение инновационного опыта
Перспективное планирование старшая группа
Период | Этапы проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой |
Октябрь 1-2 неделя | Обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения, подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) по традиционной методике (педагог сопровождает упражнения движениями своей ведущей руки) |
Ноябрь 1-2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка. |
Декабрь 1-2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №2) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка |
Январь 1-2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №2) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка. |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №2) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка |
Февраль 1-2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №3) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №3) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка. |
Март 1-2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №3) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №4) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка |
Апрель 1-2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №4) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка. |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №4) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка |
Май 1 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №5) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка |
2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №5) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка. |
3-4 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №5) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка |
Перспективное планирование подготовительная группа
Период | Этапы проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой | Литература |
Октябрь 1 неделя | Обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения, подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков | |
2 неделя | Выполнение артикуляционной гимнастики традиционным способом | |
3 -4 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [с] | Конспект №10 (стр.42) |
Ноябрь 1 -2 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [з] | Конспект №25 (стр.66) |
3 -4 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [ц] | Конспект №40 (стр.91) |
Декабрь 1 -2 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [ш] | Конспект №46 (стр.103) |
3 -4 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука ж | Конспект №55 (стр.120) |
Январь 1-2 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [ч] | Конспект №61 (стр.130) |
3 -4 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука щ | Конспект №67 (стр.141) |
Февраль 1-2 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [л] | Конспект №73 (стр.153) |
3 -4 неделя | Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [р] | Конспект №82 (стр.170) |
Март 1-2 неделя | Пальчиковый театр «Знакомство с Чупой и Чупсом» | Стр.232 |
3 -4 неделя | Пальчиковый театр «Прогулка Чупы и Чупса» | Стр.232 |
Апрель 1-2 неделя | Пальчиковый театр «В гостях у зайца Бубы» | Стр. 233 |
3 -4 неделя | Пальчиковый театр «Чупа и Чупс в зоопарке» | Стр. 234 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...
Тема: "Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с нарушением речи"
Аннотация: Выявлена и обоснована необходимость использования метода биоэнергопластики для привлечения интереса детей к логопедическим занятиям. Помогает добиться положительных результатов в развитии о...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....
Перспективный план работы учителя-логопеда по развитию речевой моторики с применением метода биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы...
Инновации в логопедии. Метод «Биоэнергопластика»
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук....
Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...