Метод биоэнергопластики
проект по логопедии (старшая группа)

Легачева Екатерина Николаевна

   Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возра​ста  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Биоэнергопластика (проект)24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Биоэнергопластика » (Технология Бушлякова Р.Г.)

Тип проекта: исследовательский, практический.

Продолжительность проекта: 2013 -2015 учебный год

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников в ДОУ увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

   Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики .

   Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

   Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Проблема: Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы. Для улучшения результата работы над артикуляцией я планирую изучить и использовать метод – биоэнергопластики.

Механизм реализации проекта:

  1. Изучение проблемы.
  2. Подбор и изготовление пособий.
  3. Планирование работы.
  4. Работа с детьми, педагогами, родителями.

Цель проекта :

-изучить и внедрить методику Бушляковой Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» в коррекционной работе ДОУ

Задачи:

-исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с фонетической ритмикой;

- обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений;

- обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками;

- внедрить методику биоэнергопластики во время проведения артикуляционной гимнастики;

- создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению)

- привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;

- проанализировать результативность работы.

Новизна: Применение данного метода будет способствовать оптимизации моторных возможностей ребенка по всем параметрам, более интенсивной коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. 

Целевая группа: старшая, подготовительная логопедическая группа МБДОУ ЦРР детский сад № 10 «Щелкунчик» в количестве 15 детей.

Ожидаемый результат:

  1. Будет исследована литература по методу биоэнергопластики.
  2. Будет обоснована необходимость применения методики.
  3. Будет внедрена методика биоэнергопластики во время артикуляционной гимнастики.
  4. Будут созданы условия для проведения специальных занятий с использованием метода биоэнергоплпастики.
  5. Будут сформированы артикуляционные и моторные навыки.
  6. Будет сформировано правильное звукопроизношение.

Устойчивость проекта: дошкольные учреждения посёлка, города.

Социальные партнёры: родители

Формы работы:

- артикуляционная гимнастика,

- групповые и подгрупповые занятия,  

- практические занятия с родителями.

План проекта:

I. Диагностический :

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции (адаптированная методика для исследования артикуляционной моторики по Л.В. Лопатиной, Г.В. Денюхиной).

II. Организационно-исполнительский:

1. Формулирование проблемы.

2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»

3. Апробация проекта.

4. Внедрение методики биоэнергопластики на логопедическом часе во время проведения артикуляционной гимнастики.

III. Аналитико-диагностический:

  1. Мониторинг результатов по развитию артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей.
  2. Анализ и оценка результатов мониторинга.
  3. Обобщение и распространение инновационного опыта

Перспективное планирование старшая группа

Период

Этапы проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Октябрь

1-2

неделя

Обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения, подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) по традиционной методике (педагог сопровождает упражнения движениями своей ведущей руки)

Ноябрь

1-2

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка.

Декабрь

1-2

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №1) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №2) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка

Январь

1-2

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №2) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка.

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №2) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка

Февраль

1-2

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №3) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №3) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка.

Март

1-2

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №3) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №4) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка

Апрель

1-2

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №4) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка.

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №4) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка

Май

1

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №5) с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка

2 неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №5) с биоэнергопластикой с использованием другой руки ребенка.

3-4

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс №5) с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребенка

Перспективное планирование подготовительная группа

Период

Этапы проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Литература

Октябрь

1 неделя

Обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения, подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков

2 неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики традиционным способом

3 -4

неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [с]

Конспект №10 (стр.42)

Ноябрь

1 -2

неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [з]

Конспект №25 (стр.66)

3 -4 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [ц]

Конспект №40 (стр.91)

Декабрь

1 -2 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [ш]

Конспект №46 (стр.103)

3 -4 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука ж

Конспект №55 (стр.120)

Январь

1-2 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [ч]

Конспект №61 (стр.130)

3 -4 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука щ

Конспект №67 (стр.141)

Февраль

1-2 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [л]

Конспект №73 (стр.153)

3 -4 неделя

Комплекс гимнастики с биоэнергопластикой для звука [р]

Конспект №82 (стр.170)

Март

1-2 неделя

Пальчиковый театр «Знакомство с Чупой и Чупсом»

Стр.232

3 -4 неделя

Пальчиковый театр «Прогулка Чупы и Чупса»

Стр.232

Апрель

1-2 неделя

Пальчиковый театр «В гостях у зайца Бубы»

Стр. 233

3 -4 неделя

Пальчиковый театр «Чупа и Чупс в зоопарке»

Стр. 234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Тема: "Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с нарушением речи"

Аннотация: Выявлена и обоснована необходимость использования метода биоэнергопластики для привлечения интереса детей к логопедическим занятиям. Помогает добиться положительных результатов в развитии о...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

Инновации в логопедии. Метод «Биоэнергопластика»

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук....

Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...