Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika_i_kineziologiya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Учитель-логопед ГБОУ Школы № 1381
СП 1240 Головина Ольга Владимировна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС.
Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
Хорошо сформированная устная речь ребенка является важным условием для начала успешного школьного обучения. Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Дети с хорошо развитой устной речью полноценно общаются со сверстниками, контактируют с учителем, усваивают программу по всем предметам. Адаптация к учебной деятельности у таких детей проходит успешно.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Родители не обращают внимания на неправильное произношение звуков. Работая с родителями, обращаю внимание на важность преодоления недостатков речи ребенка, которые могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем (1).
Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика позволяет длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога (1).
Термин «бионергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – cвязанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью.[3].
Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Вот примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Иголка
Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.
На счет “один” открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1- 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет один сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1-5.Повторить 4-5 раз.
Парус
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.
На счет “один” улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удержать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторять 5-6 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет один кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного вытянуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторять 5-6 раз.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
Качели
Цель: учить выполнять точные и ритмичные упражнения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет “один” улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.Повторить упражнение 5-6 раз.
Описание движений кисти и пальце руки
Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет “один “поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет два опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 -5.Повторить 5-6 раз.
Часики
Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.
На счет один улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться кончиком языка левого угла рта. На счет два коснуться кончиком языка правого угла рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1-5.Повторить 4-5 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет один повернуть кисть влево, на счет два повернуть вправо. Выполнять под счет от 1-10,
затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1-5.Повторить 4-5 раз.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Таблица 1
Влияние биоэнергопластики на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ФФНР и ОНР, %
Выполнение артикуляционных проб январь 2016г. | Выполнение артикуляционных проб декабрь 2016г. | Выполнение пальчиковых проб январь 2016г. | Выполнение пальчиковых проб декабрь 2016г. | |
Дети с ФФНР и ОНР, занимающиеся биоэнергопластикой |
19 | 68 | 26 | 97 |
Дети с ФФНР и ОНР, не занимающиеся биоэнергопластикой | 19 | 45 | 26 | 65 |
Предлагаю еще одну методику, которая успешно применяется на логопедических занятиях.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.
Примеры кинезиологических упражнений:
- “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
- “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
- “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью да наоборот”.
По мере освоения кинезиологических упражнений на более поздних этапах коррекционно-логопедического воздействия я присоединяю к этому проговаривание ритмически организованного речевого материала (скороговорки, чистоговорки, считалки, стихи). Помимо автоматизации правильного звукопроизношения улучшается интегративная функция мозга, как следствие, у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Литература
1.Ястребова А.В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ, 1999.
2.Ястребова А.В.Комплекс занятий по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
3.Новотворцева Н.В.Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития,1997.
4.Бушлякова Р.Г.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2011.
5.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.:Лань,1997.
6.Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.:ТЦ Сфера,2003.
7.Цветкова Л.С.Методика нейропсихологической диагностики детей. М.:Когито-центр,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, используемые в работе учителем-логопедом ДОУ....
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являют...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...
Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....
Мастер - класс для воспитателей Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. «Путешествие в страну Правильной речи».
Мастер -класс для воспитателей с использованием игровых технологий...
Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...