Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Дикие животные осенью»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

На занятии дети с помощью загадок вспоминают животных и дают объяснение какие животные относятся к диким. С помощью игры "Угадай по описанию" на слух должны угадать животное. Логопед знакомит детей с особенностями подготовки животных к зиме, о животных которые впадают в спячку. С игрой "Кто где живет?" дети узнают о названиях домиков диких животных. С помощью игры "Назови детенышей" происходит обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Дикие животные осенью»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Дикие животные осенью»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4.Дать определение диким животным. Изучить  названия диких животных.

5. Учить названиям детенышей диких животных.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: компьютер, презентация «Дикие животные осенью»

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Ребята, прежде чем начать наше занятие давайте сделаем артикуляционную гимнастику. (Слайд 2)

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами вспомним сколько длится осень, названия осенних месяцев. (Слайд 3)

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Сейчас  идет второй месяц осени – октябрь. Давайте посмотрим в окно и скажем, какие признаки осени уже мы видим.(Слайд 4)

Дети: - Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее.

-Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Красивое время года осень. Пора сбора урожая у людей.

Логопед: Лесные обитатели, так же как и люди заняты подготовкой к зиме. Ребята, а кто такие дикие животные, обитатели леса?
Дети: Дикие животные – это животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду (Слайд 5)

Логопед: Правильно! Сейчас немного отдохнем, встаем на физкультминутку «Зайки» (Слайд 6)

На лесной лужайке, разыгрались зайки

(Руками показываем ушки зайчика)

Лапками хлопали

(Хлопают в ладоши)

Ножками топали

(Топают ножками)

Ушками махали

(Делаем ушки зайчика и машем кистями)

Выше всех скакали

(Прыжки на двух ногах)

Глазками глядели

(Руки к глазам «хлопаем глазками»)

Песенку пропели ля-ля-ля-лялайки!

Ах какие мы веселые зайки

(Болтаем руками пританцовывая)

Логопед: Отгадайте загадки о диких животных.

  1. Зверь мохнатый любит мёд.
    Если что-то не поймёт,
    Может дико зареветь,
    Потому что он…

Дети: Медведь  (Слайд 7)

Логопед: Молодцы!

  1. Серый, страшный и зубастый
    Произвел переполох.
    Все зверята разбежались.
    Напугал зверят тех …

Дети: Волк (Слайд 8)

Логопед: Молодцы!

  1. Всех боится он в лесу:
    Волка, филина, лису.
    Бегает от них, спасаясь,
    С длинными ушами…

Дети: Заяц (Слайд 9)

Логопед: Молодцы!

4. На деревьях живёт

             И орешки грызёт

Дети: Белочка. (Слайд 10)
Логопед: Молодцы!

  1. Всех зверей она хитрей
    Шуба рыжая на ней.

Дети: Лиса (Слайд 11)
Логопед: Молодцы!

  1. Вместо шубки лишь иголки.
    Не страшны ему и волки.
    Колкий шар, не видно ножек,
    Звать его конечно...

Дети: Ёжик (Слайд 12)

Логопед: Молодцы!

  1. Он похож на хрюшку:
    такой же пятачок,
    копытца, спинка, ушки
    и хвостик как крючок.

Дети: Кабан (Слайд13)

Логопед: Молодцы!

7. Он   шагает по  дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько  шума, чтобы знали:
 
"Не стреляйте, я ваш друг!"
Дети: Лось (Слайд 14)

Логопед: Молодцы!

Ребята это не просто были  загадки.

Это были загадки о диких животных нашего Уральского региона. (Слайд 15)

Давайте, их ещё раз назовем: заяц, белка, медведь, лось, еж, лиса, волк.

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами тоже немного побудем осенними листиками. Встаем на физкультминутку. (Слайд 16)

 Мы листики осенние на веточках сидим,

(Стоят, раскачиваясь, держатся за веточки)

Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели

(Взмахи руками,  ходьба кружась)

И на землю тихо сели.

(Присели на корточки)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

(Снова встают, делают взмахи руками, кружатся)

Мы летели, мы летели и на стулья тихо сели.

(Садятся на стулья)

Логопед: Игра «Угадай по описанию». Я вам читаю описание какого-то животного, а вы мне говорите кто это.

У него есть рога и копыта

Дети: Это лось. (Слайд 17)

Маленькие лапки, пушистый хвост, на ушах кисточки – это белочка.

Маленькие лапки, глазки как бусинки, весь в иголках – это еж. (Слайд 18)

Маленькие лапки, длинные уши, всего боится – заяц.

Логопед: А сейчас немного разомнемся, и сделает физкультминутку «Море волнуется» (Слайд 19)

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три

(дети свободно двигаются по группе)

Морская фигура на месте замри.

(Дети замирают в красивых фигурах)

Логопед: А сейчас мы с вами узнаем, как дикие животные готовятся к зиме, холодам.

Логопед: Еж – всё лето еж усиленно питается, чтобы накопить побольше жирка и проспать всю зиму в своём уютном гнезде. Осенью ежи собирают сухие листья, траву и утепляют своё гнездо, а с наступлением заморозков впадают в спячку. Травоядное животное. (Слайд 20)

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель , непогода- белка скорей к своему дуплу спешит. Дупло у белки веточками, сучьями выстлано-большое, круглое, а сбоку лазейка. Свернётся она клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. Травоядное животное.  (Слайд 21)


На зиму
медведь впадает в спячку. Берлогу он роет в глухой чаще под деревом, а утепляет ветками и травой. В январе у медведицы рождаются 2-3 медвежонка. До весны они живут в берлоге, растут и набираются сил. Травоядное животное. (Слайд 22)

Заяц - ещё и осень не началась, а заяц линять стал- менять свою лёгкую серую шубку на тёплую- белую, на снегу не заметную. Спит заяц зимой на снегу, запасов не делает- грызёт тонкие веточки и кору. Травоядное животное. (Слайд 23)

Осенью у лисы густеет шёрстка, шубка становится очень тёплой и пушистой. В такой никакой мороз не страшен! В зимнее время лиса охотится на зайцев, птиц, а ещё мышей ловит- мышкует.  Живет лиса в своей норе. Хищное животное.(Слайд 24)

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, звери спрячутся- нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… Где сторожа нет да запоры плохи – несдобровать овце. Живут волки в своём логове. Хищное животное. (Слайд 25)

Логопед: Сейчас мы с вами отдохнем  и встаем на физкультминутку «Апельсин» (Слайд 26)

Очищаю апельсин

(Изобразить апельсин)

На тарелке он один

(Изобразить тарелку)

Апельсин я разломлю.

(изобразить отламывание долек апельсина)

Всех знакомых наделю:

(движения кистями от груди вперед)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане

(движения кистями, как при раздаче долек)

Эту дольку Оле, эту дольку Толе.

Ну, а что останется, только мне, достанется!

(движения кистями вперед к груди)

Логопед: Теперь о диких животных мы знаем очень много и как вы запомнили, где они живут, я узнаю из игры «Кто, где живет?»

Логопед: Медведь живет  - в ….

Дети: В берлоге (Слайд 27)

Волк живет – в логове

Белка живет – в дупле (Слайд 28)

Лиса живет  - в норе.

Логопед: Молодцы! Сейчас немного отдохнем и сделаем физкультминутку «Капуста» (Слайд 29)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солом, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Логопед: Молодцы! Следующая игра «Животные и их детеныши»

У мамы зайчихи (дети кто?) -…

Дети: Зайчата (Слайд 30)

У мамы лосихи – лосята.

У мамы волчихи (дети кто?) – волчата (Слайд 31)

У мамы лисы – лисята.

У мамы медведицы (дети кто?) – медвежата.(Слайд 32)

У мамы ежихи – ежата.

У мамы белочки (дети кто?) – бельчата (Слайд 33)

У мамы кабанихи – кабанята.

Логопед: Молодцы! Природа замерла в ожидании снега, как волшебства. Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Унылый дождь сменился белым полотном снега. Снежинки нежно ложатся на всё вокруг. Воздух стал особенным, морозным. Впереди зима. Снежок, уже начал пролетать. (Слайд 34)

Логопед: Сейчас ещё раз вспомним нашу физкультминутку «Зайки» (Слайд 35)

Логопед: Поиграем в игру «Четвертый лишний» (Слайд 36)

Медведь, лиса, волк, лебедь

Дети: Лишний здесь лебедь, потому, что это перелетная птица.(Слайд 37)

Логопед: Молодцы!

Утка, аист, волк, кукушка (Слайд 38)

Дети: Лишний здесь волк, потому, что это дикое животное, а не птица. (Слайд 39)

Логопед: Молодцы! Теперь у нас много знаний о диких животных и вы сможете составить рассказ о любом диком животном по схеме.(Слайд 40)

Дети: Я хочу рассказать о волке. Окрас у волка серый. У него есть голова, тело, лапы, уши и хвост. Тело покрыто шерстью. Волк умеет рычать и выть. Питается волк мышами, зайцами – он хищное животное. Живет в волчьем логове. Зимой охотится на животных, добывает пропитание. Пользу человеку он приносит тем, что съедает больных животных.

Логопед: Молодцы! Что нового мы сегодня узнали о диких животных?

Дети: Что есть животные травоядные, которые питаются травой и животные хищники, которые питаются другими животными. Какие жилища есть у диких животных и как они готовятся к зиме.

Логопед: Ребята вы молодцы! Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в средней логопедической группе "Дикие животные и ихдетёныши"

Конспект логопедической деятельности  на закрепление понятия "дикие животные"...

Конспект занятия в средней логопедической группе "Дикие животные".

Цель: расширить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах, совершенствовать грамматический строй речи....

Лексическая тема «Лес и дикие животные»

Конспект коррекционно-логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»...

Лексическая тема "Домашние и дикие животные"(рекомендации для родителей)

Тема: «Домашние и дикие животные»Рекомендации родителямДикие животные и их детеныши.1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, ли...

Мастер-класс для педагогов "Применение метода ТРИЗ в продолжении изучения лексической темы "Домашние и дикие животные" с детьми логопедической группы"

Задачи:1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;2. Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт;3.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....