Лексическая тема «Лес и дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект коррекционно-логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_gmo_dikie_zhivotnye.docx | 52.16 КБ |
gmoapr1.ppt | 1.4 МБ |
gmoapr1_-_kopiya.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Свободного
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 7 города Свободного
Конспект
коррекционно-логопедической организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по образовательной области
«Речевое развитие»
Лексическая тема «Лес и дикие животные»
Разработала: учитель-логопед
МДОАУ д/с № 7 г. Свободного
Кривошеева Людмила Павловна
Высшая квалификационная
категория
г. Свободный
2015
Конспект
коррекционно-речевой организованной
образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема «Лес и дикие животные»
Области интеграции: коммуникация, познание, социализация, здоровье.
Цели:
- Продолжать работу по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Закреплять и уточнять знания детей о лесе, диких животных и их детёнышах.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять умение детей употреблять в речи предложения с предлогами и составлять к нему схему;
2. Упражнять в образовании существительных в творительном падеже и родительном падеже в единственном и множественном числе.
3. Закреплять произношение звуков «Л», «Р» и дифференциацию звуков «Л»-«В», «Л»-«Р» в словах, предложениях и связной речи.
4. Развивать у детей мелкую и общую моторику. Закреплять умение согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей выразительную связную речь, навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
- Развивать познавательную активность, интерес к жизни диких животных и растительного мира леса.
Воспитательные задачи:
Воспитание бережного, заботливого отношения к лесу и его обитателям.
Форма: комплексное, игровое занятие с использованием ИКТ.
Оборудование:
- картина «Медведица с медвежатами» художник Т. Благов;
- сюжетные картинки о животных (по количеству детей)
- слайды презентации «Игры и упражнения по формированию предложно-падежных окончаний существительных у детей старшего дошкольного возраста»;
1
- наборы из картона для составления схемы предложений (по количеству детей);
- таблицы со схемами предложений;
- мольберт с магнитами;
- розетки с семенами деревьев и кустарников.
Ожидаемый результат:
- Дети правильно составляют предложения с предлогами и схему к нему. Умеют анализировать предложение, подбирать к нему схему.
- Быстро и правильно отвечают на вопросы викторины «Вопросы – ответы», согласуют в роде, числе и падеже окончания существительных и числительных.
- Хорошо знают названия и повадки диких животных и их детёнышей.
- Умеют быстро находить и правильно определять от какого дерева (кустарника) семена и плоды находятся в розетках.
- Выразительно читают стихи, считалочки, чётко проговаривая поставленные звуки.
- Согласовывают движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.
Формы реализации:
- Вводная беседа о диких животных.
- Основная часть: коррекционная физкультминутка «Здравствуй лес».
- Закрепление знаний о составлении схемы предложения.
- Индивидуальная работа по составлению схемы предложения по сюжетным картинкам (с раздаточным материалом).
- Упражнение «Медвежата играют в прятки» (показ слайдов).
- Составление предложений с предлогами по картине «Медведица с медвежатами» художника Т. Петрова.
- Физкультминутка «Медвежата» Е. Котляр.
- Лексико-граммотические игры и упражнения в викторине «Вопросы – ответы».
- Игра «Что от какого дерева?».
- Обращение к личному опыту детей, выполнение физкультминутки-считалочки «Зверинец» Л. Кривошеевой.
- Заключительная часть: рефлексия.
Предварительная работа:
- Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
- Работа над предложением и составлением схемы.
- Беседы, рассматривание картинок и слайдов о растительности леса и
2
жизни диких животных.
- Заучивание чистоговорок, считалочек-физкультминуток: «Зверинец»
Л. П. Кривошеевой, «Медвежата» Э. Котляр, коррекционная физкультминутка «Здравствуй лес» С. Погорельский.
Содержание организованной образовательной деятельности:
I Вводная часть (Слайд № 3)
- Организационный момент: дети стоят в кругу.
Логопед: дети, я рада всех вас видеть и здоровыми, с хорошим настроением, мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
- Введение в тему:
Логопед: сегодня мы поговорим о диких животных, будем составлять о них предложения с предлогами и схемы к ним, поиграем в интересные игры, совершим увлекательное путешествие в лес. Каких животных называют дикими животными?
Дети: потому что эти животные живут в лесу и за ними не ухаживает человек.
Логопед: правильно, а почему другие животные называются домашними?
Дети: потому что они живут около человека, и он за ними ухаживает.
II Основная часть:
- Дети, мы отправляемся в сказочное путешествие, представьте себе, как мы идем по весеннему лесу, что мы видим и слышим, чем пахнет в проснувшимся лесу?
Коррекционная физкультминутка
Здравствуй лес, прекрасный лес…
Дети широко разводят руками в стороны.
Полный сказок и чудес.
Поворачиваются вправо-влево с вытянутыми руками.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, дождево?
Покачивают вправо-влево поднятыми вверх руками.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Поварачиваясь вправо-влево, всматриваются вдаль.
Всё открой, не утаи. (Разводят руками).
Ты же видишь – мы свои.
Прижимают обе ладони к груди.
В лес сейчас идём гулять, чтоб кого-то повстречать.
3
Выполняют ходьбу на месте.
Ждут нас на лесной опушке… (Приседают).
Птички, бабочки, зверушки.
Встают, смотрят на экран – где изображон лес.
Дружно по лесу шагаем
Выполняют ходьбу на месте.
И медведя мы встречаем.
Раскачиваются из стороны в стороны.
Шорох тихий раздаётся – (Прислушиваются).
Кто-то по лесу крадётся. (Оборачиваются).
Это лисонька-лиса,
Ищет зайчика она. (Имитируют движения лисы).
Зайки, маленькие крошки… (Показывают «ушки»).
Дружно хлопали в ладоши. (Хлопают в ладоши).
Хвостиком виляли…
Покачивают бёдрами из стороны в сторону.
Глазками моргали… (Моргают).
Быстро убегали.
Выполняют бег на месте на носочках.
Пробежались, утомились,
У пенька остановились. (Останавливаются.)
(С. Погорельский)
На слайде картинка с изображением «Лиса в норе» (Слайд № 4)
(Под ней нарисована длинная полоска для обозначения предложение и схема предложения).
Логопед задаёт детям вопросы.
- Что обозначает верхняя полоска? (Предложение.)
- Что обозначает уголок слева? (Большую букву.)
- Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)
- Что обозначает короткая полоска? (Короткое слово - предлог.)
- Как пишется предлог со словами? (Предлог пишется отдельно от слова.)
- Что обозначает точка на схеме? (Конец предложения.)
- Сколько слов в этом предложении? (Три слова.)
- Как пишутся слова в предложении? (Отдельно друг от друга.)
- Какое первое слово в предложении? (Лиса.)
- Какое второе слово в предложении? (В – предлог.)
- Какое третье слово в предложении? (Норке.).
4
Логопед: А сейчас вы будете составлять по картинкам схемы предложений с предлогами в, на и выкладывать на столе.
Детям раздаются сюжетные картинки: «Лиса в норе», «Медведь спит в берлоге», «Бельчата в дупле», «Зайцы сидят на траве», «Белочка сидит на ветке», «Ежи пошли в лес».
Логопед: Соня, сколько слов в твоем предложении? Назови первое слово в предложении? (затем назвать последующие слова.)
Логопед: Дети, посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли вы выложили схему предложения? (Слайды № 5 - № 10).
- Игра «Живые слова»
Логопед: в этой игре вы будете выходить, и изображать слова в предложении (строятся слева на право).
Например: «Медвежата гуляют с медведицей»
1-й ребёнок - «Медвежата»;
2-й ребёнок – «гуляют»;
3-й ребёнок – «с»;
4-й ребёнок – «медведицей».
Логопед: сколько слов в предложении? Какое слово изображает 1-й ребёнок?
(Дети называют слова по порядку).
- Упражнение «Медвежата играют в прятки» (Слайд № 12 - № 15)
Логопед: медвежата очень любят играть в прятки в лесу, угадайте, где спрятались медвежата?
Примерные ответы детей:
- медвежонок спрятался за деревом;
- медвежонок залез на дерево;
- медвежонок спит в берлоге;
- медвежонок сидит под деревом;
- медвежонок сидит около пенька.
6. Логопед: рассмотрим картину «Медведица с медвежатами» и составим по ней предложения с предлогами с, в, на.
(На мольберте выставлена картина «Медведица с медвежатами» художника Т. Петрова)
Примерные предложения с предлогами по картине:
- медведица с медвежатами;
- медведи ловят рыбу в реке:
- медведица стоит в реке;
- медвежата залезли на камни.
Логопед: А сейчас расскажем о том, как дружат медвежата и ежата.
5
- Пальчиковая физкультминутка
«Медвежата и ежата»
Не знали медвежата,
(руки разводим в стороны)
Что колются ежата,
(расставив пальцы, кисти рук держим горизонтально)
И давай с ежатами
Играть с медвежатами.
(руки в «замок» и наклоняем вправо-влево)
Вдруг медвежата в слёзы:
(трём глаза руками)
- Ёжики-занозы!
(грозим пальцем)
Испугались ёжики:
Несут щипцы и ножики
(пальцами показываем щипцы)
И давай по штучке
Вынимать колючки.
(двумя пальцами «вынимаем колючки»)
Е. Котляр
Логопед: молодцы дети, правильно составляли схемы предложений с предлогами.
- Лексико-граммотические игры и упражнения:
Викторина «Вопросы – ответы»
Логопед: сейчас я вам буду задавать вопросы о животных и их детёнышах, а вы должны быстро и правильно отвечать одним словом.
- Игра «Кто от кого отошёл?» (Слайды № 17 - № 21)
Логопед: нужно правильно составить предложение с предлогом от.
Например: лисёнок отошёл от лисы.
- Игра «Кто кем будет?»
Например:
Логопед: когда вырастит, кем будет ежонок?
Ребенок: ежом.
(волк, медведь, лиса, заяц, кабан, белка, лось, олень)
(Показ логопедом картинок взрослого животного и детёнышей).
(Игра проводится в быстром темпе).
- Игра «Один – много» (Слайды № 23 - № 28)
Например:
6
Логопед: один медвежонок, а много?
Ребенок: медвежат.
- Игра «Какого животного не стало?» (Слайды № 30 - № 46)
(На экране четыре-пять картинок с изображением диких животных)
Логопед: показывает слайд с пятью животными. Затем показываем слайд с четырьмя животными.
- Какого животного не стало?
Дети: не стало волка.
(Игра проводится в быстром темпе).
А сейчас встанем в круг и поиграем в игру. Вы знаете, что в лесу растёт много разных деревьев, вы должны правильно и быстро ответить, что у какого дерева растёт.
- Игра « Назови маму животного»
Логопед: я буду называть детёныша дикого животного, а вы должны назвать его маму.
Примерные ответы:
Лосёнок – лосиха;
Оленёнок – олениха;
Дикий поросёнок – дикая свинья;
Барсучонок – барсучиха;
Бурундучонок – бурундучиха;
Рысёнок – рысиха;
Тигрёнок – тигрица.
Логопед: а сейчас встанем в круг и поиграем в игру. Вы знаете, что в лесу растёт много разных деревьев, вы должны правильно и быстро ответить, что у какого дерева растёт
- Игра «Назови, чьи это плоды?» (Слайд № 47 - № 49)
(На столе в розетках находятся разные плоды хвойных. лиственных деревьев и кустарников).
Логопед: посмотрите, дети, что находится на столе?
Дети: плоды разных деревьев и кустарников.
Логопед: это всё насобирала я, гуляя в лесу осенью. А вы должны сказать, от какого дерева или кустарника эти плоды и как можно их назвать?
Например: орехи от кедра, кедровые орехи.
шишки… (от сосны, сосновые шишки);
орешки… (от кедра);
иголки… (от сосны, ели);
жёлуди… (от дуба)
7
серёжки… (от берёзы);
ягоды… (от рябины);
крылатки… (от клёна);
листья… (от дуба).
Логопед: молодцы, вы быстро и правильно отвечали на вопросы.
- (Обращение к личному опыту)
Логопед: вспомните, пожалуйста, о том, как вы ходили с родителями в приезжий зверинец посмотреть на разных зверей. Назовите, каких диких животных вы там видели?
(Дети называют диких зверей).
Логопед: а сейчас мы расскажем считалку и сосчитаем зверей.
- Физкультминутка-считалочка «Зверинец»
Мы расскажем вам считалку,
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочерёдно загибаем пальцы на руке)
Вот зверинец к нам приехал,
(«Рулим» двумя руками)
В нём зверей не сосчитать!
(Ритмично показываем указательным пальцем)
(Поочерёдно загибаем пальцы на руках)
Волки, зайцы и куницы.
Лоси, рыжие лисицы,
Вот медведь, енот, тюлень,
Быстрый, северный олень.
Полосатый тигр, барсук,
Рысь и шустрый бурундук,
Здесь и белка и кабан.
Всё! Пора нам по домам!
(Шагаем на месте)
Л. Кривошеева
III Заключительная часть:
Рефлексия
Логопед: дети, что вы сегодня нового узнали о диких животных? Какие игры и упражнения вам понравились? Что ещё вы хотели бы узнать о животных?
(Ответы детей).
Логопед: мне понравилось, что вы много знаете о диких животных и их
8
детёнышах. Вы правильно составляли предложения и схемы к ним. Старались точно и быстро отвечать на вопросы, четко говорили все звуки в словах, красиво рассказывали стихотворения и считалочки.
9
Список использованной литературы
- Грошенкова, В.А., Рыжова, Н.В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях по знакомству с дикими животными. // Дошкольная педагогика – 2015. - № 1 – стр. 23-26.
- Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: изд. ГНОМ и Д, 2001. – стр. 136.
- Морозова, А.И., Пушкарёва, М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – стр. 88.
- Смирнова, Л.Н., Овчинникова, С.Н. Логопедия в детском саду. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – стр. 88.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается коррекционно-речевая непосредсвенно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по области «Речевое развитие», комплексное, игровое занятие с использованием ИКТ.
Лексическая тема «Дикие животные».
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, здоровье.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, словесно-речевая.
Цели:
- Продолжать работу с детьми по формированию грамматического строя речи.
- Закреплять и уточнять знания детей о диких животных и их детёнышах..
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги: в, на, над и составлять схему предложения;
2. Упражнять в образовании существительных в творительном падеже и родительном падеже в единственном и множественном числе.
3. Закреплять произношение звуков «Л», «Р» и дифференциацию звуков «Л»-«В», «Л»-«Р» в словах, предложениях и связной речи.
4. Развивать у детей мелкую и общую моторику. Закреплять умение согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей выразительную связную речь, навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
- Развивать познавательную активность, интерес, внимание к жизни диких животных и другим обитателям леса.
Воспитательные задачи:
- Воспитание бережного отношения к природе и животным.
Характеристика детей:
На занятии присутствует 6 детей, 6-7 лет. 3 детей с диагнозом - ФФНР, 3 детей с диагнозом – ФНР. Продолжаем работу по формированию грамматического строя речи, автоматизацией и дифференциацией звуков: «Л»-«В», «Л»-«Р», развитию фонематического слуха и связной речи..
Все дети общительные, доброжелательные, любознательные.
Самоанализ
Непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Дикие животные» с использованием ИКТ.
Проблема НОД состояла в том, чтобы показать, научить и подвести детей:
- к умению правильно употреблять в речи предложения с предлогами, согласовывать окончания существительных и прилагательных в творительном и родительном падежах;
- закреплять и уточнять знания детей о жизни диких животных и их детёнышах через игры и упражнения;
- к выразительному чтению чистоговорок, считалочек для автоматизации поставленных звуков;
- к умению согласовывать движения со словами при проведении физкультминуток для развития мелкой и общей моторики.
Я стремилась стимулировать деятельность детей путем создания игровых ситуаций, вопросов и использования ИКТ.
Просматривалась связь с другими науками:
Биологией, зоологией, литературой, медициной, физкультурой.
Мною использовались следующие образовательные технологии:
- игровые: диактическиес игры и упражнения.
- здоровьесберегающие (физкультминутки «Зверинец», «Медвежата», «Здравствуй лес»).
- ИКТ – слайды презентации «Игры и упражнения по формированию предложно-падежных окончаний существительных у детей старшего дошкольного возраста»;
Все виды деятельности детей соответствовали психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста:
- умственная (сравнение, обобщение);
- речевая (речевые игры и упражнения, рассказывание чистоговорок, считалочек, коллективные обсуждения, словарная работа);
- продуктивная (подвели итог, сделали вывод).
На протяжении всего времени интерес детей поддерживала красочными слайдами на мультимедиа, обращением к личному опыту, считалочками, музыкальным сопровождением коррекционной физкультминутки.
Длительность НОД была – 30 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
Считаю, что с поставленной целью я справилась, НОД оцениваю в - 3 балла
План занятия
- Организационный момент: дети стоят в кругу.
- Введение в тему:
Логопед: сегодня мы поговорим о диких животных, будем составлять о них предложения с предлогами и схемы к ним, поиграем в интересные игры, совершим увлекательное путешествие в лес.
- Коррекционная физкультминутка «Здравствуй лес» (Слайд № 3)
- Логопед: дети, садитесь за столы и посмотрите на экран. Картинка «Лиса в норе» (Слайд № 4)
- Логопед задаёт детям вопросы о предложении.
- Логопед: А сейчас вы сами будете составлять предложения, и выкладывать схему на столе. (Детям раздаются сюжетные картинки)
- Логопед: Дети, посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли вы выложили схему предложения? (Слайды № 5 - № 9).
- Игра «Живые слова»
- Упражнение «Медвежата играют в прятки» (Слайд № 12 - 15)
- Игра «Кто от кого отошёл?» (слайды № 17 – № 21)
- Рассматривание картины «Медведица с медвежатами»
- Пальчиковая физкультминутка «Медвежата»
- Викторина «Вопросы – ответы»
- Игра «Кто кем будет?»
- Игра «Один – много» (слайд № 23 - № 28)
- Игра «Какого животного не стало?» (слайд № 30 - № 46)
Игра «Скажи дальше» - деревья (слайд № 47 - 48)
Игра «Назови, чьи это плоды?» (Плоды в розетках)
III Заключительная часть:
- Физкультминутка «Зверинец»
- Рефлексия (итог)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Лиса в норе. 2. Медведь спит в берлоге. 3. Бельчата в дупле. 4. Зайцы сидят на траве. 5. Белочка на ветке. 6. Ежи пошли в лес. Составление схемы предложения с предлогами
1.
Дидактическая игра « Медвежата играют в прятки »
Игра « Кто от кого отошёл? »
Дидактическая игра « Один – много »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическая игра « Какого животного не стало? »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Домашние и дикие животные"
Дидактическая игра на закрепеление знания домашних и диких животных...
Лексическая тема "Домашние и дикие животные"(рекомендации для родителей)
Тема: «Домашние и дикие животные»Рекомендации родителямДикие животные и их детеныши.1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, ли...
Мастер-класс для педагогов "Применение метода ТРИЗ в продолжении изучения лексической темы "Домашние и дикие животные" с детьми логопедической группы"
Задачи:1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;2. Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт;3.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....
Тема: ЗООПАРК (обобщающее занятие по темам: домашние и дикие животные, животные жарких стран).
Представлен конспект занятия в средней группе по развитию связной речи. Данное занятие знакомит с методами и формами работы с детьми с ОВЗ....
Календарно-тематическое планирование на неделю (14.01.2019г.-18.01.2019г.) в старшей группе. Лексическая тема недели: «Жизнь диких животных зимой».
Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Жизнь диких животных зимой"....
Лексическая тема "Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме"
Расширение словарного запаса и кругозора детей посредством дидактических игр, упражнений и бесед....
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...