Лексическая тема «Лес и дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кривошеева Людмила Павловна

Конспект коррекционно-логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_gmo_dikie_zhivotnye.docx52.16 КБ
Office presentation icon gmoapr1.ppt1.4 МБ
Office presentation icon gmoapr1_-_kopiya.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Свободного

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 7 города Свободного

Конспект

 коррекционно-логопедической  организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по образовательной области

«Речевое развитие»

Лексическая тема «Лес и дикие животные»

Разработала: учитель-логопед

МДОАУ д/с № 7 г. Свободного

Кривошеева Людмила Павловна

Высшая квалификационная

категория

г. Свободный

 2015

Конспект

 коррекционно-речевой  организованной

образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

 Тема «Лес и дикие животные»

Области интеграции: коммуникация, познание, социализация, здоровье.

Цели:

  1. Продолжать работу по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Закреплять и уточнять знания детей о лесе, диких животных и их детёнышах.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: 

1. Закреплять умение детей употреблять в речи предложения с предлогами и составлять к нему схему;

2. Упражнять в образовании существительных в творительном падеже и родительном падеже в единственном и множественном числе.

3. Закреплять произношение звуков «Л», «Р» и дифференциацию звуков «Л»-«В», «Л»-«Р» в словах, предложениях и связной речи.

4. Развивать у детей мелкую и общую моторику. Закреплять умение согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей выразительную связную речь, навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
  2. Развивать познавательную активность, интерес к жизни диких животных и растительного мира леса.

Воспитательные задачи:

Воспитание бережного, заботливого отношения к лесу и его обитателям.

Форма: комплексное, игровое занятие с использованием ИКТ.

Оборудование:

-  картина «Медведица с медвежатами» художник Т. Благов;

-  сюжетные картинки о животных (по количеству детей)

- слайды презентации «Игры и упражнения по формированию предложно-падежных окончаний существительных у детей старшего дошкольного  возраста»;

1

-  наборы из картона для составления схемы предложений (по количеству детей);

-  таблицы со схемами предложений;

-  мольберт с магнитами;

-  розетки с семенами деревьев и кустарников.

Ожидаемый результат:

  1. Дети  правильно составляют  предложения с предлогами и схему к нему. Умеют анализировать предложение, подбирать к нему схему.
  2. Быстро и правильно отвечают на вопросы викторины «Вопросы – ответы», согласуют в роде, числе и падеже окончания существительных и числительных.
  3. Хорошо знают названия и повадки диких животных и их детёнышей.
  4. Умеют быстро находить и правильно определять от какого дерева (кустарника) семена и плоды находятся в розетках.
  5.  Выразительно читают стихи, считалочки, чётко проговаривая поставленные звуки.
  6. Согласовывают движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.

Формы реализации:

  1. Вводная беседа о диких животных.
  2. Основная часть: коррекционная физкультминутка «Здравствуй лес».
  3. Закрепление знаний о составлении схемы предложения.
  4. Индивидуальная работа по составлению схемы предложения по сюжетным картинкам (с раздаточным материалом).
  5. Упражнение «Медвежата играют в прятки» (показ слайдов).
  6. Составление предложений с предлогами по картине «Медведица с медвежатами» художника Т. Петрова.
  7. Физкультминутка «Медвежата»  Е. Котляр.
  8. Лексико-граммотические игры и упражнения в  викторине «Вопросы – ответы».
  9. Игра «Что от какого дерева?».
  10. Обращение к личному опыту детей, выполнение физкультминутки-считалочки «Зверинец» Л. Кривошеевой.
  11.  Заключительная часть: рефлексия.

Предварительная работа:

  1. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
  2. Работа над предложением и составлением схемы.
  3. Беседы, рассматривание картинок и слайдов о растительности леса и

2

           жизни диких животных.

  1. Заучивание чистоговорок, считалочек-физкультминуток: «Зверинец»

Л. П. Кривошеевой, «Медвежата» Э. Котляр, коррекционная физкультминутка «Здравствуй лес»  С. Погорельский.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I Вводная часть                                                                                 (Слайд № 3)

  1. Организационный момент: дети стоят в кругу.

Логопед: дети, я рада  всех вас видеть и здоровыми, с хорошим настроением, мне очень хочется, чтобы хорошее настроение  у вас сохранилось на весь день. К нам пришли гости,  поздоровайтесь с ними.

  1. Введение в тему:

Логопед: сегодня мы поговорим о диких животных, будем составлять о них предложения с предлогами и схемы к ним, поиграем в интересные игры, совершим увлекательное путешествие в лес. Каких животных называют дикими животными?

Дети: потому что эти животные живут в лесу и за ними не ухаживает человек.

Логопед: правильно, а почему другие животные называются домашними?

Дети:  потому что они живут около человека, и он за ними ухаживает.

II Основная часть:  

  1. Дети, мы отправляемся в сказочное путешествие, представьте себе, как мы идем по весеннему лесу, что мы видим и слышим, чем пахнет в проснувшимся лесу?

Коррекционная физкультминутка

Здравствуй лес, прекрасный лес…

Дети широко разводят руками в стороны.

Полный сказок и чудес.

Поворачиваются вправо-влево с вытянутыми руками.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, дождево?

Покачивают вправо-влево поднятыми вверх руками.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Поварачиваясь вправо-влево, всматриваются вдаль.

Всё открой, не утаи.  (Разводят руками).

Ты же видишь – мы свои.

Прижимают обе ладони к груди.

В лес сейчас идём гулять, чтоб кого-то повстречать.

3

Выполняют ходьбу на месте.

Ждут нас на лесной опушке…  (Приседают).

Птички, бабочки, зверушки.

Встают, смотрят на экран – где изображон лес.

Дружно по лесу шагаем

Выполняют ходьбу на месте.

И медведя мы встречаем.

Раскачиваются из стороны в стороны.

Шорох тихий раздаётся –    (Прислушиваются).

Кто-то по лесу крадётся.     (Оборачиваются).

Это лисонька-лиса,

Ищет зайчика она.   (Имитируют движения лисы).

Зайки, маленькие крошки…   (Показывают «ушки»).

Дружно хлопали в ладоши.    (Хлопают в ладоши).

Хвостиком виляли…

Покачивают бёдрами из стороны в сторону.

Глазками моргали…  (Моргают).

Быстро убегали.

Выполняют бег на месте на носочках.

Пробежались, утомились,

У пенька остановились.   (Останавливаются.)

(С. Погорельский) 

                                                                       

На слайде картинка с изображением «Лиса в норе»           (Слайд № 4)

(Под ней нарисована длинная полоска для обозначения предложение и схема предложения).

Логопед задаёт детям вопросы.

-  Что обозначает верхняя полоска? (Предложение.)

-  Что обозначает уголок слева? (Большую букву.)

-  Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

-  Что обозначает короткая полоска? (Короткое слово - предлог.)

-  Как пишется предлог со словами?  (Предлог пишется отдельно от слова.)

-  Что обозначает точка на схеме? (Конец предложения.)

-  Сколько слов в этом предложении? (Три слова.)

-  Как пишутся слова в предложении? (Отдельно друг от друга.)

-  Какое первое слово в предложении? (Лиса.)

-  Какое второе слово в предложении? (В – предлог.)

-  Какое третье слово в предложении? (Норке.).

4

Логопед: А сейчас вы будете составлять по картинкам схемы предложений с предлогами в, на и выкладывать на столе.

Детям раздаются сюжетные картинки:  «Лиса в норе», «Медведь спит в берлоге», «Бельчата в дупле», «Зайцы сидят на траве», «Белочка сидит на ветке», «Ежи пошли в лес».

 Логопед: Соня, сколько слов в твоем предложении? Назови первое слово в предложении? (затем назвать последующие слова.)

Логопед: Дети, посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли вы выложили схему предложения?                                      (Слайды № 5  -  № 10).

  1. Игра «Живые слова»

Логопед: в этой игре вы будете выходить, и изображать слова в предложении  (строятся слева на право).

Например: «Медвежата гуляют с медведицей»

1-й ребёнок - «Медвежата»;

2-й ребёнок – «гуляют»;

3-й ребёнок – «с»;

4-й ребёнок – «медведицей».

Логопед: сколько слов в предложении? Какое слово изображает 1-й ребёнок?

 (Дети называют слова по порядку).

  1. Упражнение «Медвежата играют в прятки»           (Слайд № 12 - № 15)

Логопед: медвежата очень любят играть в прятки в лесу, угадайте, где спрятались медвежата?

Примерные ответы детей:

-  медвежонок спрятался за деревом;

-  медвежонок залез на дерево;

-  медвежонок спит в берлоге;

-  медвежонок сидит под  деревом;

-  медвежонок сидит около пенька.

6. Логопед: рассмотрим  картину «Медведица с медвежатами» и составим по ней предложения с предлогами с, в, на.

(На мольберте выставлена картина «Медведица с медвежатами» художника Т. Петрова)

Примерные предложения с предлогами по картине:

-  медведица с медвежатами;

-  медведи ловят рыбу в реке:

-  медведица стоит в реке;

-  медвежата залезли на камни.

Логопед: А сейчас расскажем о том, как дружат медвежата и ежата.

5

  1. Пальчиковая физкультминутка

«Медвежата и ежата»

Не знали медвежата,

(руки разводим в стороны)

Что колются ежата,

(расставив пальцы, кисти рук держим горизонтально)

И давай с ежатами

Играть с медвежатами.

(руки в «замок» и наклоняем вправо-влево)

Вдруг медвежата в слёзы:

(трём глаза руками)

- Ёжики-занозы!

(грозим пальцем)

Испугались ёжики:

Несут щипцы и ножики

(пальцами показываем щипцы)

И давай по штучке

Вынимать колючки.

(двумя пальцами «вынимаем колючки»)

Е. Котляр  

Логопед: молодцы дети, правильно составляли схемы предложений с предлогами.

  1. Лексико-граммотические игры и упражнения:

Викторина «Вопросы – ответы»

Логопед: сейчас я вам буду задавать вопросы о животных и их детёнышах, а вы должны быстро и правильно отвечать одним словом.

  1. Игра «Кто от кого отошёл?»                                (Слайды № 17 - № 21)    

Логопед: нужно правильно составить предложение с предлогом от.

Например: лисёнок отошёл от лисы.

  1. Игра «Кто кем будет?»

Например:

Логопед: когда вырастит, кем будет ежонок?  

Ребенок: ежом.

(волк, медведь, лиса, заяц, кабан, белка, лось, олень)

(Показ логопедом картинок взрослого животного и детёнышей).

(Игра проводится  в быстром темпе).

  1. Игра «Один – много»                                           (Слайды № 23 - № 28)

Например:

6

Логопед: один медвежонок, а много?

Ребенок: медвежат.

  1. Игра «Какого животного не стало?»                 (Слайды № 30 - № 46)

(На экране четыре-пять картинок с изображением диких животных)

Логопед:  показывает слайд  с пятью животными. Затем показываем слайд с четырьмя животными.

- Какого животного не стало?

Дети: не стало волка.

(Игра проводится в быстром темпе).

А сейчас встанем в круг и поиграем в игру. Вы знаете, что в лесу растёт много разных деревьев, вы должны правильно и быстро ответить, что у какого дерева растёт.

  1. Игра « Назови маму животного»

Логопед: я буду называть детёныша дикого животного, а вы должны назвать его маму.

Примерные ответы:

Лосёнок – лосиха;

Оленёнок – олениха;

Дикий поросёнок – дикая свинья;

Барсучонок – барсучиха;

Бурундучонок – бурундучиха;

Рысёнок – рысиха;

Тигрёнок – тигрица.

Логопед: а сейчас встанем в круг и поиграем в игру. Вы знаете, что в лесу растёт много разных деревьев, вы должны правильно и быстро ответить, что у какого дерева растёт

  1.   Игра «Назови, чьи это плоды?»                         (Слайд № 47 - № 49)

(На столе в розетках находятся разные плоды хвойных. лиственных деревьев и кустарников).

Логопед: посмотрите, дети, что находится на столе?

Дети: плоды разных деревьев и кустарников.

Логопед: это всё насобирала я, гуляя в лесу осенью. А вы должны сказать, от какого дерева или кустарника эти плоды и как можно их назвать? 

Например:  орехи от кедра, кедровые орехи.                   

шишки…     (от сосны, сосновые шишки);

 орешки…    (от кедра);

иголки…     (от сосны, ели);

жёлуди…    (от дуба)

7

серёжки…  (от берёзы);

ягоды…      (от рябины);

крылатки…  (от клёна);

листья…    (от дуба).

Логопед: молодцы, вы быстро и правильно отвечали на вопросы.                     

  1. (Обращение к личному опыту)

Логопед: вспомните, пожалуйста, о том, как вы ходили с родителями в приезжий зверинец посмотреть на разных зверей. Назовите, каких диких животных вы там видели?

(Дети называют диких зверей).

Логопед: а сейчас мы расскажем считалку и сосчитаем зверей.

  1. Физкультминутка-считалочка «Зверинец»

Мы расскажем вам считалку,

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочерёдно загибаем пальцы на руке)

Вот зверинец к нам приехал,

(«Рулим» двумя руками)

В нём зверей не сосчитать!

(Ритмично показываем указательным пальцем)

(Поочерёдно загибаем пальцы на руках)

Волки, зайцы и куницы.

Лоси, рыжие лисицы,

Вот медведь, енот, тюлень,

Быстрый, северный олень.

Полосатый тигр, барсук,

Рысь и шустрый бурундук,

Здесь и белка и кабан.

Всё! Пора нам по домам!

(Шагаем на месте)

Л. Кривошеева

III Заключительная часть:

Рефлексия

Логопед: дети, что вы сегодня нового узнали о диких животных? Какие игры и упражнения вам понравились? Что ещё вы хотели бы узнать о животных?

(Ответы детей).

Логопед: мне понравилось, что вы много знаете о диких животных и их

8

детёнышах. Вы правильно составляли предложения и схемы к ним. Старались точно и быстро отвечать на вопросы, четко говорили все звуки в словах, красиво рассказывали стихотворения и считалочки.

9

Список использованной литературы

  1. Грошенкова, В.А., Рыжова, Н.В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях по знакомству с дикими животными. // Дошкольная педагогика – 2015. - № 1 – стр. 23-26.
  2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.:  изд. ГНОМ и Д, 2001. – стр. 136.
  3. Морозова, А.И., Пушкарёва, М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – стр. 88.
  4. Смирнова, Л.Н., Овчинникова, С.Н. Логопедия в детском саду. -  М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – стр. 88.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается коррекционно-речевая непосредсвенно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по области «Речевое развитие», комплексное, игровое занятие с использованием ИКТ.

Лексическая тема «Дикие животные».

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, здоровье.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, словесно-речевая.

 Цели:

  1. Продолжать работу с детьми по формированию грамматического строя речи.
  2. Закреплять и уточнять знания детей о диких животных и их детёнышах..

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: 

1. Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги: в, на, над и составлять схему предложения;

2. Упражнять в образовании существительных в творительном падеже и родительном падеже в единственном и множественном числе.

3. Закреплять произношение звуков «Л», «Р» и дифференциацию звуков «Л»-«В», «Л»-«Р» в словах, предложениях и связной речи.

4. Развивать у детей мелкую и общую моторику. Закреплять умение согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей выразительную связную речь, навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
  2. Развивать познавательную активность, интерес, внимание к жизни диких животных и другим обитателям леса.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание бережного отношения к природе и животным.

Характеристика детей:

На занятии присутствует 6 детей, 6-7 лет. 3 детей с диагнозом -  ФФНР, 3 детей с диагнозом – ФНР. Продолжаем работу по формированию грамматического строя речи, автоматизацией и дифференциацией звуков: «Л»-«В», «Л»-«Р»,  развитию фонематического слуха и связной речи..

Все дети общительные, доброжелательные, любознательные.

Самоанализ

Непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»  на тему «Дикие животные» с использованием ИКТ.

Проблема НОД состояла в том, чтобы показать, научить и подвести детей:

- к умению правильно употреблять в речи предложения с предлогами, согласовывать окончания существительных и прилагательных в творительном и родительном падежах;

- закреплять и уточнять знания детей о жизни диких животных и их детёнышах через игры и упражнения;

- к выразительному чтению чистоговорок, считалочек для автоматизации поставленных звуков;

-  к умению согласовывать движения со словами при проведении физкультминуток для развития мелкой и общей моторики.

Я стремилась стимулировать деятельность детей путем создания игровых  ситуаций, вопросов и использования ИКТ.

Просматривалась связь с другими науками:

Биологией, зоологией,  литературой,  медициной, физкультурой.

Мною использовались следующие образовательные технологии:

 - игровые:  диактическиес игры и упражнения.

 - здоровьесберегающие (физкультминутки «Зверинец», «Медвежата», «Здравствуй лес»).

 - ИКТ – слайды презентации «Игры и упражнения по формированию предложно-падежных окончаний существительных у детей старшего дошкольного  возраста»;

Все виды деятельности детей соответствовали психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста:

 - умственная (сравнение, обобщение);

 - речевая (речевые игры и упражнения, рассказывание чистоговорок, считалочек, коллективные обсуждения, словарная работа);

 - продуктивная (подвели итог, сделали вывод).

На протяжении всего времени интерес детей поддерживала красочными слайдами на мультимедиа, обращением к личному опыту, считалочками, музыкальным сопровождением коррекционной физкультминутки.  

Длительность НОД была – 30 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Считаю, что с поставленной целью  я справилась, НОД оцениваю в - 3   балла

План занятия

  1. Организационный момент: дети стоят в кругу.
  2. Введение в тему:

Логопед: сегодня мы поговорим о диких животных, будем составлять о них предложения с предлогами и схемы к ним, поиграем в интересные игры, совершим увлекательное путешествие в лес. 

  1. Коррекционная физкультминутка «Здравствуй лес»                                        (Слайд № 3)
  2. Логопед: дети, садитесь за столы и посмотрите на экран.                                                                                                                      Картинка «Лиса в норе»                                        (Слайд № 4)
  3. Логопед задаёт детям вопросы о предложении.
  4. Логопед: А сейчас вы сами будете составлять предложения, и выкладывать схему на столе. (Детям раздаются сюжетные картинки)
  5. Логопед: Дети, посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли вы выложили схему предложения?                                                       (Слайды № 5  -  № 9).
  6. Игра «Живые слова»
  7. Упражнение «Медвежата играют в прятки»                                                    (Слайд № 12 - 15)
  8. Игра «Кто от кого отошёл?»     (слайды № 17 – № 21)
  9. Рассматривание картины «Медведица с медвежатами» 
  10. Пальчиковая физкультминутка «Медвежата»
  11. Викторина «Вопросы – ответы»

-  Игра «Кто кем будет?»

-  Игра «Один – много»                                    (слайд № 23 - № 28)

-  Игра «Какого животного не стало?»         (слайд № 30 - № 46)

Игра «Скажи дальше» - деревья                     (слайд № 47 - 48)

Игра «Назови, чьи это плоды?»    (Плоды в розетках)

III Заключительная часть:

  1. Физкультминутка «Зверинец»
  2. Рефлексия (итог)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Тема «Игры и упражнения по формированию предложно-падежных окончаний существительных в речи дошкольника» Разработала: учитель-логопед МДОАУ д/с № 7 г. Свободного Кривошеева Людмила Павловна Высшая категория г. Свободный 2015 Управление образования администрации города Свободного муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного

Слайд 3

1. Лиса в норе. 2. Медведь спит в берлоге. 3. Бельчата в дупле. 4. Зайцы сидят на траве. 5. Белочка на ветке. 6. Ежи пошли в лес. Составление схемы предложения с предлогами

Слайд 4

1.

Слайд 11

Дидактическая игра « Медвежата играют в прятки »

Слайд 16

Игра « Кто от кого отошёл? »

Слайд 22

Дидактическая игра « Один – много »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Дидактическая игра « Какого животного не стало? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Домашние и дикие животные"

Дидактическая игра на закрепеление знания домашних и диких животных...

Лексическая тема "Домашние и дикие животные"(рекомендации для родителей)

Тема: «Домашние и дикие животные»Рекомендации родителямДикие животные и их детеныши.1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, ли...

Мастер-класс для педагогов "Применение метода ТРИЗ в продолжении изучения лексической темы "Домашние и дикие животные" с детьми логопедической группы"

Задачи:1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;2. Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт;3.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Тема: ЗООПАРК (обобщающее занятие по темам: домашние и дикие животные, животные жарких стран).

Представлен конспект занятия в средней группе по развитию связной речи. Данное занятие знакомит с методами и формами работы с детьми с ОВЗ....

Лексическая тема "Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме"

Расширение словарного запаса и кругозора детей посредством дидактических игр, упражнений и бесед....

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...