Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи в старшей логопедической группе по теме
« Дикие животные».
Цель.
1. Активизировать словарь по теме.
2. Закрепить согласование сущ. м. и ж. рода с прилагательными в роде, числе и падеже.
3.Упражнять в предложно – падежном управлении («Кто у кого», «Где живут»)
4. Формировать навыки связного последовательного высказывания.
5. Воспитывать интерес, уважение к родному краю.
Словарь.
Сущ.: животные, звери, волк, лиса, лось, заяц, белка, ёж, медведь, лапы, морда, пасть, хвост, рога, иголки, нора, логово, норка, берлога, дупло, лес.
Прил.: маленький, крупный, трусливый, хитрая, неуклюжий, сильный, осторожный, зубастый, мохнатый, колючий.
Оборудование:
1) игрушки зверей (лиса, заяц, лось, волк, белка, медведь, ёж);
2) картинки зверей;
3) картинки – контуры к игре «Что забыл нарисовать художник»;
4) «угощения» из пластилина для зверей;
5) картинка - панорама леса.
Предварительная работа:
1) закрепление названий животных, частей тела, детёнышей, жилища;
2) ознакомление с картинками – схемами к составлению описательного рассказа;
3) разучивание пальчиковой гимнастики по теме;
4) лепка из пластилина овощей и фруктов – «угощение для зверей»;
5) работа с антонимами ( маленький – большой, крупный – мелкий, высокий – низкий, трусливый – храбрый, добрый – злой, проворный – неуклюжий, короткий – длинный);
6) чтение художественной литературы по теме;
7) подготовка дидактических игр « Кто где живёт?», « Найди свою маму»,
« Зоологическое лото».
Последующая работа:
1) закрашивание рисунков животных с проговариванием (прил. с сущ. муж. или ж. рода ед. числа);
2) составление описательных рассказов по картинкам – символам.
Ход занятия.
Вводная часть.
Логопед: «Ребята, к нам в гости пришел гость. Гость волшебный. Это старичок – лесовичок».
Лесовичок: «Здравствуйте, дети. Я хочу пригласить вас в волшебный лес. Вы помните, как надо себя вести в лесу, чтобы не напугать лесных жителей? Проходите на лесную полянку».
Логопед: «Дети, посмотрите, на полянке кто – то есть. Это, наверное, друзья нашего гостя? Познакомь нас, лесовичок, со своими друзьями».
Лесовичок: «Отгадайте загадку. Серый, злой, голодный. Кто это?» (волк).
Дети отгадывают загадки и лесовичок знакомит их со зверями – игрушками.
«Большой, неуклюжий, косолапый» (медведь)
«Рыжая, хитрая, пушистая» (лиса)
«Маленький, колючий, круглый» (ёж)
«Рыжая, весёлая, быстрая, проворная, небольшая» (белка)
«Большой, рогатый, длинноногий, его называют «сохатый» (лось)
«Летом серый, зимой белый, быстрый, трусливый, длинноухий» (заяц)
Логопед: «Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Скажите, как можно назвать одним словом волка, лису, зайца, медведя, лося, ежа? (дикие животные или звери). А почему они дикие? (потому, что живут в лесу).
Дикие животные с человеком не живут.
Постоянной помощи от него не ждут.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют.
Строят прочное жилище. Место сбора сами ищут.
Основная часть.
Логопед: «Дорогой лесовичок, дети все твои загадки отгадали. А теперь ты отгадай наши». Логопед выставляет на доску карточки – схемы. Ребёнок, опираясь на схемы описывает какое – нибудь животное.
1 ребёнок: «Этот зверь живёт в лесу. Он крупнее зайца, но меньше волка. По цвету рыжий. У него есть голова, туловище, 4 лапы, треугольные небольшие уши, а самое красивое – большой, пушистый, рыжий хвост. Живет в норе. Детеныши лисята».
2 ребёнок: «Это дикий зверь. Он не крупный, но и не мелкий. Летом серый, зимой белый. У него длинные уши, маленький хвост. Дом для него любой кустик. Детки зайчата».
3 ребёнок: «Это дикий зверь. Он крупный. Коричневого цвета. А него большие лапы, большое лохматое туловище, небольшие уши и хвост. Зимой он спит в берлоге. Детки его медвежата».
4 ребёнок: «Это дикий зверь. Мелкий. Серого цвета. У него маленькие лапки, на спине иголки, маленькие глазки и ушки. Зимой он спит в норке. Детёныши ежата.
Лесовичок не может сразу отгадать загадку. Логопед просит детей подсказать ему – показать пальчиками (пальчиковая гимнастика).
Физкультминутка.
Лесовичок превращает детей в диких зверей. Дети вместе с лесовичком выполняют логоритмические упражнения.
Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам.
(Дети скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней).
Белка прыгает по веткам. Гриб несет бельчатам деткам.
(Дети прыгают, сложив руки перед грудью).
Ходит мишка косолапый. У него кривые лапы.
(Дети идут вперевалочку).
Без тропинок, без дорожек катится колючий ёжик.
(Дети двигаются в полуприседе, согнув спинки).
Серый волк бежит по лесу. А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою два пушистые хвоста.
(Дети бегут, сложив руки перед грудью).
Ношу огромные рога. Сохатым все зовут меня.
Питаюсь я в лесу травой. К реке хожу на водопой.
(Дети идут, высоко поднимая ноги, руками показывая «рога» лося)
Лесовичок: «Дети, я вам принёс рисунки диких животных. Их нарисовал художник. Мне кажется, что он забыл что – то дорисовать.Чего нет у зверей».
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Дети говорят, чего не хватает каждому зверю. У лося нет рогов. У лисы нет хвоста. У зайца нет ушей. У ежа нет иголок. У медведя нет пасти. У белки нет передних лап. У волка нет глаз.
Логопед: «Молодцы, ребята. Оставь нам, лесовичок, эти рисунки. Дети нарисуют потом недостающие детали и раскрасят животных. Наши дети вылепили из пластилина подарки твоим друзьям.
Игра «Угости зверей».
Логопед достаёт поднос, на котором лежат вылепленные детьми овощи и фрукты и спрашивает каждого ребёнка кого он хочет угостить и чем.
Дети: -Я хочу угостить зайца морковкой.
- Я хочу угостить лису сыром.
- Я хочу угостить волка косточкой.
-Я хочу угостить ежа яблоком.
-Я хочу угостить лося листочками.
-Я хочу угостить белку грибочком.
-Я хочу угостить белку орешком.
-Я хочу угостить медведя ягодами. и т.д.
Все «угощения» складывают в корзину и отдают лесовичку. Он благодарит детей.
Заключительная часть.
Логопед: Дети, где мы сегодня были?
Дети: Мы были в лесу на лесной полянке.
Л.: Кого мы там видели?
Д.: Мы видели в лесу диких животных: зайца, лису, волка, медведя, ежа, лося, белку.
Л.: Почему они называются дикими?
Д.: Они дикие, потому что живут в лесу.
Л.: А у нас есть лес?
Д.: Да.
Л.: Кто-нибудь видел в наших лесах зверей? Почему в наших лесах мало диких животных?
Д.: Звери любят тишину, чистоту. А у нас не везде чистота и тишина.
Л.: Да, ребята, лес нужно беречь. Не шуметь в лесу, не сорить.
Ребята, а слоны водятся в наших лесах? Почему?
Д.: Слоны живут в жарких странах. Они любят тепло. А у нас зимой холодно. Слоны замерзнут и есть им будет нечего. У слонов нет шерсти. Они питаются фруктами и зеленью.
Л.: Погостили мы у лесовичка. Пора и домой собираться. Сегодня все дети были молодцами. И слушали внимательно, и отвечали отлично. Спасибо и тебе, лесовичок. До свидания, звери, до свидания, лесовичок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"
Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»
Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)
Цель: формирование представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»...