Синквейн в логопедической работе
консультация по логопедии

Косило Надежда Викторовна

Синквейн в логопедической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkvey.docx357.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНКВЕЙНА КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться»

Сенека

Профессиональная деятельность учителя – логопеда предполагает использованиеразличных образовательных технологий, в том числе и инновационных. В своей работе со старшими дошкольниками речевой группы я активно и плодотворно использую такой метод новой образовательной технологии как «синквейн» (в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк»). Инновационность данного метода заключена в создании условий для развития личности ребёнка, способного критически мыслить, умеющего выделять главное, обобщать, систематизировать и классифицировать, а также исключать лишнее. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

ПРАВИЛА  СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Синквейн состоит из 5 строк.Его форма напоминает ёлочку.

1. Слово-предмет.

2. Слова-признаки.

3. Слова-действия.

4. Фраза-предложение.

5. Слово, связанное с первым, отражающее

сущность темы.

Первая строка синквейна (одно слово) – это заголовок (тема), состоящий из одного слова (чаще  это существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка (два слова)– это прилагательные, которые описывают признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка(три слова)обычно состоит из глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка (несколько слов)– представлена в виде словосочетания или предложения, отражающего личное отношение автора синквейна  к содержаниютекста.

Последняя пятая строка (одно слово)– это существительное, выражающее  чувство, ассоциацию, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне (личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним к первому слову).

Например,   C:\Users\FlashPRO\Desktop\f29cfe53783751.59410938821a0.png

1. Роза.
2. Красивая, ароматная.    
3. Растет, колет, радует.
4. Как я люблю смотреть на розы!
5. Праздник!

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ СИНКВЕЙНА

Самое главное достоинство этого метода – его простота. Синквейн может составить каждый.Поделюсь своим опытом. Во-первых, этот методимеет игровую направленность и раскрывает творческие, интеллектуальные, речевые возможности ребёнка старшего дошкольного возраста.

Во-вторых, в работе гармонично использую синквейн для развития лексико-грамматической стороны речи, в уточнении, обогащении и активизации словарногозапаса ребёнка, при обучениисоставлению рассказа, краткому пересказу.

В-третьих– применяю  в качестве диагностического инструмента, с помощью которого оцениваю уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В-четвертых– этот метод помогает в комплексном воздействии на развитие речи, памяти, внимания, мышления.

В-пятых–использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.Синквейниспользуюдля закрепления изученной темы, как  заключительноезадание по пройденному материалу.  Данный метод облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит находить и выделять в большом объемеинформации главную мысль. По определенному алгоритму (можно использовать наводящие вопросы) дети создают свои устные нерифмованные стихотворения.

ВИДЫ РАБОТ С СИНКВЕЙНОМ

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).C:\Users\FlashPRO\Desktop\79201dc5823fc4f0275ea6cd2ce71535.jpg

Например,синквейн:

1. Кран.

2. Подъемный, высокий.

3. Поднимает, строит, перемещает.

4. Мне нравятся строительные  машины.

5. Техника.

Рассказ.                                                                                                                             «Подъемный кран – это строительная техника. Он очень высокий, может поднимать, перемещать разные тяжелые предметы, помогает строить объекты. Мне нравится разная строительная техника. Однажды я гулял с мамой и видел как работает подъемный кран.»

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке и т.д.Например,   составление синквейна по сказке«Дюймовочка».    

Дюймовочка        Жаба

Крошечная, добрая.                Наглая, противная.

Боится, убегает, просит (помощи).          Выкрала, обманула, обхитрила.

Мне жалко Дюймовочку.                Жаба поступила плохо.

Нежность.        Гадость.C:\Users\FlashPRO\Desktop\1127428564.jpg

Ласточка

Смелая, благодарная.

Спасла, защитила, отблагодарила (Дюймовочку).

Ласточка поступила смело и благородно.

Преданность.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна  для определения отсутствующей части.Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо найти слово в первой строке).C:\Users\FlashPRO\Desktop\Planets_solar_system_as_446562.jpg

1. ------

2. Бесконечный, неизведанный.

3. Завораживает, удивляет, пугает.

4. Мне нравятся фильмы о нём.

5. Вселенная.

Ответ: космос

4. Можно использовать синквейн  на занятиях для закрепления изученной лексической темы. Дети самостоятельно составляют синквейны, используя полученные знания по теме.

5. При составлении синквейнов можно  использовать соревнование: «Кто назовет больше нужных и точных слов к предложенному заголовку синквейна».

Я указала лишь некоторые виды работ с синквейном из собственного опыта, привела примеры детских ответов, так как хотелось обратить внимание на данный игровой метод, который может быть полезен и интересен как педагогам, так и широкому кругу читателей, взрослым и детям. Каждый может творчески использоватьсинквейн в своей работе. Составление синквейна гармонично сочетает элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно – ориентированной. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Чтобы выигрывать, нужно прежде всего играть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками " Уразбаева Г.З. учитель-логопед МДОБУ ЦРР - детский сад " Аленушка"

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык - это средство общения,выражения и формирования мыслей "активн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....

ПРИМИНЕНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНТ.

В статье рассматривается необходимость использования   метода «синквейн»  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушени...

Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР

Презентация на тему : Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Модель использования технологии Синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом....

Дидактический синквейн в логопедической практике

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения....

"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Инновационная педагогическая технология синквейн: актуальность, цели, задачи технологии синквейн. Правила составления и варианты использования инновационной технологии синквейн в логопедической ...