Дидактический синквейн в логопедической практике
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегидина Ольга Юрьевна учитель-логопед
МБДОУ д/с № 16 г. Белгорода
Дидактический синквейн в логопедической практике.
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные/инновационные формы работы. Они приобретают особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как инновационные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
Рассмотрим одну из таких технологий – технологию «синквейн».
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн пишется не из любых пяти строк, а по определенным и довольно сложным правилам. Синквейн – это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о каком-то предмете, событии или явлении, который и является темой синквейна. Это может быть краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-либо предмета или явления.
Различают синквейн традиционный и дидактический. Мы остановимся на дидактическом синквейне, т.к. именно он используется в логопедической практике. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у детей.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Правила составления синквейна:
• первая строка – одно слово, существительное, отражающее предмет речи;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основные качества предмета речи;
• третья строка – три слова, глаголы, включающие действия в рамках темы;
• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слово, связанные с первым, отражающее сущность темы.
Например:
1. Кто? – Медведь;
2. Какой? – Мохнатый, большой;
3. Что делает? – Рычит, Лакомится, Спит;
4. Предложение – Медведь зимой спит в берлоге;
5.Ассоциация – Зверь.
Для того чтобы правильно составить синквейн, необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
• владеть обобщением;
• пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• научиться правильно понимать и задавать вопросы;
• согласовывать слова в предложении;
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Для успешного применения данной технологии, необходимо провести предварительную работу, которая включает в себя:
- Уточнение, расширение, совершенствование пассивного и активного словаря по различным лексическим темам;
- Знакомство с понятиями «Слово, обозначающее предмет», «Слово, обозначающее действие», «Слово, обозначающее признак предмета». Это способствует накоплению материала для распространения предложения.
- Овладение понятиями «живой», «неживой» предмет для постановки вопросов к словам, обозначающих предмет, действия и признаки предмета;
- Знакомство с графическими схемами.
Во время подготовительного этапа ребенок учится составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения устраняется за счет распространения грамматической основы, вводятся предлоги. Завершается подготовительная работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур с опорой на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.
Основной этап освоения техники синквейна представляет собой непосредственное обучение составлению пятистишей.
Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы. Также интересно использовать синквейн для развития связной речи, используя слова из синквейна, придумать рассказ. Могут быть использованы такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна дляㅤопределения отсутствующей части, например, дан синквейнㅤбез указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
При творческомㅤиспользовании в совместнойㅤдеятельности синквейн воспринимается детьми какㅤувлекательная игра,ㅤкак возможность выразить свое мнение.
Каких результатов можно достичь, используя современную технологию «дидактический синквейн» в логопедии?
- Значительно улучшить показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств.
- Преодолеть стереотипность грамматического оформления и нарушения порядка слов в предложении.
- Употребление грамматических конструкций детьми в виде сложных, распространенных предложений, логическая завершенность грамматических конструкций.
Таким образом,ㅤтехнология «Дидактический синквейн»ㅤможет успешно применяться в логопедической практике.
Список использованной литературы:
1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учеб-метод. пособие / В.М. Акименко. – Ростов н/Д., 2008.
2. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
Консультация " Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками " Уразбаева Г.З. учитель-логопед МДОБУ ЦРР - детский сад " Аленушка"
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык - это средство общения,выражения и формирования мыслей "активн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ -КУКОЛ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Обучение чтению – важный этап развития ребенка. Многим детям этот навык дается не просто. Для детей с ОНР информация воспринимается лучше, если ее можно не только услышать и увидеть, но еще потр...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Модель использования технологии Синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом....
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизациидидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна....