ПРИМИНЕНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНТ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В статье рассматривается необходимость использования метода «синквейн» в логопедической работе с детьми с ТНР для более эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predeina_galina_petrovna_statya.docx | 125.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Предеина Галина Петровна,
учитель- логопед,
МБДОУ №96
г. Иркутск, Россия
ПРИМИНЕНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНТ.
Аннотация: В статье рассматривается необходимость использования метода «синквейн» в логопедической работе с детьми с ТНР для более эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Ключевые слова: коррекционный процесс, речевое развитие, «синквейн».
Развитие речи у дошкольников является приоритетным направлением в деятельности логопедов ДОУ. Как показала практика многих лет работы в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, необходимо внедрение в коррекционный процесс эффективных методов и приемов направленных на развитие психических процессов у детей с целью улучшения их речевого развития.
Обследуя детей поступающих в логопедическую группу мною было замечено, что дети испытывают значительные трудности при пересказе текстов, составлению рассказов из личного опыта, составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин, а так же затрудняются в усвоении тем повседневных фронтальных и подгрупповых занятий по лексическим темам и звуковой культуре речи. Так же детям с нарушением речи тяжело даются разучивания стихотворений.
Так как характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов, а так же бедная диалогическая речь ( неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий развернутый ответ) , недостаточная сформированность таких процессов как внимание и память, возникает необходимость использования эффективных методов способствующих развитию речи детей. Таким методом является синквейн.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Существуют определенные правила написания синквейна. Его структура состоит из пяти строк, а форма синквейна напоминает «елочку».
строка первая (вершина «елочки») – одно слово;
строка вторая – состоит из 2-х слов;
строка третья – состоит из 3-х слов;
строка четвертая – состоит из 4-х слов слова;
строка пятая (основание «елочки») – состоит из 1-го слова.
- Строка первая синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Строка вторая – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Строка третья обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Строка четвертая – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Строка пятая – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
В дошкольном возрасте не обязательно строгое соблюдение правил составления синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо 2 одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Существует I подготовительный этап работы перед началом создания синквейна, работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря, чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Цель подготовительного этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Начинать надо с простой знакомой темы. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
II этап – основной
Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап практический
Цель третьего этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
При составлении синквейна с дошкольниками необходито опираться только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами: О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Тем самым делая выводы о эффективном применении синквейна в логопедической практике можно отметить положительную динамику в развитии речи дошкольников с ТНР.
Синквейн помогает речевому развитию и способствует:
- уточнению, активизации словаря детей, закреплению знаний о частях речи.
- Учит краткому пересказу.
- Учит подбирать синонимы.
- Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
- Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.
- Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
- Содержит игровой момент.
Дети с удовольствием принимают этот метод, так как от прост в применении и получается у всех детей без исключения.
Список литературы:
1. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005). Проверено 28 мая 2009
2. Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИНКВЕЙНЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 827-829;
3. Структура синквейна http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1405944-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Метод самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающая технология»
Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нар...
Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР
Презентация на тему : Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР...
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»
Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...
"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Инновационная педагогическая технология синквейн: актуальность, цели, задачи технологии синквейн. Правила составления и варианты использования инновационной технологии синквейн в логопедической ...
Сказкотерапия как один из методов в коррекционно – логопедической работе с детьми с ОВЗ.
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, ...