ПРИМИНЕНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНТ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Предеина Галина Петровна

В статье рассматривается необходимость использования   метода «синквейн»  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predeina_galina_petrovna_statya.docx125.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Предеина Галина Петровна,

                                                                                                учитель- логопед,

                                                                                                     МБДОУ №96

                                                                                               г. Иркутск, Россия

       ПРИМИНЕНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН»  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНТ.

         Аннотация:  В статье рассматривается необходимость использования   метода «синквейн»  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников.

         Ключевые слова: коррекционный процесс, речевое развитие, «синквейн».

    Развитие речи у дошкольников является приоритетным направлением в деятельности логопедов  ДОУ. Как показала практика многих лет работы в логопедической группе с детьми  дошкольного возраста, необходимо внедрение в коррекционный процесс эффективных методов и приемов направленных на развитие психических процессов у детей с целью  улучшения их речевого развития.

    Обследуя детей поступающих в логопедическую группу мною было замечено, что дети испытывают значительные трудности при пересказе текстов, составлению рассказов из личного опыта, составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин, а так же затрудняются  в усвоении тем повседневных фронтальных  и подгрупповых занятий по лексическим темам и звуковой культуре речи.  Так же детям с нарушением речи тяжело даются разучивания стихотворений.  

   Так как  характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов, а так же бедная диалогическая речь ( неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий развернутый ответ) , недостаточная сформированность таких процессов как внимание и память, возникает необходимость использования  эффективных методов способствующих развитию речи детей. Таким методом является синквейн.

    Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.

    Существуют определенные правила написания синквейна.  Его структура состоит из пяти строк, а форма  синквейна  напоминает «елочку».

строка первая  (вершина «елочки») – одно слово;

строка вторая –  состоит из 2-х слов;

строка третья – состоит из  3-х слов;

строка четвертая –  состоит из 4-х слов слова;

строка пятая  (основание «елочки») –  состоит из 1-го слова.

  • Строка  первая синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Строка вторая – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  • Строка третья  обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  • Строка  четвертая – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Строка пятая  – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

    В дошкольном возрасте не обязательно строгое соблюдение правил составления синквейна.  Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо 2 одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

   Существует I подготовительный этап работы перед началом создания синквейна, работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря, чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

    Цель  подготовительного этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

    Начинать надо с простой знакомой темы. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

    II этап – основной

    Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

  III этап практический

  Цель третьего этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

  При составлении синквейна с дошкольниками необходито опираться только на   темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами: О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Тем самым делая выводы о эффективном применении синквейна в логопедической практике можно отметить положительную динамику в развитии речи дошкольников с ТНР.

    Синквейн  помогает  речевому развитию и способствует:

  • уточнению, активизации словаря детей, закреплению знаний о частях речи.
  • Учит краткому пересказу.
  • Учит подбирать синонимы.
  • Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
  •  Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.
  •  Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
  •  Содержит игровой момент.

Дети с удовольствием принимают этот метод, так как от прост в применении и получается у всех детей без исключения.

  Список литературы:

1. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005). Проверено 28 мая 2009

2. Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИНКВЕЙНЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 827-829;

3. Структура синквейна  http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1405944-1.html       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Метод самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающая технология»

Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нар...

Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР

Презентация на тему : Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР...

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...

"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Инновационная педагогическая технология синквейн: актуальность, цели, задачи технологии синквейн. Правила составления и варианты использования инновационной технологии синквейн в логопедической ...

Сказкотерапия как один из методов в коррекционно – логопедической работе с детьми с ОВЗ.

В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, ...