ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Циопа Александра Николаевна

Модель использования технологии Синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_sinkveyn_na_nsportal.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаем к рассмотрению инновационную модель использования технологии - Синквейн, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом.

Отличительной особенностью данной методической разработки является формирование у дошкольников навыка развернутого высказывания при описании предметных картинок.    

В современной педагогической практике дидактический синквейн – это составленный по алгоритму текст особой формы, где 1 строка – заголовок, имя существительное (используется ОДНО слово), 2 строка – 2 имени прилагательных, 3 строка – 3 слова-глагола, 4 строка – фраза-ассоциация из 4 слов, 5 строка – резюме.

Описание проведения работы с использованием технологии «Синквейн».

Технология составления синквейнов реализуется в несколько этапов.

Цель подготовительного этапа – ввести указанные понятия – слово-предмет, слово-действие, слово-признак, обобщающее слово – в активный словарь детей, сформировать умение оперировать ими, в том числе обозначать их символы, традиционно используемые в методике преподавания русского языка. В рамках предварительного этапа на логопедических занятиях используются такие виды заданий и игр, как группировка предметов («Разложи картинки со словами-предметами и словами-действиями»), исключение лишнего,  аналогии («Морковь – овощ, клубника - …?»), лото («Выбери символы только со словами-действиями»), упражнения с использованием графики («Подчеркни нужной линией»).

Содержанием второго, основного, этапа работы над связной речью дошкольников является знакомство с синквейнами и обучение их прочтению и созданию.

В качестве знакомства с синквейном оптимально предлагать дошкольникам загадки (конкретное существительное) и зачитывать описание отгадки с выкладыванием ответа на пустом бланке синквейна.

В качестве слов, к которым составляется синквейн (строка 5), рекомендуется использовать конкретные существительные с видовым значением, отобранные по фонетическому и лексическому принципам, например, существительное «заяц» для закрепления звука З:
1-я строчка: существительное – «животное»

2-я строчка: глаголы – «линяет» и «прыгает»

3-я строчка: имена прилагательные – «быстрый», «пугливый», «некрупный»

4-я строчка: предложение из 4 слов – «животное любит грызть морковь»

5-я строчка – должен прозвучать ответ, о ком (о чем) этот синквейн6 «заяц».

Технологическая карта работы по составлению синквейна.

На первой строке синквейна подбирается соответствующее существительное – обобщающее слово, то есть слова с родовым значением. Данная деятельность позволяет актуализировать, уточнить и расширить словарь дошкольников, а также дифференцировать родо-видовые отношения. Для указанного в примере слова «заяц» гиперонимом является слово «животное», что закреплялось в речевой формуле «Заяц – это животное».

Дети 6-7 лет не владеют письменной речью, поэтому для записи слов мы адаптировали технологию, разработав серию символов, позволяющих конструировать синквейны по различным лексическим темам без записи слов. Карточки с символами располагаются на пустом бланке синквейна в соответствующей строчке.

Однако, часто дети предпочитают самостоятельно придуманные слова готовым схемам, что стимулирует творческий потенциал ребенка, побуждая создавать собственные символы – опорные слова.

Помимо традиционных бумажных вариантов, в качестве стимульного материала возможно использование иллюстраций в компьютерных программах (например, PowerPoint), что вызывает дополнительный интерес детей и способствует их эмоциональной вовлеченности в процесс работы. 

По той же схеме дошкольники составляют 2 и 3 строки синквейна, например, для указанного слова «заяц» подбираются символы слов-действий (вторая строка) «прыгает», «прячется» и слов-признаков (третья строка) «маленький», «трусливый», «серый».

Особого внимания заслуживает 4 ступень синквейна – составление предложения из 4 слов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов, включая служебные части речи.

На итоговом этапе работы ребёнок синтезирует отдельные слова синквейна в целостное речевое высказывание, построенное по разработанному нами алгоритму, что позволяет сформировать устойчивые правильные синтаксические модели высказывания.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

По окончании работы, обучающиеся с помощью зрительной опоры научились составлять описание предметной картинки, что позволило сформировать устойчивые правильные синтаксические модели высказывания.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, включение в коррекционно-развивающую деятельность графических синквейнов позволяет развить языковые способности дошкольников, сформировать устойчивые правильные синтаксические модели высказывания.

Удобство и универсальность методики позволяет интегрировать синквейны в содержание деятельности ДОУ по речевому направлению развития дошкольников.

По нашим данным, синквейн зарекомендовал себя как интеллектуальная технология, которая развивает аналитические и творческие способности и гармонично вписывается в работу над лексико-грамматической стороной речи.

Применение описанной методики в игровой форме развивает и связную речь, и языковые способности воспитанников.

Простота и удобство использования технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников позволяет рекомендовать ее к внедрению в практику работы педагогов дошкольных организаций (воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.  В...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....