Использование кругов Луллия для формирования лексического строя речи у детей с ОВЗ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения – Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТРИЗ, Использование данной технологией вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_krugov_lulliya_dlya_formirovaniya_leksiko.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кругов Луллия для формирования лексического строя речи у детей с ОВЗ
Петухова Анастасия Витальевна
Учитель-логопед МБДОУ д/с №102
Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ – это формирование лексического строя речи, как важнейшей части языковой системы, имеющей огромное общеобразовательное и практическое значение. Его богатство служит средством полноценного общения и развития личности.
Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения – Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТРИЗ, Использование данной технологией вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Основоположником этого метода является Раймонд Луллий – французский поэт, философ, мыслитель, монах, создавший в 13 веке логическую машину в виде бумажных кругов.
«Круги Луллия» – это приспособление, которое состоит из нескольких кругов разного диаметра. Они нанизаны на общий стержень по типу пирамидки со стрелкой в верхней части стержня. На секторах кругов размещают картинки, слова или символы. Для работы с детьми 3-4 го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два – три круга с 4-6 секторами на каждом круге. Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три – четыре круга с 8 секторами на каждом.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Формирование лексического строя речи с использованием многофункционального пособия «Круги Луллия» ведётся по следующим направлениям:
- активизация и обогащение словаря по теме («Кто что ест?», «Чей домик?»);
- описание предметов, особенностей строения («Подбери пару», «Чья тень?»;
- называние действий с данными предметами («Верни предмет»);
- называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки («Что из чего сделано?», «Что на что похоже?»).
С помощью «Кругов Луллия» проводятся игровые упражнения в форме тренинга. Это серия игр, объединенных одной темой.
Тренинг состоит из двух этапов.
- Реальное задание
Игры на подбор пар («Признаки предметов», «Чьи уши и чей хвост?», «Найди где живет и чем питается», «Назови детенышей»).
- Фантастическое задание
Игры с элементом случайности в установке колец («Уменьшаем, увеличиваем», «Найди по форме и назови, сколько»).
Игры на развитие творческого воображения («Бывает ли такая часть у объекта?», «Как выжить живому объекту в другом месте обитания», «Сочини сказку», «Создание фантастических предметов», «Времена года»).
На основе фантастического преобразования составляют рассказ. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.)
Дидактическое игра: «Чей малыш?» (3-4 года)
1этап. На малом круге педагог располагает картинки с изображением домашних животных и птиц (собака, курица, корова и т.д.), на большом - их детенышей.
Реальное Задание: найти маме детеныша.
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 этап. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).
Дидактическое игра: «Чей хвост?» (4 – 5л.)
1 этап. На большом круге педагог располагает картинки с изображением диких животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком - их хвосты.
Реальное Задание: найди, чей хвост?
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 этап. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами…Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий…)
Варианты использования пособия «Круги Луллия» безграничны. у детей проявляется интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Повышается уровень речевого развития и творческого воображения (умение рассуждать и делать выводы, внимательность, сообразительность, фантазия).
Литература:
1. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.СПб.: 2014. — 203 с.
2. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В.-М.: АРКТИ, 2017
3. Самые нужные игры. Твердые согласные звуки. Картинный материал. Часть 1,2. Изд-во «ТЦ Сфера», М.2017
4. Самые нужные игры. Мягкие согласные звуки. Картинный материал. Изд-во «ТЦ Сфера», М.,2017
5. Самые нужные игры. Слоги. Развивающие игры для детей 5-8 лет. Изд-во «ТЦ Сфера», М.,2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"
Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно использовать при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития компонентов речевой сис...
Доклад "Использование кругов Луллия как одно из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ".
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения нового материала, я заинтересовалась древнейшей логи...
Круги Луллия как средство развития речи у детей с ОВЗ
Главный вид деятельности дошкольников это - игра. Между игрой и речью существует крепкая связь: речь ребѐнка развивается, активизируется, обогащается в игре, а игра прогрессирует под влиянием и ...
Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»
Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»...