Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития.Тема: Постановка звука [З].Лексическая тема: «Авторская сказка».Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [З].
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития
Выполнила: Старостина А.С.
Тема: Постановка звука [З]
Лексическая тема: «Авторская сказка»
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [З].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать представления об авторской сказке (Карел Яромир Эрбен «Златовласка», Шарль Перро «Золушка», Аександр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);
- упражнять в постановке звука [З];
Коррекционно-развивающие:
- развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать эмоционально-волевую сферу;
Оборудование: кукла бибабо Золушка, пособия для дыхательной гимнастики, презентация по теме занятия; картинки-символы для артикуляционной гимнастики и для постановки звука [З], предметные картинки для развития фонематического восприятия, изображение буквы З на картоне, нить шерстяная, раскраски с героями сказок по теме занятия;
Психолого-педагогическая характеристика 2 уровня ОНР:
Кроме жестов и лепетных слов появляются, хотя и искажённые, но относительно постоянные общеупотребительные слова. Удетей имеется довольно большой словарный запас, но он ниже возрастной нормы. В речи преобладают существительные, мало глаголов, редко используют прилагательные. Различают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, понимают формы мужского и женского родов глаголов в прошедшем времени, но формы рода и числа прилагательных отсутствуют. Дети используют простые нераспространённые проедложения, наблюдается сокращение слогов в слове. В предложно-падежных конструкциях наблюдаются пропуски и замены предлогов, окончания воспроизводятся неправильно. Дети могут ответить на вопрос, беседовать по картине, рассказать о семье и хорошо знакомых событиях. Дети пользуются фразовой речью, с точки зрения грамматической правильности, фраза аграмматична.
Звукопроизношение характеризуется полиморфным нарушением, наблюдаются смешения и замены звуков. Фонематическая сторона речи развита недостаточно. Ребёнку не доступны задания на выделение звука на фоне слова.
Звуковая структура более развёрнута, но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно со стечением.
Нормальная артикуляция для произношения свистящего звука [З]:
Губы растянуты (как бы в улыбке) - в положении оскала. Между зубами щель примерно1,5 мм.
Язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов. Спинка языка выгнута, посредине её образуется желобок. Прохождение струи воздуха через неё вызывает специфический резкий шум, похожи на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов.
Мягкое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки при произношении звука [З] – сомкнуты и вибрируют.
Работа над дыханием проводится в определённой последовательности:
- осуществляется воспитание правильного диафрагмального дыхания по подражанию с использованием контроля посредством ладони;
- с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха;
- формирование длительного и плавного речевого выдоха игры «Поём песенку»,«Резиночка», «Ворона»
- формирование направленной воздушной струи;
Развитие кинестетического и кинетического орального праксиса:
- различать правильно и дефектно произносимый звук, развивать навыки слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звука ненарушенного в произношении ребёнка;
- развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звука нарушенных в произношении ребёнка;
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1.Организацион-ный момент 2.Дыхательная гимнастика: 3.Артикуляционная гимнастика: 4.Развитие фонематического восприятия 5.Постановка звука [З] 6. Развитие мелкой моторики | Солнышко проснулось, облачка коснулось, деткам улыбнулось (Лёне, Саше улыбнулось). Утром, чтобы разбудить наше тело и поднять настроение мы делаем зарядку. Наш язычок, губки, тоже должны делать зарядку, и мы в этом ему поможем. Сегодня нас ждёт путешествие в сказочное государство, где живут звуки. Как жители любой страны, все звуки имеют свой характер, свои особенности и обязательно соблюдают правила и законы своего сказочного государства. У каждого звука есть свой дом и ключик, который помогает открыть замочек и тогда звук может выйти на прогулку. Сегодня мы познакомимся с одним из звуков Звуком [З]. Звук [З] очень звонкий, весёлый, любит радоваться и посвистывать. Попробуем его разбудить : Дыхательная гимнастика: При выполнении упражнений на дыхательную гимнастику следить, чтоб у ребёнка не надувались щёки. «Вертушка» Ребёнок берёт в руки вертушку и дует на неё так, чтобы она начала вращаться «Футбол» Кладём на стол для занятий шарик из кусочка ваты. Это мяч. Ворота - два кубика размещаем на столе чуть дальше. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. «Пароход» Для упражнения используем бутылочку или пузырёк. Язык ребёнок кладёт на нижнюю губу и дует на пузырёк. Получается звук «парохода». Вырабатывается направленная струя посередине языка, без которой формирование свистящих звуков будет невозможным. Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану. Упражнение «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На скамейки у окошка Улеглась и дремлет кошка Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает Упражнение «Дудочка» Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Язык сложим в трубочку – На дудочку похоже. Подудеть на дудочке Без дудочки мы можем. «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произнести сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. 4. Развитие фонематического восприятия Логопед: - Молодец! Сегодня у нас , отгадайте : Она красива и мила, (Задание даётся ребёнку, если он хорошо умеет определять наличие звука [З] среди звуков и слогов). ( Ключ, осы) Также предлагаются задания по формированию зрительно-пространственных представлений по материалу презентации. 5. Постановка звука [З] - Вариант постановки - по подражанию. Если ребёнок произносит звук С, то попросить его произнести этот звук с помощью голоса, прозвенеть как комарик, используя картинный символ. Если у ребёнка не получится произнести звук [З], то можно использовать тактильное осязание. Одной рукой ребёнок прикладывается к гортани логопеда, другой рукой к своей, чтобы почувствовать, как включаются голосовые связки в работу. 6. Развитие мелкой моторики Звуки мы произносим и слышим, но не видим для того чтобы звук перестал быть Невидимкой, люди используют буквы, которыми обозначают звуки. Буквы помогают нам читать и писать. Показать ребёнку как звук [З] обозначается буквой З на письме. Предложить ребёнку выложить букву З, изображённую на картоне с помощью шерстяной нити. 7. Рефлексия |
1.Составь предложения из двух слов.
Стол стоит. Сапоги стоят. Сова спит. Капуста хрустит. Собака кусается. Киска спит. Суп остыл.
Предложения из трех слов
Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолет летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.
2.Придумай предложения со словами пес, слон, сорока, санки.
Предложения из четырех-пяти слов
3.Дополни предложения.
В стакан налили (сок). Возле куста стоит (скамейка). На столе остывает (суп). Над лесом летит (самолет). По ступенькам тихонько спускается (старушка). На суку сидит (сова). (Абрикосы, сливы и персики) имеют косточки. Самолет летит над густым сосновым (лесом). Самолет летит над (пустыней).
Составление предложений по двум опорным картинкам.
4. Логопед: "Соня и Слава придумали нам задание: нужно подружить две картинки между собой, а именно: придумать предложение с этими картинками".
Лексический материал: сова - сосна, Света - сумка, Слава - самолет, солдат - пистолет.
Ребенок: "Сова сидит на сосне. У Светы есть сумка. Слава летал на самолете. Стакан стоит на столе".
5. Соня и Слава подарили тебе картинки. Назови их. Соня нарисовала предмет, название которого состоит из одного слога, а Слава - из трех слогов. Угадай, кто что нарисовал (Соня нарисовала стул, а Слава нарисовал самосвал).
Соня нарисовала-сок, суп, сад, стол. Слава нарисовал-самолет, самокат, самовар, автобус.
6. Проговариваем предложения- рифмовки:
Песню соловей споёт и спокойно лес уснёт.
С осени до весны спит медведь и видит сны.
Стынет суп у Сони, Светы, а они сосут конфеты.
Санин папа купит сыну снегокат, а когда весна настанет – самокат.
У высокого куста Света видит аиста.
Стоит в осоке подосиновик высокий.
Сад в снегу и лес в снегу, а я по снегу бегу.
Соне пыль сказала «СОС» и попала в пылесос.
7.Дай полный ответ на вопрос.
Когда тает снег? — Снег тает весной.
Какой лимон на вкус?
Что видит Макс, когда спит?
Из чего испекли кекс?
Кто мама и папа у слонёнка?
Что умеет делать фокусник?
Кто воспитывает детей в садике?
4.Лексико-грамматические игры
- Дидактическая игра «Что на столе?»
Материал: стол, картинки или игрушки
Цель: автоматизация звука С в предложении и употреблении предлогов НА, ПОД.
На столе стоит (стакан, посуда, сок, суп, самолет, салат, ананас, миска)
Под столом (самокат, салфетка, сумка, киска, маска, оса, сандалии)
- Дидактическая игра «Прятки»
Цель: автоматизация звука С, употребление предлога ЗА.
Материал: игрушечное кресло, картинки или игрушки
Сова (Соня, Саня, слон, сайгак, оса, собака, косуля, соловей, суслик) спряталась-спрятался-спрятались за креслом.
- Дидактическая игра «Покупки»
Цель: автоматизация звука С, употребление предлога В.
Материал: сумка, картинки с продуктами и одеждой.
Я положу в сумку (мясо, сарафан, косынку, носки, сало, сосиски, масло, свитер, сушки, сухари, сметану, сахар, абрикосы).
- Дидактическая игра с мячом «Съедобное или несъедобное»
Цель: автоматизация звука С в предложении.
Материал: мяч, картинки с продуктами и предметами.
Съедобное (мясо, сало, сосиски, масло, сушки, сухари, сметану, сахар, абрикосы, ананас, капуста, фасоль, кокос, суп, чеснок).
Несъедобное (сарафан, косынку, носки, свитер, автобус, поднос, скамейка).
- Дидактическая игра с мячом «Прятки»
Цель: автоматизация звука С в предложении, развитие памяти, внимания, мышления.
Материал: Корзинка, картинки.
На столе 4 картинки, логопед прячет 1 из них.
Собака, сорока, сапоги, сумка. Самолет, самокат, скамейка, самовар. Солдат, автобус, песок, санки.
Дети составляют предложения: Спряталась сорока. Спрятался автобус.
- Дидактическая игра с мячом «Сосчитай словечки до 5»
Цель: автоматизация звука С в предложении, согласование числительных с существительным.
Материал: мяч.
1 вкусная сушка-5 вкусных сушек, 1 красивый самолет-5 красивых самолетов, 1 сладкий ананас-5 вкусных ананасов, 1 старый самокат-5 старых самокатов, 1 высокая сосна-5 высоких сосен, 1 лесная сова-5 лесных сов, 1 чистая кастрюля-5 чистых кастрюль, 1 красная полоса-5 красных полос.
7.Дидактическая игра с мячом «Сок»
Цель: автоматизация звука С в предложении, образование относительных прилагательных.
Сок из ананаса -ананасовый сок, сок из сливы-сливовый сок, сок из капусты-капустный сок, сок из персика-персиковый сок, сок из брусники-брусничный сок, сок из чеснока-чесночный сок, сок из смородины-смородиновый сок.
- Дидактическая игра «Что рисуют дети»
Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света. Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.
Заключение
Автоматизация звука С в предложениях сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
В период работы по автоматизации звука в предложениях большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Успешно реализовать процесс автоматизации удастся только в результате систематической и последовательной работы.
Литература
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: учеб. Пособие/СПб.: Библиополис, 2014.
В.И.Селиверстов. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]: Кн. для логопеда/ М.:Просвещение,2015.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: «Академия развития», 2017.-240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизация звука «с» в словах»
Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизаци...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.
Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития
Тема: Автоматизация звука [Л] в словахЛогопедическая тема: «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА КОЛОБКА»Цель: Автоматизация звука «Л» в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:Обучение в...
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....