"Особенности обучения грамоте детей с дизартрией".
консультация по логопедии

Бондарева Светлана Владимировна

Дети, страдающие дизартрией, общим недоразвитием речи, нарушением фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения грамоте детей с дизартрией.

Сообщение на районном методическом объединении учителей-логопедов .

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.   Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Причинами возникновения дизартрии является :

1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок  рождается недоношенным.

2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору.

3. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным , дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Овладение грамотой при дизартрии

 Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной. Дети, страдающие дизартрией, общим недоразвитием речи, нарушением фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения)

Прежде чем начинать подготовку к обучению грамоте детей с дизартрией  необходимо провести анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются ребята.  Обычно такие дети  овладевают простыми навыками чтениями и письма, но делают большое количество характерных ошибок, связанных с отклонением в развитии фонетической стороны речи, грамматического строя и словарного запаса. Таким детей необходимо систематически, на протяжении нескольких лет, посещать  логопедические занятия и пролечиваться у невролога. Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готовности ребенка к обучению грамоте. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития мелкой моторики ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма.  Нарушения моторики у  дизартриков носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к. дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на логопедических занятиях, физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Поэтому необходимо  прежде всего развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов.

Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов . Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети с дизартрией  не контролируют свое произношение, плохо выполняют задания и упражнения по дифференциации слов близких по звучанию, по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов.

Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, в первую очередь в которой должно быть следующее:

1.Развитие фонематического восприятия

Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением.

 Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.,звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

Процесс обучения грамоте детей с дизартрией предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей  это немаловажно, если учесть, что у таких детей неустойчивая психика, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное  состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.  Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.   Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с ребятами один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем - твердый согласный, в зеленом - мягкий согласный. Молоточек - твердый согласный, перышко - мягкий. Ушко - глухой согласный, колокольчик - звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] - кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] - губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют  какие фрукты на них привезли; что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При делении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Телега" дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - что звуки мы слышим и произносим , а буквы видим, читаем и пишем . Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики.

Кроме того, составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово", читать слова из начальных букв предложенных предметов - игра "Прочитай по первой букве", а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка).  Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.       При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.

Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра  где решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом.

Итак, обучению грамоте старших дошкольников с дизартрией должна предшествовать коррекционно-логопедическая работа, основные направления которой является звуковой анализ и синтез, а также фонематическое восприятие. И только после проделанной работы приступать к обучению грамоте по известным современным методикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Особенности обучения грамоте детей с задержкой психического развития

В старшей группе для детей с задержкой психического развития появляется новое занятие – подготовка к обучению грамоте. Целью этих занятий является предупреждение многообразных ошибок в чтении и ...

Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.

             Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письмен...

«Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»

В ходе обучения грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста  необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей....

Особенности обучения грамоте детей с ОНР

Особенности обучения грамоте детей с ОНРВыступление на ГМО...