Особенности обучения грамоте детей с ОНР
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ГМО 09.12.2021
Круглый стол.
Заседание №2
«Современное состояние проблемы общего недоразвития речи в логопедии»
Особенности обучения грамоте детей с ОНР.
Учитель-логопед Луканина Г.А.
Период перехода ребенка из детского сада в школу – важный жизненный этап, который меняет социальную ситуацию его развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» напрямую указывают на важность обеспечения преемственности всех ступеней образования, в частности – дошкольного и начального общего образования. Необходимо готовить к обучению в школе. Ребенку будет легко учиться, если он готов интеллектуально (умеет рассуждать, мыслить, делать выводы, обладает широким кругозором), имеет физическую, эмоциональную, психологическую подготовленность. Кроме того, важно, чтобы дети были готовы к обучению грамоте и достигли определенного уровня развития речи.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, не только физическую, но и психологическую. Одной из составляющих психологической готовности является уровень готовности ребенка к овладению письмом и чтением, состояние речевого развития и навык владения речью в повседневной жизни; важно, чтобы дети семилетнего возраста имели, прежде всего, навык построения грамотных фраз, развѐрнутую речь, правильность произношения, без чего невозможно школьное обучение. Подготовка детей к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и чтением. Необходимым условием для обучения грамоте старших дошкольников является становление пространственных представлений, к которым относится: определение величины, формы, местоположения, относительном 9 расположении и перемещении предметов; последовательность букв и звуков в слове, в процессах письма и чтения. Еще одной предпосылкой успешности обучения грамоте является чувство ритма, которое встречается в разной деятельности человека. Ребенок также должен уметь излагать свои мысли, понимать смысл текста в целом, а не только значение отдельных слов и фраз. Чтение и письмо – это речевые навыки, которые складываются в единстве с устной речью, со слушанием (восприятием на слух чужой речи), с собственной внутренней речью, – то есть со всеми видами коммуникативной деятельности. Речь как деятельность невозможна и бессмысленна без потребности (мотива) и без четкой оценки содержания речи обеими собеседниками. Поэтому, кроме выше обозначенных предпосылок, большое значение для овладения детьми грамотой имеет достаточно развитая фонематическая система.
К компонентам фонематической системы В. К. Орфинская относит: фонематическое восприятие (в основе которого лежит фонематический слух), фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Фонематическое восприятие Д. Б. Эльконин обозначает как умение видеть последовательность звуков в слове, определять место звука в слове и подсчитывать количество звуков в слове. Так, фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. производить звуковой анализ. Фонематическое представление понимается как звуковые образы слов, возникшие на основе ранних восприятий этих слов. Фонематический анализ предполагает мыслительные операции по звуковому анализу (разложение слова на последовательность звуков, подсчет их, классификация); а фонематический синтез – это умственные действия по синтезу звуковой структуры слова (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова). Недостатки развития любого из компонентов фонематической системы могут привести к возникновению проблем при овладении правильным звукопроизношением, а также к трудностям при овладении грамотой.
Другим условием успешного овладения грамотой ученые считают координацию движений, то есть согласованную работу мышц тела, благодаря чему движения становятся размеренными, пластичными, эргономичными. По этому поводу Е. В. Гурьянов, занимавшийся психологией формирования навыков письма, отмечает, что причиной плохого почерка, пауз при письме, выхода штриха за строку, дрожания руки в момент письма, может быть неумение управлять движениями мышц руки (пальцев, кисти, предплечья и плеча).
Таким образом, овладение грамотой – сложный многоуровневый и многокомпонентный процесс, несформированность частей которого может вызвать отрицательное отношение детей старшего дошкольного возраста к обучению письму и чтению.
Дети с общим недоразвитием речи относятся к особой категории дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. Вопросы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находятся в центре внимания исследований: А. А. Докшиной, А. Н. Корнева, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Н. В. Нижегородцевой, Т. А. Ткаченко, Г. В. Чиркиной и других педагогов. Согласно научным разработкам этих ученых, у детей с общим недоразвитием речи нарушены предпосылки готовности к овладению чтением и письмом, что определяет необходимость их формирования, коррекции и развития у данных детей. Анализ ошибок и трудностей, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению, указывает на то, что нарушение чтения чаще всего возникает по причине недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. А. Е. Алексеева объединяет предпосылки, которые нужны детям с общим недоразвитием речи для успешного обучения грамоте, в три группы. К первому комплексу предпосылок относятся слуховое восприятие, компоненты устной речи, зрительно-пространственные функции, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Во второй комплекс входят моторные, речевые и зрительно-пространственные функции. В третий комплекс входят мыслительная деятельность, моторика.
Перед обучением грамоте должна осуществляться определенная логопедическая работа по следующим направлениям:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых и речевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса на примере звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. 2. Работа над звукопроизношением. Устранение всех недостатков произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различение между собой звуков речи, как гласных, так и согласных (в т.ч. среди согласных – звонкие и глухие, твердые и мягкие). Выделение звуков из состава слова. Объединение звуков в слоги, слогов в слова. Определение последовательности звуков в слове, количества слогов. Придумывание слов на заданный звук или слог.
4. Расширение словарного запаса и развитие умения им пользоваться в повседневной жизни. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Подбор однокоренных слов.
5. Развитие грамматических навыков. Работа над пониманием и употреблением предлогов, распространением и сокращением предложений.
6. Развитие связной речи. Обучение составлению описательных рассказов, развитие умения пересказывать небольшие тексты.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а также графических навыков и умений.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги)
Работу по указанным направлениям необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, чтобы максимально эффективно помочь ребенку в плане подготовки к овладению письменной речью.
В настоящее время доказано, что между недоразвитием речи и нарушением письменной речи существует тесная взаимосвязь. Современные требования к поступающим в первый класс детям очень выросли. Программы обучения усложнены, насыщены различным материалом, который усваивается через чтение. Ребенок с заключением «общее недоразвитие речи", идущий в общеобразовательную школу, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда, так как сеть школьной логопедической помощи ещѐ формироваться. Поэтому обучение грамоте этих детей необходимо начинать в дошкольном возрасте и проводить по специальным методикам. Главной идеей при обучениия грамоте является формирование у дошкольников общего умения ориентироваться в звуковой системе языка, 22 обучение анализу звукового состава слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению основных качественных характеристик звука.
Л. Ф. Спирова и Р. И. Шуйфер указывают на первоочередность изучения звуко-буквенного состава слов. Процесс обучения грамоте основывается на следующих условиях: − обучение осуществляется только на тех звуках и словах, котороые ребенок произносит правильно (то есть обучение грамоте идѐт следом за обучением правильному звукопроизношению); − детям с речевыми нарушениями предлагается иной, чем детям без речевой патологии, порядок изучения звуков и букв; − темп изучения и усвоения всех звуков более медленный (1,5 года); − развивается навык быстрой ориентировки в звуко-буквенном составе слова; − обучение ведѐтся на знакомом детям словесном материале; − углубленно формируются морфологических обобщений; − параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания; − изучается один и тот же звук и буква; − знакомство с новой буквой происходит путем анализа ее элементов.
Подготовка к овладению грамотой – комплексный процесс. Составляющими компонентами этого процесса можно выделить:
− сформированность временных и пространственных представлений при восприятии и воспроизведении речи (а именно: определение последовательностей звуков и букв в слове, слов в предложении, предложений в тексте);
− чувство ритма и ритмичность, моторная состоятельность, степень развития и координации движений пальцев руки;
− умение излагать свои мысли, понимать не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста;
− фонематическая система (фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез). Для успешности овладения процессами чтения и письма данные составляющие у ребенка должны быть развиты в достаточной степени. Теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
При организации коррекционно-логопедического воздействия необходимо учитывать общепедагогические и дидактические принципы:
− принцип целенаправленности педагогического процесса (цель определяет характер и способ воздействия), единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
− принцип целостности, последовательности и системности воздействия (ряд взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, формирование в единстве всех составляющих языковой системы, компонентов готовности к овладению грамотой);
− принцип гуманистической направленности педагогического процесса (ориентация педагогического процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности);
− принцип учета структуры речевого дефекта;
− принцип единства сознательности и активности личности, деятельностный подход;
− принцип доступности (объяснение материала доступным языком);
− принцип развивающего обучения (используется для активного развития детей, способствует развитию мышления, творчества, познания);
− принцип наглядности (использование при обучении объектов, воспринимаемых всеми органам чувств и анализаторами, что способствует более качественному развитию и полному усвоению информации);
− принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (необходимость организации в рамках коррекционного воздействия взаимодействия с педагогами и родителями).
С учетом этих принципов, при организации процесса обучения следует учитывать следующие методические рекомендации:
− во время занятий поощряются все усилия ребенка, стремление узнать и научиться новому; − на занятии должен главенствовать дух открытия, ничего не следует сообщать детям в готовом виде;
− обучать нужно так, чтобы дети об этом не догадывались, т.е. используя игровые технологии, в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения проблемных задач; задания должны даваться детям в формате «Подумайте», «Догадайтесь», «Выберите», «Решите», «Попробуйте»; в занятия включаются ситуации спора, дискуссии, обоснование своего мнения, ответа;
− не следует принимать ответы детей без обоснования и не оставлять ни одного ответа без внимания, учить детей исправлять ошибки и устанавливать их причину;
− педагог должен установить хороший личный контакт с детьми и помнить, что лучше слышат того, кто тише говорит;
− использовать демократический стиль общения: педагог воспринимает ребенка таким, какой он есть, не осуждая его; ребенок высказывается и говорит прежде всего детям, а не педагогу; оценка результатов исключает сравнение с достижениями других детей.
Следует помнить, что у каждого ребенка свой срок и час достижения, как писал Ж. Ж. Руссо «…Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро»; − образовательная ситуация должна строиться так, чтобы ребенок был в активной разнообразной деятельности;
− статическая нагрузка, работа за столом не должна превышать 50 % времени всего занятия, продолжительность работы в тетрадях – не более 10 минут на одном занятии;
− занятие должно начинаться с мотивации активности;
− не следует перегружать общение терминами, важно объяснить суть понятий, ведь понимание важнее запоминания.
Таким образом, формирование готовности к овладению грамотой дошкольников с ОНР должно рассматриваться как целостный процесс, который предполагает использование специальной системы профилактической и коррекционной работы, направленной на формирование речевых предпосылок, операций осознанного языкового анализа и синтеза, коррекцию и развитие оптико-пространственных и моторных функций. Без них невозможны полноценное развитие детей, а, следовательно, и их переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития - овладение письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Презентация для учителей-логопедов ДОУ...
Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...
Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.
1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....
Особенности обучения грамоте детей с задержкой психического развития
В старшей группе для детей с задержкой психического развития появляется новое занятие – подготовка к обучению грамоте. Целью этих занятий является предупреждение многообразных ошибок в чтении и ...
Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письмен...
"Особенности обучения грамоте детей с дизартрией".
Дети, страдающие дизартрией, общим недоразвитием речи, нарушением фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками....
«Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
В ходе обучения грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей....