Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.
методическая разработка
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_gramote_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи.
Известно, что психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. При таких заболеваниях как астигматизм, амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное восприятие у детей имеет некоторые особенности:
- сокращение и снижение скорости зрительного восприятия;
- снижение поля зрения;
- смешение сходных форм.
- неустойчивость фиксации взора;
- неравномерность движения глаза;
- нарушение зрительно – моторных координаций;
В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи. Объясняется это тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Для детей с нарушением зрения характерна бедность представлений, недостаточное понимание значения слова. Низкий уровень зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизиологическое развитие ребенка. У детей со зрительной патологией отмечаются трудности в установлении смысловых связей, классификации предметов, операциях анализа, сравнения и обобщения.
В работе по обучению грамоте детей с нарушением зрения педагоги учитывают и те факторы, что неполноценность зрительного восприятия способствует задержке развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации. При печатании и письме наблюдается зеркальное и расчлененное написание различных элементов, соскальзывание со строки. Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения грамоте детей с нарушением зрения, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные отдельным воспитанникам. В нашем учреждении встречаются дети со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности, гиперактивные дети. Все это создает дополнительные трудности в усвоении детьми навыков чтения.
Подготовка к обучению грамоте включает в себя комплексное развитие всех компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров зрительных функций и пространственной ориентировки на макро- и микроплоскости.
Работу по обучению грамоте невозможно отделить от системы всей коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия, направленной на формирование системы сенсорных эталонов цвета, светлот, размера, формы, ориентации, коррекцию недостатков прослеживающей функции глаз, зрительно-моторных координаций, фоновых различий. С этой целью используем различные игры и упражнения: обводки, штриховки, мозаики, лабиринты, траектории, специальные графические упражнения.
Обучение грамоте детей с нарушением зрения осуществляется через интегрированные занятия тифлопедагога и воспитателя. Занятие по обучению грамоте стоится в соответствии со следующими требованиями:
- дети рассаживаются по местам с учетом диагноза и остроты зрения;
- длительность занятия не превышает 25 минут;
- темп занятия снижен;
- обязательный этап – специальная гимнастика для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика;
- зрительная нагрузка четко регламентируется соответственно возрасту и возможностям зрительного анализатора;
- освещение, мебель соответствуют гигиеническим нормам.
Подбор наглядных пособий, используемых на занятии осуществляется в соответствии с офтальмо– педагогическими требованиями:
- каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60 % - 100 %);
- хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета;
- размеры изображений подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения.
К сожалению, не существует комплексной специальной методики по обучению грамоте детей с нарушением зрения. Перепробовав различные методики по обучению грамоте детей (Т.Р. Кисловой, Л.Е. Журовой, Н.В.Нищевой) и пытаясь их адаптировать к нашим воспитанникам, мы остановили свой выбор на методике Е.В.Колесниковой «От звука к букве».
Основные плюсы и достоинства данной программы:
- выстроена на принципах целостности и преемственности с учетом возрастных особенностей детей;
- в основу положен проблемно-поисковый метод, ведущий в развивающем обучении (автор Д.Б.Эльконин)
- проблема обучения малышей первичным элементам грамоты решается в комплексе с развитием речи и подготовкой руки ребенка к письму, т.е. система действий включает не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, буквой..
- возможность широкого использования наглядности (рабочие тетради с игровыми заданиями, слоговыми моделями, пособия с картинками, стихами, рисунками).
- наличие четкого планирования, охватывающего все основные направления деятельности педагога в работе с детьми с нарушением зрения по обучению грамоте: развитие звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа, развитие интереса и способности к чтению.
- опора на игровые методы и приемы.
- вариативность : зависимость от темпа усвоения программного материала ребенком, возможность вносить изменения в сценарий занятий.
Наши педагоги в всегда помнят о том, что каждое занятие – это прежде всего обучающая игра.
Дети узнают о том, что Звуковички , жители звукового леса, невидимы. Каждому Звуковичку соответствует определенный цвет. Цвет отражается в звуковой модели слова. Красный цвет – это гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
У Звуковичков есть чемоданчики, куда они собирают слова со своим звуком. Смысл жизни Звуковичков – забота о звуках и звуковое строительство. В стране слов есть и еще жители: Мастер слоговых дел делит все слова на слоги, а Мастер ударных дел ударяет молоточком по гласным звукам и от этого кричит еще громче. Приключения звуковичков – главная интрига занятий по обучению грамоте.
Все это способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, снижает утомляемость, формирует усидчивость, желание узнавать что-то новое.
При планировании порядка изучения звуков и букв мы руководствуемся несколькими факторами:
- степенью трудности соотнесения звука и буквы. Сначала вводим гласные, затем сонорные – [м], [н], так как все дети их хорошо произносят. Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как последние оглушаются на конце слова. После этого можно начинать обучение слиянию звуков в слоги.
- уровнем развития звукопроизношения. Изучение звуков, которые нарушены в речи детей, переносим на более поздние сроки.
- частотностью употребления звука в речи.
Далее хочу остановиться на некоторых особенностях знакомства с буквой и звуком, наиболее трудных для детей с нарушением зрения.
При определении наличия звука в слове, слоге, при определении позиции звука идет непосредственная работа по развитию фонематического восприятия и речевого слуха. Для этого мы используем различные игровые приемы: «Сундучок - Звуковичок», «Звуковое дерево», «Теремок», «Построим мостик», «Крестики-нолики», «Витрина», «Звуковой коврик», моделирование слов на звуковых линейках.
Процесс овладения звуковым анализом кропотлив и монотонен. Во избежание утраты интереса у детей можно стандартные квадратики заменить мозаикой, магнитами, пробками, игрушками соответствующих цветов.
На этапе знакомства с буквой используем приемы, способствующие прочному запоминанию образа:
- прорисовывание в воздухе пальцами, носом;
- рисование по точкам;
- сравнение с реальными предметами (например, л – лестница, н - ноги);
- ассоциации с предметами, начинающимися на первый звук;
- оживление буквы (дети рисуют букву, превращая ее в кого-либо);
- используем тактильные возможности ребенка – лепим букву, выкладываем из мозаики, спичек, скрепок, кнопок, семечек, выгибаем из проволоки, узнаем на ощупь рельефные изображения;
- показ букв пальцами;
- рисование буквы по клеточкам, графические диктанты.
Благодаря этим приемам мы преодолеваем трудности в запоминании графического образа буквы.
На этапе чтения слогов обязательно используем слоговые таблицы. Именно этот вид работы развивает скорость зрительного восприятия и расширяет поле зрения.
Мы уверены в том, что знания и навыки полученные в детском саду, позволят нашим детям успешно продолжить обучение и быстро адаптироваться в общеобразовательных школах города.
Литература:
- Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
- Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
- Чевычелова Е.А Зрительная гимнастика для детей 2 -7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.- 123 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Обучение грамоте детей с нарушением зрения
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими патологию зрения...