Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».
Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».
Подготовила: учитель – логопед
Митяханова С.В
Ковылкино 2021 г.
Цель: автоматизация звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».
Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в словах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие; зрительное слуховое внимание, ориентацию в пространстве, мышление.
Совершенствование умения подбирать слова-антонимы.
Упражнять в умении согласовывать существительные с числительными.
Совершенствовать, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
Учить координировать речь с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.
Формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, слышать и понимать инструкции, контролировать собственную речь).
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, предметные картинки со звуком [р]; доска, магниты, игрушка- грузовик, мяч, камешки Марблс, буква Р, картинка «Светофор», кружки-символы (красный, жёлтый, зелёный).
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Логопед. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие на Остров красивой речи. Но, чтобы туда попасть, необходимо правильно и четко произносить звук [Р] и выполнить сложные задания.
-На чем люди могут передвигаться во время путешествия?
Дети. На машинах, самолетах, поезде и т.п.
Давайте с вами вспомним, какие вы знаете виды наземного транспорта? (Автобус, автомобиль, поезд).
А что относится к подземному транспорту? (Метро).
Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, яхта, катер, лодка).
К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? (К воздушному транспорту)
Логопед. Верно, тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус
Логопед: Правильно.
Автобус готов к поездке, подготовимся и мы. Чтобы набрать скорость и правильно произносить звук [Р], сделаем гимнастику для языка и губ.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка» - (под счет до 5-3 раза)
«Бегемот» - (под счет до 5-3 раза)
«Лопаточка» - (под счет до 5-3 раза)
«Чашечка» - (под счет до 5-3 раза)
«Маляры» - (под счет до 5-3 раза)
Логопед. Автобус стал готовиться в путь .
-Помогите Автобусу собрать вещи в дорогу. С собой надо взять только те предметы, в которых слышится звук [Р].
(Дети выбирают предметы со звуком [Р] и называют их.)
Логопед. Почему вы не взяли шапку, ласты, плащ, стул?
Дети. В этих предметах нет звука [Р]
Логопед. Молодцы.
-Вещи упакованы в чемоданы. Вы бодры и веселы, можем отправиться в путешествие. Автобус приглашает нас занять места.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд, а для этого нужно назвать слова - наоборот.
Логопед: Наш автобус маленький или…
Дети: Большой
Логопед: Наш автобус медленный или…
Дети: Быстрый
Логопед: Наш автобус короткий или…
Дети: Длинный
Логопед: Наш автобус узкий или…
Дети: Широкий
Логопед: Наш автобус грязный или…
Дети: Чистый
Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Кто вы теперь?
Дети: Пассажиры.
Логопед. Поехали. Завели мотор: р-р-р.
Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному.
2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.
Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка.
Логопед. Автобус научился правильно произносить слова со звуком [Р], но не знает, как пишется буква Р, которая обозначает этот звук. Помогите Автобусу, выложите букву Р из камешков.
(Дети конструируют букву)
Логопед. На что похожа буква Р
Дети. На парус, на флажок.
Логопед. Едем дальше.
Вот вторая остановка.
Автоматизация звука [р] в словах
Игра «Назови картинки».
Логопед. Я покажу вам виды транспорта, в названиях которых есть звук [Р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [Р].
Картинный материал: кран, троллейбус, трамвай, трактор, паровоз, корабль, вертолет, грузовик, катер.
Вы хорошо справились с заданием, что же, поехали. Возьмите руль в руки, заведите мотор: РРРР.
Остановка «Светофор»
Логопед. «Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
-Что помогает нам перейти дорогу?
Дети. Светофор.
Логопед. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу?
Дети. На зеленый.
Логопед. А на какой сигнал нельзя?
Дети. На красный.
(Предъявляется предметная картинка с изображением светофора).
Давайте немного отдохнем, а то мы засиделись в автобусе.
Физкультминутка.
Игра «Зеленый, желтый, красный»
Логопед. «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)
А теперь садимся в автобус и едем дальше. Завели мотор поехали Р- Р- Р.
Следующая остановка
Логопед: Ребята, у остановки стоит грузовик, а в кузове мячик для нас. Какой он необычный, надпись на нём. Что написано? Прочитаем: «Один – много». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю один предмет, а вы ловите мяч и говорите слово, если этих предметов стало много.
Игра «Один - много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед. ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн. ч.: самолёт – много самолётов.
Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.
Логопед: Смотрите, наш мячик куда-то покатился. Он показывает дорогу к следующей остановке, где нас ждёт следующее задание.
«Игра 4-ый лишний»
Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы- определять, какое из них лишнее.
Троллейбус, катер, пароход, паром.
Вертолет, паровоз, ракета.
Троллейбус, грузовик, такси, автобус.(Грузовой и пассажирский транспорт)
Следующее задание.
Упражнение «Два и пять».
Логопед. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены транспортные средства, и скажите, что у вас нарисовано. Посчитаем транспортные средства со словом два, пять.
1-ребенок: Две ракеты, пять ракет
2-ребенок: Два экскаватора, пять экскаваторов.
3-ребенок: Два трамвая, пять трамваев.
4-ребенок: Два корабля, пять кораблей.
5-ребенок: Два вертолета, пять вертолетов.
6-ребенок: Два грузовика, пять грузовиков.
Логопед. Вот мы и прибыли на Остров красивой речи. Вы большие умницы, красиво научились произносить звук [Р].
Итог:
Логопед. Какие задания вы сегодня выполняли?
-На каком транспорте мы сегодня путешествовали?
Логопед. С каким звуком мы работали на занятии?
Логопед. Понравилось вам путешествовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/23/picture-236843-1540310725.jpg)
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-469150-1407916548.jpg)
Конспект организационной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (4 года) с диагнозом ОНР по автоматизации звука [с] на материале лексической темы «Транспорт».
Цель: автоматизация звука [С], активизация словаря по теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242808-1366019412.jpg)
Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] на материале лексической темы "Одежда"
Автоматизция звука [р] на материале лексической темы "Одежда". Индивидуальная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-925768-1495089231.jpg)
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"
Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...
Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».
Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».Цель: Автом...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...