« Игровые приемы постановки звуков у детей с ОНР в коррекционно развивающей работе учителя-логопеда »
методическая разработка по логопедии
С помощью этого материала в занимательной игровой форме легко проводить постаноовку звука и вводить звук речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые примы постановки и автоматизации поставленных звуков | 55.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 села Успенского
муниципального образования Успенский район
Методическая разработка по теме:
« Игровые приемы постановки звуков у детей с ОНР в коррекционно развивающей работе учителя-логопеда »
Бондарева Светлана Владимировна.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Содержание работы:
С помощью этого пособия в занимательной и игровой форме можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускорит процесс автоматизации.
Методическая разработка рекомендована для работы с детьми 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цели
Цель методической разработки — в игровой форме, не принужденно , добиться правильного звучания изолированного звука и в дальнейшем без проблем ввести поставленный звук в речь.
Объединить отработанные на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и обеспечить создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам
Задачи:
Научить ребенка правильно произносить звук
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
Развивать фонематический слух;
Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Пояснительная записка
(Научно-педагогическое обоснование методической разработки)
Работа над постановкой звуков – основная при коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ.
Проходит она в четыре этапа: подготовительный, этап постановки звука, автоматизации и дифференциации звуков. Этап постановки звука – это полностью работа логопеда а остальные требуют непосредственного участия воспитателя и родителей. Для этого вам необходимо знать основные особенности в постановке звука, в частности способы их образования, чтобы не навредить ребенку.
При подготовке к постановке звуков большое значение имеет подготовительный этап, на котором проводится работа по развитию артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика), дыхания, мелкой моторики. Очень важным на этом этапе является отработка опорных звуков - сходных по артикуляции (месту и способу образования с нарушенным звуком).
А для этого, как минимум, надо знать характеристики звуков родного языка.
По артикуляционным признакам звуки делятся на две группы:
- гласные; Основной критерий этого деления наличие преграды в ротовой
- согласные. полости при их произнесении.
Гласные звуки в зависимости от подъема языка бывают;
- верхнего подъема - [Ы], [И], [У]; При образовании гласных к небу поднимается не весь
- среднего подъема - [Э], [О]; язык, а его передняя, средняя или задняя часть . За
- нижнего подъема - [А] счет этого меняется объем и форма ротовой полости.
Гласные могут быть:
- переднего ряда - [И], [Э] (поднимается передняя часть языка);
- среднего ряда - [А], [Ы] (поднимается средняя часть языка);
- заднего ряда - [У], [О] (поднимается задняя часть языка).
В образовании гласных большую роль играет положение губ. Поэтому они могут быть:
- лабиализованные – [У], [О];
- нелабиализованные - все остальные, причем - [А], [Ы] произносятся при минимальной степени участии губ.
Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости.
По способу образования согласные бывают:
- щелевые: [Ф], [В], [С], [З], [Х] (и их мягкие пары ) [Ш], [Ж], [Щ], [Й];
- смычно – взрывные: [П], [Б], [Т], [Д], [К], [Г] и мягкие пары;
- смычно – щелевые: [Ц], [Ч];
- смычно – проходные: [М], [Н], [Л] и их пары ;
- дрожащие: [Р], [РЬ].
Щелевые звуки – препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.
Смычно – взрывные - органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно – щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходить в щель.
Смычно – проходные - органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие – вибрирует поднятый кончик языка.
По месту образования согласные звуки бывают:
- Губно – губные: [П], [Б], [М], и их мягкие пары;
- Губно – зубные: [Ф], [В] и мягкие пары;
- Переднеязычные: [Т], [Д], [С], [З],[Л], [Р], [Н] и их мягкие пары [Ж], [Ш], [Ц], [Щ], [Ч];
- Среднеязычные: [Й];
- Заднеязычные: [К], [Г], [Р].
Мягкие звуки образуются в результате добавления к артикуляции твердого звука подъема средней части языка к небу.
- Всегда мягкие: [Й], [Ч],[Щ].
- Всегда твердые: [Ц], [Ш], [Ж].
По акустическим признакам выделяют:
- тональные – гласные – образуются голосом почти при полном отсутствии шума;
- сонорные - [М], [Н], [Л], [Р] и их мягкие пары, [Й] – главную роль играет голос, шум второстепенен;
- шумные – их качество определяется характером шума, и они могут быть:
-звонкие шумные длительные – [В], [З], и их мягкие пары [Ж];
-звонкие шумные мгновенные – [Б], [Д], [Г], и их мягкие пары;
-глухие шумные длительные - [Ф], [С], [Х], и их мягкие пары, [Ш], ;
- глухие шумные мгновенные - [П], [Т], [К], и их мягкие пары.
Различают и еще четыре подгруппы звуков:
- свистящие - [С], [З] и их мягкие пары, [Ц];
- шипящие - [Ш], [Ж], [Щ], [Щ]:
- мягкие;
- твердые.
Отработка опорных звуков
Еще один важный момент в подготовке к постановке звуков – это работа с опорными звуками.
Отрабатывая опорные звуки сходные по артикуляции (месту и способу образования) с нарушенным, мы помогаем ребенку. Он может произнести нарушенный звук даже без этапа постановки.
Для звука [С] опорными будут являться звуки [Ф], [И]. Звуки [С], [Ф]- одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [Ф], мы добиваемся направленной воздушной струи. Отрабатывая звук [И], добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами. Соедини е эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука [С].
Для [Ш] – опорные [Т], [С]. Звук [Т] переднеязычный. Отрабатываем умение поднимать широкий кончик языка к альвеолам. Звук [С] – щелевой. Добиваемся направленной воздушной струи, идущей посередине языка. Соединив, получаем звук [Ш].
Для [Л] - [Т] (подъем кончика языка к альвеолам), [Ы] (подъем средне - задней части языка к нёбу).
Для [Р] - [Д] ( подъем напряженного кончика языка вверх) , [С] (направленную воздушную струю).
Приемы постановки некоторых звуков (практический показ):
[П] – похлопать губами во время дутья.
[Т] - от поплевывания (кладем крошку на язык).
[К] - традиционным способом от звука [Т] нижнего с механической помощью. : ребенок произносит та-та-та, а логопед надавливает на язык, продвигая его назад.
[Ф] – предлагаем приблизить нижнюю губу к верхним резцам и подуть на нее ( с механической помощью - пальцем- поднимаем нижнюю губу к верхним резцам).
[С] – используем обходной путь: направленное дутье (на палец), межзубное дутье на кончик языка (на ватку и т.п.) , зазубное дутье.
[Ц]- слитное произношение двух звуков Т-С, можно от нижнего С, когда произносит его с придыханием.
[Ш]- либо от [Р] , если есть шепотом (собачка потеряла голос). От [С], подняв кончик языка с механической помощью. Либо обходной путь: 1. «Вкусное варенье»(держим 3-4 секунды)2. «Чашечка» - опустить с верхней губы, не меняя формы. 3. «Фокус». 4.Задвигаем чашечку за верхние зубы и дуем на язык в зазубном положении.
[Щ – либо от [Ш], продвинув язык вглубь, либо от свистящих, подняв кончик языка с механической помощью.
[Ч]- либо от ТЬ (Т – верхнее), надавив продвинуть язык вглубь. Либо от сочетания ТЬ –Щ в убыстренном темпе.
[Х]-от [К]. Произносим с придыханием (К------------Х). Удлиняем фрикативную часть и убираем смычку путем объяснения.
[Й] – от сочетания двух звуков ИА или других, ИО.
[Л]- традиционным способом от И или А. Один из звуков, который можно ставить по подражанию. Можно от Ы, У.
[Р]- от [Д] альвеолялярного, от Ж, продвинутого вперед, от З и др.
[М]- от А -------------- М (в конце произношения А, смыкаем губы).
[Н]- от [М], произнести , зажав кончик языка между зубами и улыбнувшись.
[Б]- от А------Б Тянет А----- и, не прерывая произнесения хлопает губами (можно помочь пальцем).
[В]- от А. В момент произнесения дотрагиваемся до губы
[Д]- от А. В момент произнесения дотрагиваемся до верхних резцов кончиком всего, широкого языка.
[Ж]- от А в момент произнесения поднимаем язык чашечкой. От Ш с голосом.
[Г]- от Д с механической помощью: да-да-да и нажи маем на переднюю часть спинки языка, продвигая его назад.
[З]- от Э в момент произнесения кончик языка просовываем между зубами. От С с голосом.
Приложение .
Игровые приемы постановки звуков.
С помощью этого пособия в занимательной и игровой форме можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускорит процесс автоматизации.
Сказка, в которой живет звук (С).
Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот-это домик, а губы-двери.
А кто живет в домике?
Язык.
Для чего нам нужны губы и язык?
С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.
Педагог: Все звуки должны жить в домике. Но не все звуки могут туда попасть, как у тебя, например звук (С). Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в волшебную сказку, где живет звук (С). Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умет правильно и красиво говорить и тебя может этому научить.
Трудно отыскать звук (С), придется нам с ним поиграть.
Игра: «Поймай звук».
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.
Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук (С).
Звуки: С, В, К, М, С, Л, С, К, Н, С.
Слоги: КО-СО-НО-СУ-НУ-ЛЫ-МЫ-СЫ.
Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.
Пальчиковая гимнастика:
Со Старичком Звуковичком,
Мы пойдем по сказке звуков.
Нам преграды нипочем,
Не боимся злых мы духов.
Будем с язычком дружить,
И с воздушной струйкой тоже.
Ну а звуки говорить,
Старичок нам всем поможет.
А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Подуй на свою ладонь, на вертушку.
Упражнение на дыхание.
«Потянем ниточку».
Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.
«Забей мяч в ворота».
Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.
«Игра посвистим в пузырек».
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Пустой пузырек прижат к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.
Игра «Сдуй снежинку».
Губы -в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.
Игра «Подуй на свой палец»
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе, указательный палец правой руки - пред ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю.
Старичок Звуковичок советует нам: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать массаж язычка:
- Поглаживание широкого кончика языка губами,
- Поглаживание широкого кончика языка зубами,
- Покусывание широкого кончика языка зубами,
- Поглаживание широкого кончика языка губами,
- Пошлепывание широкого кончика языка: Пя-пя-пя….
Артикуляционная гимнастика.
Посмотри, какое красивое солнышко нарисовал Старичок Звуковичок. ( Показать картинку с изображением солнышка).
Оно улыбается, улыбнись и ты ему.
Упражнение: Улыбочка.
Солнце улыбается,
А у тебя получается?
Вот улыбка до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Показываем картинку с изображением забора.
Упражнение: Заборчик.
Ну а это вот заборчик,
Язычка мы спрячем кончик,
Зубы крепко ты сомкни,
Губки плавно разведи.
Старичок Звуковичок посадил на огороде картофель, морковь, свеклу. Назови одним словом, что он посадил. (Овощи)
Наступила осень, Звуковичок должен собрать урожай овощей. Что ему для этого нужно? (Лопата).
Упражнение: Лопаточка.
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким.
Вот лопаточка лежит,
Язычок наш не дрожит.
А еще Старичок Звуковичок любит чистить зубы зубной пастой. А ты чистишь зубы.
Упражнение: «Чистим нижние зубы».
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Почистим старательно кончиком языка нижние зубы из стороны в сторону.
Чистим, чистим, зубы мы,
Будут чистые они.
Отправимся дальше на поиски звука(С). Старичок Звуквичок взял велосипед, но по дороге спустило колесо. Помоги накачать колесо, изобрази насос. Для этого нужно улыбнуться, кончик языка завести за нижние зубы и сильно подуть: «С-с-с..» Какой звук у тебя получился?
Ребенок : звук « С-с-с-с»
Вот мы и нашли звук (С). Теперь он всегда будет жить в твоем домике-ротике, и больше никогда не потеряется.
А чтобы найти брата твердого звука (С), мягкий звук (СЬ), Старичок Звуковичок просит выполнить упражнение «Горка».
Упражнение «Горка»
Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние резцы.
Кончик в зубы ты упри,
Спинку горкой изогни,
Вышла горка ,хороша,
Хоть катай там малыша.
А теперь покажи, как открывается кран. Из крана льется вода с каким звуком.? Сильно улыбнись, кончик языка – за зубами, спинка языка горкой; « Сь-сь-сь».
Сказка, в которой живет звук (З).
Сегодня мы отправляемся с тобой в сказку, где живет звук (З). Чтобы найти этот звук, нужно преодолеть много препятствий и трудностей. Ты не боишься? С нами всегда будет Старичок Звуковичок, который будет помогать.
Игра: «Поймай звук».
Называем ряд звуков, слогов, или слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (З).
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.
Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук (З).
Звуки: С, З, В, К, М, С,З, Л, З С, К, Н, З.
Слоги: КО-ЗО-НО-ЗУ-НУ-ЗА-ЛЫ-МЫ-ЗЫ.
Слова: книга, заяц, собака, коза, облако, лиса, зубы, автобус, дерево, зонтик.
Чтобы научиться , правильно произносить звуки, с кем еще надо дружить?
Нужно дружить с пальчиками. Давай вспомним пальчиковую гимнастику Старичка Звуковичка.
Пальчиковая гимнастика:
Со Старичком Звуковичком,
Мы пойдем по сказке звуков.
Нам преграды нипочем,
Не боимся злых мы духов.
Будем с язычком дружить,
И с воздушной струйкой тоже.
Ну а звуки говорить,
Старичок нам всем поможет.
А сейчас Старичок Звуковичок предлагает поиграть со своей подружкой Воздушной Змейкой.
Мы со струйкой поиграем,
Плавно воздух выдыхаем.
А потом опять вдохнем,
И на выдохе споем: А-А-А
Упражнение на развитие речевого дыхания.
«Потянем ниточку».
Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.
«Забей мяч в ворота».
Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.
«Игра посвистим в пузырек».
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Пустой пузырек прижат к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.
Игра «Сдуй снежинку».
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.
Игра «Подуй на свой палец»
Губы -в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе, указательный палец правой руки - пред ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю.
Массаж языка:
Старичок Звуковичок советует нам: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать массаж язычка:
- Поглаживание широкого кончика языка губами,
- Поглаживание широкого кончика языка зубами,
- Покусывание широкого кончика языка зубами,
- Поглаживание широкого кончика языка губами,
- Пошлепывание широкого кончика языка: Пя-пя-пя….
Теперь Старичок Звуковичок предлагает поиграть с язычком.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение : Лягушка улыбается.
Цель: закрепить умение улыбаться открытой улыбкой.
Тянуть губы прямо к ушкам,
Очень нравится лягушкам.
Показываем картинку с изображением забора.
Упражнение: Заборчик.
Ну а это вот заборчик,
Язычка мы спрячем кончик,
Зубы крепко ты сомкни,
Губки плавно разведи.
Старичок Звуковичок посадил на огороде картофель, морковь, свеклу. Назови одним словом, что он посадил. (Овощи)
Наступила осень, Звуковичок должен собрать урожай овощей. Что ему для этого нужно? (Лопата).
Упражнение: Лопаточка.
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка, широким.
Вот лопаточка лежит,
Язычок наш не дрожит.
А еще Старичок Звуковичок любит чистить зубы зубной пастой. А ты чистишь зубы.
Упражнение: «Чистим нижние зубы».
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Почистим старательно кончиком языка нижние зубы из стороны в сторону.
Чистим, чистим, зубы мы,
Будут чистые они.
Представьте себе, что сейчас лето и что Старичок Звуковичок предлагает пойти в лес. Какие насекомые не дают покоя нам в лесу?
Комары!
Давай позвеним так, как звенят большие комары: «З-з-з» Для этого нужно улыбнуться, завести кончик языка за нижние зубы, между зубами оставить небольшое расстояние, сильно подуть и включить голос. Какой звук ты произнес?
Звук (З).
Вот мы и нашли звук (З). Теперь он будет жить в твоем домике и никогда не уйдет.
У твердого звука (З), есть мягкий брат (ЗЬ), Послушай, как звенят маленькие комарики: Зь-зь-зь. Для этого нужно широко улыбнуться, выгнуть спинку языка горкой и мягко позвенеть голосом: зь-зь-зь.
Сказка, в которой живет звук (Ц).
Мы продолжаем свое путешествие и отправимся в Волшебную страну звуков, чтобы найти звук (Ц). Это нелегко, но снами всегда будет Старичок Звуковичок.
Игра « Поймай звук».
Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук (Ц) среди звуков, в слогах и словах. Старичок Звуковичок, предлагает поймать звук Ц. Я , сейчас назову ряд звуков, слогов и слов, а когда ты услышишь звук (Ц), сожми ладошки в кулак.
Звуки: Ч, С, Щ, Ц, Т, Л. Ф, Ц, Ш.
Слога: Са-Щу-Цы-То-Це-Ла-Цу-Зо-Ца-Хи.
Слова: курица, добро, муфта, кольцо, град, птенцы, тир, шитье, сталь, огурцы.
А кто нам еще поможет в поиске звука (Ц)? Конечно пальчики, мы давно уже с ними дружим.
Пальчиковая гимнастика.
«Цветок»
Солнце поднимается-
Цветочек распускается!
Солнышко садится-
Цветочек спать ложится.
«Дерево».
В поле деревце стоит,
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Кто еще помогает нам в поиске звуков?
Конечно Воздушная Струйка. Старичок Звуковичок предлагает с ней поиграть.
Упражнение на развитие речевого дыхания.
«Потянем ниточку».
Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.
«Забей мяч в ворота».
Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.
«Игра посвистим в пузырек».
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Пустой пузырек прижат к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.
Игра «Сдуй снежинку».
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.
Игра «Подуй на свой палец»
Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе, указательный палец правой руки - пред ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю.
С кем сейчас мы будем играть, ты узнаешь, если отгадаешь загаку.:
Если б не было его,
Не сказали бы ничего. ( Язык).
Сказка о Веселом Языке.
Жил был Веселый Язычок. Он, как и мы, любил играть и путешествовать. Решил он порезвиться. Открыл он одни двери (губы), вторые (зубы) и выглянул из домика. Светило ласковое солнышко. Он решил позагорать (упражнение Лопаточка). Позагорал и спрятался в домик. Но он, перегрелся, и у него поднялась температура. Врач прописал ему лекарство и запретил ему выбегать на улицу. Но через минуту непоседа Язычок опять выглянул на улицу. За это мы его накажем ( упражнение непослушный Язычок). Язычолк испугался и обещал быть послушным. Каждый день, даже по вечерам он стал чистить зубы ( упражнение почистим зубы). Посмотри, кто это у Старичка Звукоковичка спит? Это малыш. Мама попросила, чтобы он присмотрел за малышом, пока она сходит в магазин. Мы с тобой громко разговариваем, поэтому Старичок Звуковичок говорит нам : «Тс-тс-тс» чтобы мы его не разбудили. Повтори, «тс-тс-тс». А теперь ускорь темп. Какой звук у тебя получился? Верно, звук (ц). Скажи: Ц-ц-ц. Теперь он всегда будет в твоем домике-ротике.
Сказка, в которой живет звук ( Ш).
Продолжим с тобой путешествие по волшебной стране звуков. Нам предстоит найти звук (Ш).
Игра: Поймай звук
Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук (ш) среди звуков, в слогах и словах. Старичок Звуковичок, предлагает поймать звук Ш. Я сейчас, назову ряд звуков, слогов и слов, а когда ты услышишь звук (ш), сожми ладошки в кулак.
Звуки: Ж, С, Ш, Т, К, Ш, Ф, М, Ш, Ч.
Слога: СА-шу-шо-хе-зу-ши-ша-щу-чу-ца.
Слова: снег, хорек, шипы, щетина, кошка, муха, мешок, фуфайка, кашка, мышь.
Игра: Выбери картинки, в названиях которых есть звук (Ш).
Старичок Звуковичок предлагает тебе рассмотреть картинки. Послушай их названия и определи, в каких картинках спрятался звук (Ш).
Игра: Где спрятался звук?
Цель: развитие умения выделять заданный звук (Ш) в слове.
Наши пальчики друзья
Загрустили - ну и зря!
Будем с вами мы играть,
Упражнения выполнять.
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик, не беда.
Новый шар надую я!
Упражнение «Фокус»
Цель: выработка сильной воздушной струи.
Воздушная Струйка большая озорница,
Фокусы делать она мастерица.
Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.
Старичок Звуковичок очень любит чаепитие с конфетами. Мы знаем, какой он у нас сладкоежка. Но он разбил свою чашку. Давай поможем Звуковичку, сделаем «чашечку» язычком.
Упражнение «Чашечка».
Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая язык в форме «чашечки».
Широкий язык на губу положи
И ровно края ты, наверх подними.
Сделай такую «чашечку», чтобы в неё можно было налить чай и чтобы он не смог из неё вылиться. Еще Звуковичок любит пить чай с вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье».
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу!
(Ребенок облизывает широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз.)
У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется - « грибок».
Упражнение «Грибок».
Язычок ты присоси,
Связку лучше растяни-
Получается грибок.
Сделать ты его бы смог?
Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай язычком медленно. Присоси язык к небу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.
Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиграть на гармошке.
Упражнение « Гармошка».
Цель: укрепление мышц языка, формирование умения растягивать подъязычную связку.
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже отпусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты неплохой.
(Ребенок присасывает язык к небу и открывает и закрывает рот).
Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться.
Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вытяни вперед, слегка округли и сильно подуй : « Ш-ш-ш». Ладони медленно соедини, шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук (Ш). Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно.
Сказка, в которой живет звук (Ж).
Сегодня мы постараемся найти звук (Ж). Сначала попробуем его поймать.
Игра «Поймай звук».
Цель: выделение звука (Ж), из рядя звуков, слогов, слов.
Звуки: З, М. Ж., В, Ф, Ж,Н, Б, Ж, Ш.
Слога: зы-жо-за-ши-жу-сы-ча-же-фу-жи.
Слова: коза, лыжи, шкаф, точка, закон, ужин, звери, пиджак, вишня, ножи.
Старичок Звуковичок приготовил картинки. В названиях, каких картинок спрятался звук (Ж). Кто нам помогает искать звуки?
Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка и Веселый Язычок.
Пальчиковая гимнастика .
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже,
Мы про зайку не забудем –
Шевелить ушами будем.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Посмотри, что это у Старичка Звуковичка?
Ватная пушинка. Он хотел показать фокус, но у него не получилось. Помоги Звуковичку, покажи, как нужно правильно выполнить это упражнение.
Упражнение «Фокус»
Цель: выработка сильной воздушной струи.
Воздушная Струйка большая озорница,
Фокусы делать она мастерица.
Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.
А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения, а ты будешь выполнять их язычком.
Упражнение «Чашечка».
Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая язык в форме «чашечки».
Широкий язык на губу положи
И ровно края ты, на верх подними.
Сделай такую «чашечку», чтобы в неё можно было налить чай и чтобы он не смог из неё вылиться. Еще Звуковичок любит пить чай с вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье».
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу!
(Ребенок облизывает широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз.)
У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется - « грибок».
Упражнение «Грибок».
Язычок ты присоси,
Связку лучше растяни-
Получается грибок.
Сделать ты его бы смог?
Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай язычком медленно. Присоси язык к небу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.
Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиграть на гармошке.
Упражнение « Гармошка».
Цель: укрепление мышц языка, формирование умения растягивать подъязычную связку.
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже отпусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты неплохой.
(Ребенок присасывает язык к небу и открывает и закрывает рот).
Упражнение «Лопаточка».
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким.
Вот лопаточка лежит,
Язычок наш не дрожит.
Молодец, хорошо у тебя получается. Представь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что то зашуршало - это была змея.. Она увидела нас и зашипела:Ш – Ш –ш , и ты зашипи на неё.
Ребенок: Ш-Ш-Ш.
Правильно ли у тебя работают губы и язык:
-губы округлены и слегка вытянуты вперед,
- широкий кончик языка за верхними зубами ( чашечка),
- посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.
Змея, наверное, тебя испугалась и уползла. Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: « Я жук, я жук. На поляне живу, летаю и жужжу.
Губы и язык делай как при звуке «Ш». Пошипи, как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук, и почувствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился?
Звук «Ж». Вот и еще один звук мы нашли. Теперь будем всегда говорить его правильно.
Сказка, в которой живет звук «Ч».
Мы уже нашли немало звуков в Волшебной стране. А сейчас отправимся на поиск звука «Ч».
Старичок Звукавичок предлагает тебе послушать небольшое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук «Ч», топни правой ногой.
Девочки и мальчики,
Скачут словно мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
У старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал. ( Имитация движений пальцев рук).
Устал Звуковичок, и сел отдохнуть. Тут подул ветер, растрепал ему волосы, и челка упала ему на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок « чашечкой», вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи звуковичку, как правильно это делать ( сдуй свою челку со лба).
Нужно идти дальше, искать звук «Ч».
Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться.
Упражнение « Бублик».
Цель : закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.
Бублик мы изобразили:
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
На всякий случай Звуковичок взял лопату - вдруг пригодится.
Упражнение «Лопаточка».
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка, широким.
Вот лопаточка лежит,
Язычок наш не дрожит.
Еще старичок Звуковичок взял чашечку, чтобы в дороге попить чаю.
Упражнение «Чашечка».
Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая язык в форме «чашечки».
Широкий язык на губу положи
И ровно края ты, наверх подними.
Шел – шел Старичок Звуковичок, устал и решил попить чаю. Развел костер, налил воду в чайник и повесил над костром. Стал ждать, когда вода закипит. Не заметил, как уснул. Но вода в чайнике закипела, и пар из-под крышки начал вырываться наружу со звуком « ш-ш-ш». А старичок Звуковичок ничего не слышит. Повтори, как шипел пар. Опять не слышит. Уже вода начала выплескиваться из чайника в костер: «ТШ, тш, тш». Повтори в быстром темпе: «тш-тш-тш». Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык:
-губы округлены и слегка вытянуты вперед,
- широкий кончик языка за верхними зубами ( чашечка),
- посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.
Поставь руку, проверь, так ли это?
Вот мы и нашли звук «Ч».
Сказка, в которой живет звук « Л».
Сейчас мы отправимся в сказку, где живет звук «Л». Нелегко его найти, но с нами наши верные друзья. Кто это?
Ребенок: Это Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка, и Веселый язычок.
Они нам помогут, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу.
Попробуй поймать звук «Л» в ряде звуков, слогов, слов.
Цель: закрепление умения определять на слух и выделять звук «Л» из ряда звуков, слогов, слов.
Звуки: В, Д,Л,Б,Ч,Н,Л,Н, Ц, Г, Л.
Слога: ВА, ДА, ЛА, БА. ЧА, НА, ЛА, ЦА, ГА, ВА, ФА, ЛА.
Слова: Вата, дача, лак, банка, чайка, ноты, ласка, цапля, газ, ванна, фата, ландыш.
Веселые пальчики очень дружные. Они часто ходят, друг к другу в гости.
Пальчиковая гимнастика « В гости».
В гости к пальчику большому. Показать домик руками.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний - Пальцы обеих рук последовательно
Сам мизинчик малышок. соединяются.
Вместе пальчики – друзья, Пальцы обеих рук скрещены,
Друг без друга им нельзя. Сжимаются и разжимаются.
Старичок Звуковичок предлагает отправиться в путешествие на парусной лодке. Но ветер порвал парус. Как ты думаешь, какой был ветер?
Ребенок : Ветер был очень сильный.
Покажи, как он дул? ( ребенок выполняет упражнение на развитие речевого дыхания, вдох через нос, выдох через рот).
Что нужно, чтобы починить парус?
Ребенок : Нужна иголочка.
Давай сделаем языком иголочку.
Упражнение « Иголочка».
Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.
Старичок Звуковичок зашил иголкой дырку в парусе. Можно плыть на лодке. Давай сделаем лодочку.
Упражнение «Лодочка».
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами, при этом опуская среднюю часть вниз. Рот открой широко, кончиком языка дотронься до середины верхней губы. Удерживай под счет до 10. Покатились на лодочке.
Теперь Звуковичок предлагает полетать на самолете. В этом нам поможет Веселый Язычок. Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно как он гудит. Сделай вдох, открой рот, на выдохе произнеси долгий звук: «А-а-а».
При этом высунь кончик языка вперед «иголочкой» и дотронься до середины верхней губы. Повтори несколько раз. А теперь кончик языка заведи за верхние зубы и продолжай гудеть. Получился звук «Л». Вот и еще один звук ты научился говорить правильно.
Сказка, в которой живет звук «Р».
Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук «Р». Старичок Звуковичок, как всегда с нами. Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук «Р», возьми этот предмет и поставь в сундучок. Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. А что это за предметы? Это орехи. Старичок Звуковичок предлагает поиграть с орехами.
Упражнение для развития мелкой моторики с грецким орехом.
- Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение левой рукой.
- Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
- «Колобок»: грецкий орех лежит на левой руке, правая рука сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для левой руки.
Примечание. После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабления рук (уронили ручки вниз и расслабились).
Давай отвезем орехи Старичку Звуковичку на лошадке.
Упражнение «Лошадка».
Цель: укрепление мышц языка, отработка подъема языка вверх.
Когда лошадка скачет, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать. Для этого улыбнись, приоткрой рот, пощелкай медленно язычком.
Решил Звуковичок сделать ремонт, побелить потолок. Мы ему поможем.
Упражнение «Маляр».
Цели: вырабатывание подъема языка вверх и развитие его подвижности.
Ты можешь научить свой язычок «белить потолок» в своем домике-ротике. Улыбнись, открой рот, подними язык бугорочком, води по небу вперед-назад, поглаживая кончиком языка как кисточкой. Чистота и порядок у Старичка Звуковичка. Можно и в лес за грибами сходить.
Упражнение «Грибок».
Цель:
вырабатывание подъема языка вверх, растягивание подъязычной уздечки.
Делаем «грибок»: улыбнись, приоткрой рот, медленно пощелкай языком. Щелкни языком и присоси его, открой рот шире. Удержи грибок подольше.
Угадай, кого увидел в лесу Звуковичок?
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит.
Правильно, дятла.
Постучи как дятел.
Упражнение «Дятел».
Цель: укрепление мышц кончика языка, развитие умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.
Открой рот, кончик языка подними за верхние зубы и постучи: «Д-д-д».
На цветах Звуковичок увидел пчелку. Давай позвеним, как пчелка.
Упражнение «Пчелка».
Цель: выработка умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.
Пчелка летает от цветка к улью, звенит:»ДЗ-дз-дз». Собирает целый день сок-нектар из цветов и несет его к улью, издавая звуки «Дз-дз-дз».
Открой рот, кончик языка за верхними зубами. Сильно выдохни на кончик языка, произнося звуки «Дз-дз-дз». Почувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка).Проверь силу струи воздуха, поднеси тыльную сторону руки ко рту.
Вдруг Звуковичок на дороге увидел машину, которая застряла и буксуе, не может выехать: «Дз-дз-дз». Помоги выехать машине, заведи мотор.
Упражнение «Заведи мотор».
Цель: выработка умения вызывать вибрацию кончика языка.
Открой рот, подними кончик языка за верхние зубы. На сильном выдохе произнеси «дз-дз-дз», в ускоренном темпе. ( Чистым пальчиком делать колебательные движения под кончиком языка). Мотор машины начал рычать: « р-р-р». Вот мы и нашли звук «Р». Ты старательно и правильно выполнял пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание, заставлял язычок трудиться, и у тебя появились правильные звуки, которые ты не умел говорить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – СПб., 1999;
2. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. – М., 2009;
3. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М., 2002;
4. ЛаалаеваР.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1999;
5. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003;
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда с использованием ниткографии "Рисующая ниточка"
Данная методическая разработка позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребенка, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения, способствует развитию реч...
Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе учителя - логопеда в условиях ДОО и семьи
Речевые игры в помощь родителям "Играем на кухне"...
Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...
Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"
Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...
Мастер-класс «Использование игрового пособия «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе учителя- логопеда».
использование игрового набора "Дары Фребеля на логопедических занятиях"...
Нейропсихологические методы и приемы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Презентация для выступления на педсовете на тему: "Нейропсихологические методыи приемы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"...