Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
консультация по логопедии (старшая группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_10.docx312.96 КБ
Office presentation icon konsultatsiya_modeli_artikulyatsii.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ

Консультация для воспитателей

на тему:

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

                                                                         Подготовила: учитель-логопед

 Муллахметова Гульназ Анваровна

Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

 «Модели – это хорошая наглядность,

подсказка, зрительная опора».

В.М.Акименко.

 

 В дошкольных образовательных учреждениях одним из основных аспектов работы учителя-логопеда является исправление у дошкольников нарушений звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха и формирование слогового состава слова. В данном направлении разработано множество различных методик, но инновационным приемом является применение моделей артикуляции звуков. Валентина Михайловна Акименко отмечает: «Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков».

Модели артикуляции звуков в исправлении нарушений звукопроизношения.

Большой вклад в исправление нарушений звукопроизношения с помощью моделей артикуляции звуков внесла Валентина Михайловна Акименко. В разработанном учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей» она представила схему постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков и сами модели. Мной доработаны модели артикуляции звуков В.М.Акименко цветовой гаммой, вызывающей интерес детей дошкольного возраста, звуковой картинкой, в названии которой необходимо выделить звук в составе слова.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_819aa6cee521bd20bea9d1032bf679b1.jpgСогласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука. Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и  по способу образования. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают  гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их.

Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности:

  1. выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой;
  2. восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях;
  3. узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах, звуковой анализ слова.

Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно:

  • При знакомстве с гласными звуками согласно общеразвивающей программе.
  • При выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом для уточнения артикулирования гласных звуков (нанесены на поверхность зеркала для индивидуальной работы).

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_490788692404dfcb2710e274cd26c2b8.jpg

  • При автоматизации поставленного звука в слогах, выполняемой перед зеркалом. Ребенок проговаривает автоматизируемый звук, логопед показывает на модель гласного звука, с которым надо соединить автоматизируемый звук, и ребенок произносит слог. Работа по автоматизации ведется как в открытых, так и в закрытых слогах.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_2d7b83579ad27a3ccd9bc11a030917c0.jpg

  • При знакомстве дошкольников с гласными звуками, опираясь на настенное пособие «Домик гласных звуков». «Домик гласных звуков» разработала и представила в журнале «Обруч» Наталья Буренко психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» города Москва. «В домике все окошки закрыты шторками. За окошками-шторками спрятаны гласные. Ребенок одновременно воспринимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Фиксируем внимание детей на их артикуляции».

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_f94116fb7a81e439f095001a82927a69.png

С моделями артикуляции согласных звуков дети знакомятся также в соответствии с общеразвивающей программой, и активное применение они получают при постановке, автоматизации  и дифференциации согласных звуков. В данном случае модели гласных и согласных звуков активно «сотрудничают» друг с другом и оказывают положительное влияние на развитие не только речевых зон головного мозга, но и мыслительных процессов, и зрительной памяти детей. А также вызывают интерес детей к занятиям с логопедом.

Модели артикуляции звуков в развитии фонематического слуха.

Коррекционную работу при постановке звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, и наоборот,  умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Когда данный навык отработан, ребенку предлагается подобрать модель к каждой беззвучной артикуляции гласных звуков. Модели артикуляции согласных звуков вводятся тоже постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка.

Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий:

-       подобрать слова на заданную модель артикуляции;

-       выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

-       составить слог на заданную модель артикуляции;

-       придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

-       определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;

-       добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

-       составить слова из моделей артикуляции звуков;

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения фонематического восприятия. Несформированность фонематического слуха у детей  с ФФНР и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим или артикуляторным параметрам. Работа по различению звуков начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в не дифференцируемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит «заместителем» положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Она так же абстрактна, как и образ звука, который необходимо сформировать в момент произнесения звука. Поэтому она служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению звуков. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошибку.

После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:

  • выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
  • при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
  • подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
  • выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т.д.

Таким образом, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Модели артикуляции звуков при формировании слоговой структуры слова:

Если в речи ребенка имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. Т.А.Ткаченко разработала пособие для логопедов, воспитателей и родителей с разработками индивидуальной работы с детьми 4-6 лет «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». В данном пособии автор отмечает, что «одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае авторская специальная символика». В работе над формированием слоговой структуры слова я опираюсь на работу Т.А.Ткаченко, но использую свои разработанные модели, т.к. считаю, что яркость привлекает внимание детей (Рисунок 5).

Основное требование к обучению — научить дошкольников правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова — звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно, отчетливо произносить весь звуковой состав слова, следовательно, слово и фразу в целом, правильно соотносить звук и букву при выполнении письменных работ.

Изложенная мной система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении помогает закреплять правильное произношение всех звуков русского языка у детей, добиваться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью — мягкостью и глухостью — звонкостью, а также помогает сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. Воспитанники с удовольствием рассматривают модели, опираются на них в коррекционной работе. В результате улучшается «скорость» постановки звуков и их автоматизация, развитие фонематического слуха и формирование слоговой структуры слова.

Литература:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.

3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. - №1.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.

6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.

7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 1 «Радуга» ГО г.Агидель Консультация для воспитателей на тему: « Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда » Подготовила :учитель-логопед Муллахметова Гульназ Анваровна

Слайд 2

Основная задача работы учителя-логопеда : формирование у дошкольников правильного звукопроизношения; автоматизация поставленных звуков и введение их в речь; формирование навыка звуко-слогового анализа слова; развитие фонематического слуха и слогового состава слов.

Слайд 3

Положение губ Работа голосовых складок Положение органов артикуляции Модели артикуляции звуков

Слайд 4

Характерис тика звуков по основным признакам Способ образования Место резонирования Наличие или отсутствие подъема спинки языка Место артикуляции Наличие или отсутствие вибрации голосовых складок

Слайд 6

Модели артикуляции звуков

Слайд 7

«Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков» Валентина Михайловна Акименко

Слайд 8

Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности: выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой; 2. восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях; 3. узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах; 4. звуковой анализ слова.

Слайд 9

Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно: При выполнении артикуляционной гимнастики

Слайд 10

Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий: показать модель артикуляции отрабатываемого звука; найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог, и показать его модель; подобрать слова на заданную модель артикуляции; выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель; составить слог на заданную модель артикуляции; придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции; определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью; добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово; составить слова из моделей артикуляции звуков.

Слайд 12

Какой звук встречается чаще? Цыпленок цапле цепко цепляется за цепь Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу

Слайд 13

Какой предмет спрятался?

Слайд 14

Игра «Угадай слово»

Слайд 19

Модели артикуляции звуков: дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы при коррекции звукопроизношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь; легко запоминаются дошкольниками и безошибочно соотносятся со звуком; улучшают представление детей о звуковом составе языка; способствуют устойчивой дифференциации звуков; создают базу успешного обучения грамоте.

Слайд 20

Какой звук в слове «рыбка» стоит первым?

Слайд 21

Какой звук в слове «доска» стоит четвертым?

Слайд 22

Какой звук в слове «шар» стоит первым?

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Консультация для родителей Использование Су-джок терапииии в здоровьезбережении и коррекционной работе учителя-логопед

Познакомить родителей  с Су-Джок терапией, использование её в коррекционной работе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...

« Игровые приемы постановки звуков у детей с ОНР в коррекционно развивающей работе учителя-логопеда »

С помощью этого материала  в занимательной игровой форме легко проводить постаноовку звука и вводить звук речь....

Консультация «Использование метода пиктограмм для развития речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда»

Работая с  детьми по традиционной программе, учитель-логопед  должен использовать  методы и технологии  улучщаюшие  процесс обучения. В своей работе для оптимизация процесса о...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....