Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
консультация по логопедии (старшая группа)
В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_10.docx | 312.96 КБ |
konsultatsiya_modeli_artikulyatsii.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ Консультация для воспитателей на тему: «Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» Подготовила: учитель-логопед Муллахметова Гульназ Анваровна Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда |
«Модели – это хорошая наглядность,
подсказка, зрительная опора».
В.М.Акименко.
В дошкольных образовательных учреждениях одним из основных аспектов работы учителя-логопеда является исправление у дошкольников нарушений звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха и формирование слогового состава слова. В данном направлении разработано множество различных методик, но инновационным приемом является применение моделей артикуляции звуков. Валентина Михайловна Акименко отмечает: «Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков».
Модели артикуляции звуков в исправлении нарушений звукопроизношения.
Большой вклад в исправление нарушений звукопроизношения с помощью моделей артикуляции звуков внесла Валентина Михайловна Акименко. В разработанном учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей» она представила схему постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков и сами модели. Мной доработаны модели артикуляции звуков В.М.Акименко цветовой гаммой, вызывающей интерес детей дошкольного возраста, звуковой картинкой, в названии которой необходимо выделить звук в составе слова.
Согласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука. Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их.
Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности:
- выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой;
- восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях;
- узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах, звуковой анализ слова.
Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно:
- При знакомстве с гласными звуками согласно общеразвивающей программе.
- При выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом для уточнения артикулирования гласных звуков (нанесены на поверхность зеркала для индивидуальной работы).
- При автоматизации поставленного звука в слогах, выполняемой перед зеркалом. Ребенок проговаривает автоматизируемый звук, логопед показывает на модель гласного звука, с которым надо соединить автоматизируемый звук, и ребенок произносит слог. Работа по автоматизации ведется как в открытых, так и в закрытых слогах.
- При знакомстве дошкольников с гласными звуками, опираясь на настенное пособие «Домик гласных звуков». «Домик гласных звуков» разработала и представила в журнале «Обруч» Наталья Буренко психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» города Москва. «В домике все окошки закрыты шторками. За окошками-шторками спрятаны гласные. Ребенок одновременно воспринимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Фиксируем внимание детей на их артикуляции».
С моделями артикуляции согласных звуков дети знакомятся также в соответствии с общеразвивающей программой, и активное применение они получают при постановке, автоматизации и дифференциации согласных звуков. В данном случае модели гласных и согласных звуков активно «сотрудничают» друг с другом и оказывают положительное влияние на развитие не только речевых зон головного мозга, но и мыслительных процессов, и зрительной памяти детей. А также вызывают интерес детей к занятиям с логопедом.
Модели артикуляции звуков в развитии фонематического слуха.
Коррекционную работу при постановке звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, и наоборот, умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Когда данный навык отработан, ребенку предлагается подобрать модель к каждой беззвучной артикуляции гласных звуков. Модели артикуляции согласных звуков вводятся тоже постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка.
Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий:
- подобрать слова на заданную модель артикуляции;
- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
- составить слог на заданную модель артикуляции;
- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;
- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;
- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;
- составить слова из моделей артикуляции звуков;
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения фонематического восприятия. Несформированность фонематического слуха у детей с ФФНР и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим или артикуляторным параметрам. Работа по различению звуков начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в не дифференцируемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит «заместителем» положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Она так же абстрактна, как и образ звука, который необходимо сформировать в момент произнесения звука. Поэтому она служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению звуков. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошибку.
После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:
- выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
- при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
- подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
- выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т.д.
Таким образом, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Модели артикуляции звуков при формировании слоговой структуры слова:
Если в речи ребенка имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. Т.А.Ткаченко разработала пособие для логопедов, воспитателей и родителей с разработками индивидуальной работы с детьми 4-6 лет «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». В данном пособии автор отмечает, что «одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае авторская специальная символика». В работе над формированием слоговой структуры слова я опираюсь на работу Т.А.Ткаченко, но использую свои разработанные модели, т.к. считаю, что яркость привлекает внимание детей (Рисунок 5).
Основное требование к обучению — научить дошкольников правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова — звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно, отчетливо произносить весь звуковой состав слова, следовательно, слово и фразу в целом, правильно соотносить звук и букву при выполнении письменных работ.
Изложенная мной система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении помогает закреплять правильное произношение всех звуков русского языка у детей, добиваться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью — мягкостью и глухостью — звонкостью, а также помогает сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. Воспитанники с удовольствием рассматривают модели, опираются на них в коррекционной работе. В результате улучшается «скорость» постановки звуков и их автоматизация, развитие фонематического слуха и формирование слоговой структуры слова.
Литература:
1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.
3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.
4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. - №1.
5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.
6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.
7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача работы учителя-логопеда : формирование у дошкольников правильного звукопроизношения; автоматизация поставленных звуков и введение их в речь; формирование навыка звуко-слогового анализа слова; развитие фонематического слуха и слогового состава слов.
Положение губ Работа голосовых складок Положение органов артикуляции Модели артикуляции звуков
Характерис тика звуков по основным признакам Способ образования Место резонирования Наличие или отсутствие подъема спинки языка Место артикуляции Наличие или отсутствие вибрации голосовых складок
Модели артикуляции звуков
«Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков» Валентина Михайловна Акименко
Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности: выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой; 2. восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях; 3. узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах; 4. звуковой анализ слова.
Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно: При выполнении артикуляционной гимнастики
Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий: показать модель артикуляции отрабатываемого звука; найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог, и показать его модель; подобрать слова на заданную модель артикуляции; выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель; составить слог на заданную модель артикуляции; придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции; определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью; добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово; составить слова из моделей артикуляции звуков.
Какой звук встречается чаще? Цыпленок цапле цепко цепляется за цепь Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу
Какой предмет спрятался?
Игра «Угадай слово»
Модели артикуляции звуков: дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы при коррекции звукопроизношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь; легко запоминаются дошкольниками и безошибочно соотносятся со звуком; улучшают представление детей о звуковом составе языка; способствуют устойчивой дифференциации звуков; создают базу успешного обучения грамоте.
Какой звук в слове «рыбка» стоит первым?
Какой звук в слове «доска» стоит четвертым?
Какой звук в слове «шар» стоит первым?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Консультация для родителей Использование Су-джок терапииии в здоровьезбережении и коррекционной работе учителя-логопед
Познакомить родителей с Су-Джок терапией, использование её в коррекционной работе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...
« Игровые приемы постановки звуков у детей с ОНР в коррекционно развивающей работе учителя-логопеда »
С помощью этого материала в занимательной игровой форме легко проводить постаноовку звука и вводить звук речь....
Консультация «Использование метода пиктограмм для развития речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда»
Работая с детьми по традиционной программе, учитель-логопед должен использовать методы и технологии улучщаюшие процесс обучения. В своей работе для оптимизация процесса о...
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....
- Мне нравится (1)