Звуки [Р]-[Л]. Весна.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Разработка занятия по коррекции связной речи и звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка конспекта занятия по теме "Звуки р-л. Весна" | 54.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Кротова Наталья Александровна, учитель – логопед КОУ ОО «Адаптивная школа – детский сад № 301»
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Тема: Звуки [р] - [л]. Времена года: весна.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Цель: Дифференцировать звуки [р] - [л] в предложениях на лексическом материале по теме: «Времена года: весна»
Коррекционно-образовательные задачи:
- совершенствовать навык воспроизведения правильной артикуляции звуков [р] и [л] в предложениях;
- упражнять в умении давать сравнительную характеристику звуков [р] и [л] по схемам;
- закреплять умение использовать союз «потому что» через установление элементарных причинно - следственных связей;
-совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое восприятие и кратковременную память через отраженное проговаривание;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата через специальные упражнения;
- развивать навык дифференциации звуков [р] - [л] в предложениях;
-развивать зрительно-моторную координацию движений и тонкую моторику пальцев рук;
- развивать операции анализа и синтеза через выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать умение работать в группе и парами;
- воспитывать адекватную самооценку;
- прививать правила безопасного поведения в природе.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- может выделять звуки р и л в словах;
- развита мелкая моторика;
- способен к волевым усилиям;
- использует правила поведения в природе.
Оборудование:
Инд. зеркала, массажные мячики, шарики су-джок;
Мультимедийная установка и презентация «Весна» (см.Приложение 1);
План занятия в схеме;
Капельки - настроения (для оценивания);
Сигнальные карточки для различных видов работы (инд., парами, группой);
Сигнальные карточки «Полный ответ», «Неполный ответ»
Артикуляционные профили и схемы для анализа звуков [р], [л];(Буквы Р, Л и изображения тигра и самолета; синие квадраты для обозначения согласных; колокольчики для обозначения звучности произношения [р], [л];
Предметные картинки со звуками [р], [л];
«Волшебные лупы»;
Раздаточные картинки по теме «Три весны» (4 комплекта); 1 большой набор
Схемы с цифрами 1, 2, 3
Сосульки (4 шт.), полотенца (4 шт.), таз с горячей водой;
Сосульки, нарисованные на ватмане для создания «Весенней капели»
Магнитная доска переносная
Ход занятия:
I.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята!
- Сейчас я задам вопросы. Можно ответить одним словом.
- Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время суток? (Утро)
- Какой сегодня день недели? (Пятница)
- Как называется текущий месяц? (Март)
- С какими звуками мы работали на прошлом занятии? (со звуками [С] и [Ш])
- А сейчас послушайте, какие звуки я выделяю голосом в чистоговорках:
-РА-РА-РА – всех нас Радует весна! ( Звук Р)
ЛО-ЛО-ЛО – нам от соЛнышка тепЛо. (Звук Л)
-Все верно!
- О каком времени года говорится в чистоговорках? (О весне)
II. Сообщение темы и цели занятия:
А кто сможет сформулировать тему нашего занятия?
-Звуки [р] - [л]. Весна.
- Вы правильно сказали тему нашего занятия.
1.План занятия с опорой на схему, которая висит на доске!!!
- Будем на занятии подниматься по ступенькам (Показ)
Вы должны подняться на самую верхнюю. И для этого мы:
- Сегодня сравним артикуляцию звуков [Р] и [Л] по схемам,
будем их четко произносить предложениях.
Будем следить за произношением всех звуков в играх и упражнениях.
Чистая и грамотная речь вам пригодиться в жизни!
- Повторим названия весенних месяцев и признаки весны.
- Как всегда будем работать по одному, парами, все вместе. (Показ карточек - символов «Знак поднятой руки», «Работа парами», «Хор»)
Не забывать о правилах поведения на занятии!
2. Критерии оценки работы на занятии: (Капельки – настроения с магнитной лентой сзади)
- И как обычно, мы будем оценивать себя и других на занятии.
-Если ответ будет полным и самостоятельным, чисто произнесёте все звуки - получите весёлую капельку! (с открытой улыбкой)
- Если ответ с ошибкой, но исправитесь самостоятельно - получите капельку задумчивую (с закрытой улыбкой).
-Если не справитесь - капельку грустную.
- На доске висят сосульки. К концу занятия у нас должна получиться настоящая весенняя капель!
- Посмотрим, на чьей сосульке будет больше капелек.
- У кого есть вопросы?
III. Артикуляционная гимнастика (инд. зеркала)
- С чего обычно начинается наше занятие? (С упражнений для губ, языка, массажа лица…)
- Правильно. - Не забывайте, за хорошо выполненные упражнения можно получить капельки!
1. Массаж лица (лба, щек, подбородка)
2. Упражнения для губ: «Улыбочка» - «Трубочка», «Открытая улыбка» - «Хоботок»
3. Упражнения для языка с комплексом для соноров: по кубикам, на сторонах которых будут картинки с изображением предметов для упражнений («Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели» с Ловушкой – показ знака Ловушка)
* Дети по очереди кидают кубик и упражнение, которое выпало - выполняется.
Если повторно выпало, значит перекидывать кубик, чтобы новое упражнение выпало.
4. Звуковые песенки с одновременным массажем рук шариками су-джок и мячиками с шипами + взаимомассаж рук до локтевого сгиба на песенке «Щеточки»
- Изолированное произношение звуков Р и Л
-Вдох носом, руки на уровне груди, на выдохе звук Р-р-р-р и руки с мячом вверх и затем вниз.
-Вдох носом, руки на уровне груди, на выдохе Л-л-л и руки с мячом вверх и затем вниз до уровня груди.
* Плечи расправлены. Спина прямая.
- Чем занимались сейчас? (Выполняли подготовительные упражнения)
- Для чего мы делали все эти упражнения и пели песенки? (Для того, чтобы хорошо разговаривать.)
!!! Самооценка «Выбираем капельки»
-Оцените себя. (Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку) ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ
IV. Дифференциация звуков [Р]- [Л] (на основе схем-профилей звуков и схем артикуляции звуков) (на маленькой магнитной доске)
! Артикуляция звука Р-губы в открытой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к небу (к бугорочкам), кончик языка вибрирует.боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
1.Изолированное произношение [Р]:
- Произнесите звук [Р], глядя в зеркало.
-Молодцы!
! Артикуляция звука [Л]:
Губы в открытой улыбке; зубы разомкнуты; кончик языка поднят и прикасается с передней частью неба (бугорочками), с включением голоса остается неподвижным.
2. Изолированное произношение звука [Л]:
- Произнесите звук [Л], глядя в зеркало.
-Молодцы, ребята!
- Чем занимались сейчас? (Произносили звуки [Р] и [Л], давали характеристику звуков.)
3. Сравнительная характеристика звуков [Р]-[Л]:
-Чем похожи звуки?
-Чем отличаются?
4.Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах: Повторение слоговых рядов за логопедом (отраженное повторение) – (показ карточек-символов)
Ра - ла, ро - ло, ру - лу, ры - лы, - по одному – символ «Поднятая рука»
Ар - ал, ор- ол, ур – ул, ыр - ыл- парами- символ «Работа в паре»
Бла- бра, дро - дло, здра-здло (выборочно) – вместе–символ «Хор»
- С какими звуками повторяли слоговые ряды? (с р, л)
5. Дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах. Игра «Волшебная лупа»
(Работа в парах)
- Поиграем в Волшебную лупу. У каждого на столе своя цветная лупа. Она превращает черно-белые предметы в цветные.
- Каким цветом твоя лупа, имя ребенка? ….?....?....?
- Возьмите ее в руки, смотрите на рисунки через лупу и называйте слова, подходящие к цвету вашей «Волшебной лупы».
Не забывайте правильно произносить звуки [Р] и [Л].
-C чем играли сейчас? (С волшебной лупой)
-Зачем мы повторяли слова и словосочетания со звуками [Р] и [Л]?
(Чтобы правильно произносить звуки [Р] и [Л] в речи!)
-Оцените себя, кто как произнёс звуки [Р] и [Л].
!!! Самооценка и взаимооценка «Выбираем капельки» ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ
Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку)
V. Динамическая пауза – логоритмика. Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна» (Импровизация движений в такт стихотворению)
- Давайте немного отдохнём!
- В гости к нам пришла весна, (Дети маршируют)
Деток радует она, (Наклоны и улыбки друг другу)
Солнце светит, солнце греет, (Руки вверх и тянемся вверх)
Всюду травка зеленеет. (Разводим руки в разные стороны)
- Молодцы! Садитесь тихонько на места.
VI. Включить слайды на презентации.
-Посмотрите на экран. Слайд 3.
Показ символа «Неполное предложение» («Закрытый зонт»)!!!
-Какое это время года? Почему вы так думаете? (Это весна. Потому что все тает.)
-После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы.)
-Сколько весенних месяцев вы знаете? (Три)
- Назовите их. (Март, апрель, май)
Первым март пришел, белый снег сошел,
За ним апрель отворит окно и дверь.
А как май придет - все кругом расцветет
Слайд № 4. Следующий этап нашего занятия - это восстановление рассказа «Три весны» по памяти с помощью опорных сюжетных картинок (поле, река, лес). Согласование числительных с существительными.
- - Послушайте рассказ очень внимательно, о чём в нём говорится?
- Рассказ называется «Три весны».
- У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничего не мешает. (Показ картинки на слайде)
Вторая весна наступает на реке. Лёд трещит и раскалывается на части. (Показ картинки на слайде)
Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою. (Показ картинки на слайде)
2. -Как называется рассказ, который я прочитала? (Три весны)
- Где наступает первая весна? (Первая весна наступает в поле.)
-Почему в поле весна наступает первой? (Потому что солнцу ничто не мешает)
-Где наступает вторая весна? (Вторая весна наступает на реке.)
-Почему на реке весна наступает второй? (Потому что лед тает, трещит и раскалывается.)
-Где наступает третья весна? (Третья весна наступает в лесу)
-Почему в лесу весна наступает последней? (Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья.)
3. Раскладывание картинок с изображением поля, реки и леса в нужной последовательности, в соответствии с рассказом.
- У вас на столах картинки с изображениями по прочитанному рассказу и цифры.
- Кто знает, какие цифры написаны в рамках? (1,2, 3)
- Как вы думаете, почему эти цифры (По количеству вёсен в природе)
-Разложите картинки в правильном порядке на цифры 1, 2, 3, чтобы проверить, запомнили ли текст «Три весны».
У детей картинки с изображением поля, реки и леса.
Дети раскладывают картинки в такой последовательности, как весна наступает в природе.
Логопед по ходу выполнения задает детям вопросы, почему они положили картинки в такой последовательности.
-Почему ты положил (а) картинку с изображением поля на цифру 1?
-Почему ты положил (а) картинку с изображением реки на цифру 2?
-Почему ты положил (а) картинку с изображением леса на цифру 3?
- За какую работу вы будете сейчас себя оценивать? (За правильность выкладывания картинок по тексту рассказа)
-Для чего вы это делали? (Чтобы узнать, как запомнили рассказ про три весны в природе.) И как произносили звуки Р и Л
!!! Самооценка и взаимооценка «Выбираем капельки» ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку)
VII. Следующий этап нашего занятия «Признаки весны» Включить слайды на презентации.
-Ребята, сейчас поиграем в игру «Потому что».
ПОКАЗ СИМВОЛА «РАСКРЫТЫЙ ЗОНТ»
- Чтобы ответить на мои вопросы, вы должны хорошо подумать и использовать в своем полном ответе слово «потому что».
- Не забывайте про чистое произношение всех звуков, особенно звуков [Р] и [Л].
- Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что наступила весна.) Слайд 5.
-Почему бегут ручьи? (Ручьи бегут, потому что тает снег.) Слайд 6.
!!!ОБЖ!!! – Можно ли без взрослых пускать кораблики около ручьев? Почему?
- Никогда нельзя быть без взрослых около воды, чтобы избежать несчастных случаев!
-Почему весной прилетают птицы? (Птицы прилетают весной, потому что стало тепло. ….потому что появляются насекомые) Слайд 7.
- - Ребята, отгадайте загадку: Слайд 8.
С крыши вниз свисают
Острые рогульки.
Капли вниз бросают
Мокрые...(Сосульки)
Словарь!!! - Что такое сосулька?
Заостренный книзу ледяной стержень, образовавшийся при стоке жидкости.
2. (Слайды № 9, № 10, № 11)
- Где обычно образуются сосульки? (На крышах домов и других строений)
Показ слайдов с изображением сосулек.
!!! ОБЖ!!! Нельзя стоять и ходить под крышами домов и других строений весной, потому что на человека с крыши может упасть снег или сосульки. Это опасно! Будьте осторожны! (Повесить знак запрета на план занятия!!!!)
- Игра «Какая ты, сосулька?» (Согласование существительного с прилагательным.)
Практическая работа - эксперимент (тактильное восприятие сосулек, чередование воздействия на руки детей холодного предмета (сосульки) и теплой воды.
-А сейчас, ребята, встаньте и подойдите к столу!!!
- Возьмите в руки сосульки и скажите, какие они?
-Какая сосулька у тебя, (имя ребенка)? (Холодная. Твердая. Ледяная. Острая. Прозрачная. Мокрая. ….)
-Что с ней происходит? (Она тает)
-Почему она тает? (От тепла рук и помещения)
-А почему они тают на улице? (На улице они тают от тепла лучей солнца.)
-Положите сосульки на место. Погрейте руки в теплой воде.
-Вытрите насухо руки полотенцами и скажите, чем мы сейчас занимались?
(Трогали сосульки. Говорили, какие они по качеству.)
- Сядьте на место и по схемам назовите признаки весны, о которых мы говорили с вами.
(Тает снег. Бегут ручьи. Солнце стало выше и греет лучше. Птицы прилетят скоро. Дни стали длиннее.)
- Оцените свои ответы. На все ли вопросы ответили.
Чисто ли произносили звуки [Р] и [Л] в словах? Какие капельки вы заработали?
!!! Самооценка и взаимооценка «Выбираем капельки»
ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку)
IX. Рефлексия
- Чем занимались на занятии? (Ответы детей по плану занятия)
- Поднялись ли мы до самой верхней ступеньки?
-Добились ли мы цели?
- Что особенно понравилось на занятии?
- Давайте, посчитаем ваши капельки! (Счет и проговаривание - Я заработал…с открытой улыбкой (весёлых) капелек..и … с закрытой улыбкой)…
!!! Самоанализ.
Прикрепите ваши капельки под сосульками на доске.
-Чья сосулька растает быстрее? Почему?
Вы справились с заданиями и у нас получилась настоящая весенняя капель!
(Анализ логопеда по работе каждого ребенка)
- Наблюдайте каждый день за изменениями в природе. На следующем занятии мы продолжим работу над этой темой.
-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственно образовательной деятельности. "Звуки и краски весны"
конспект занятия...
Автоматизация звука "Р". Тема "Весна" 5 класс
Автоматизировать звук Р, закрепить знания о признаках весны....
Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ц. Весна в природе".
На занятии активизируется словарный запас по лексическим темам :"Весна", "Перелётные птицы". С детьми проводятся :речедвигательный тренинг, Физкультминутка, речевые игры: &qu...
Конспект музыкального занятия в старшей группе "Звуки и краски весны"
Конспект музыкального занятия в старшей группе "Звуки и краски весны"...
Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.
Конспект фронтального занятия для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».
Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...