Звуки [Р]-[Л]. Весна.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кротова Наталья Александровна

Разработка занятия по коррекции связной речи и звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кротова Наталья Александровна, учитель – логопед КОУ ОО «Адаптивная школа – детский сад № 301»

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Тема: Звуки [р] - [л]. Времена года: весна.    

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие      

Цель: Дифференцировать звуки [р] - [л] в предложениях на лексическом материале по теме: «Времена года: весна»

Коррекционно-образовательные задачи:

- совершенствовать навык воспроизведения правильной артикуляции звуков [р] и  [л] в предложениях;

- упражнять в умении давать сравнительную характеристику звуков [р] и [л] по схемам;

-  закреплять умение использовать союз «потому что» через установление элементарных причинно - следственных связей;

-совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи: 

- развивать слуховое восприятие и кратковременную память через отраженное проговаривание;

- развивать подвижность артикуляционного аппарата через специальные упражнения;

- развивать навык дифференциации звуков [р] - [л] в предложениях;

-развивать  зрительно-моторную координацию движений и тонкую моторику пальцев рук;

- развивать операции анализа и синтеза через выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

-воспитывать умение работать в группе и парами;

- воспитывать адекватную самооценку;

- прививать правила безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- достаточно хорошо владеет устной речью;

- может выделять звуки р и л в словах;

- развита мелкая моторика;

- способен к волевым усилиям;

- использует правила поведения в природе.

Оборудование:

Инд. зеркала, массажные мячики, шарики су-джок;

Мультимедийная установка и презентация «Весна» (см.Приложение 1);

План занятия в схеме;

Капельки - настроения (для оценивания);

Сигнальные карточки для различных видов работы (инд., парами, группой);

Сигнальные карточки «Полный ответ», «Неполный ответ»

Артикуляционные профили и схемы для анализа звуков [р], [л];(Буквы Р, Л и изображения тигра и самолета; синие квадраты для обозначения согласных; колокольчики для обозначения звучности произношения [р], [л];

Предметные картинки со звуками [р], [л];

«Волшебные лупы»;

Раздаточные картинки по теме «Три весны» (4 комплекта); 1 большой набор

Схемы с цифрами 1, 2, 3

Сосульки (4 шт.), полотенца (4 шт.), таз с горячей водой;

Сосульки, нарисованные на ватмане для создания «Весенней капели»

Магнитная доска переносная

Ход занятия:

I.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята!

- Сейчас я задам вопросы. Можно ответить одним словом.

- Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время суток? (Утро)

- Какой сегодня день недели? (Пятница)

- Как называется текущий месяц? (Март)

- С какими звуками мы работали на прошлом занятии? (со звуками [С] и [Ш])

- А сейчас послушайте, какие звуки я выделяю голосом в чистоговорках:

-РА-РА-РА – всех нас Радует весна! ( Звук Р)

ЛО-ЛО-ЛО – нам от соЛнышка тепЛо. (Звук Л)

-Все верно!

- О каком времени года говорится в чистоговорках? (О весне)

II.  Сообщение темы и цели занятия:

А кто сможет сформулировать тему нашего занятия?

-Звуки [р] - [л]. Весна.

- Вы правильно сказали тему нашего занятия.

1.План занятия с опорой на схему, которая висит на доске!!!

- Будем на занятии подниматься по ступенькам (Показ)

Вы должны подняться на самую верхнюю. И для этого мы:

- Сегодня сравним артикуляцию звуков [Р] и [Л] по схемам,

будем их четко произносить предложениях.

Будем следить за произношением всех звуков в играх и упражнениях.

Чистая и грамотная речь вам пригодиться в жизни!

- Повторим названия весенних месяцев и признаки весны.

- Как всегда будем работать по одному, парами, все вместе. (Показ карточек - символов «Знак поднятой руки», «Работа парами», «Хор»)

Не забывать о правилах поведения на занятии!

 2. Критерии оценки работы на занятии: (Капельки – настроения с магнитной лентой сзади)

- И как обычно, мы будем оценивать себя и других на занятии.

-Если ответ будет полным и самостоятельным, чисто произнесёте все звуки - получите весёлую капельку! (с открытой улыбкой)

- Если ответ с ошибкой, но исправитесь самостоятельно - получите капельку задумчивую (с закрытой улыбкой).

-Если не справитесь - капельку грустную.

- На доске висят сосульки.  К концу занятия у нас должна получиться настоящая весенняя капель!

- Посмотрим, на чьей сосульке будет больше капелек.

- У кого есть вопросы?

III. Артикуляционная гимнастика (инд. зеркала)

 -  С чего обычно начинается наше занятие? (С упражнений для губ, языка, массажа лица…)

- Правильно. - Не забывайте, за хорошо выполненные упражнения можно получить капельки!

1. Массаж лица (лба, щек, подбородка)

2. Упражнения для губ: «Улыбочка» - «Трубочка», «Открытая улыбка» - «Хоботок»

3. Упражнения для языка с комплексом для соноров: по кубикам, на сторонах которых будут картинки с изображением предметов для упражнений («Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели» с Ловушкой – показ знака Ловушка)

* Дети по очереди кидают кубик и упражнение, которое выпало - выполняется.

Если повторно выпало, значит перекидывать кубик, чтобы новое упражнение выпало.

4. Звуковые песенки с одновременным массажем рук шариками су-джок и мячиками с шипами + взаимомассаж рук до локтевого сгиба на песенке «Щеточки»

- Изолированное произношение звуков Р и Л

-Вдох носом, руки на уровне груди, на выдохе звук Р-р-р-р и   руки с мячом вверх и затем вниз.

-Вдох носом, руки на уровне груди, на выдохе Л-л-л и руки с мячом вверх и затем вниз до уровня груди.

* Плечи расправлены. Спина прямая.

- Чем занимались сейчас? (Выполняли подготовительные упражнения)

- Для чего мы делали все эти упражнения и пели песенки? (Для того, чтобы хорошо разговаривать.)

!!! Самооценка «Выбираем капельки»

-Оцените себя. (Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку) ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ

IV. Дифференциация звуков [Р]- [Л] (на основе схем-профилей звуков и схем артикуляции звуков) (на маленькой магнитной доске)

! Артикуляция звука Р-губы в открытой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к небу (к бугорочкам), кончик языка вибрирует.боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

1.Изолированное произношение [Р]:

- Произнесите звук [Р], глядя в зеркало.

-Молодцы!

! Артикуляция звука [Л]:

Губы в открытой улыбке; зубы разомкнуты; кончик языка поднят и прикасается с передней частью неба (бугорочками), с включением голоса остается неподвижным.

2. Изолированное произношение звука [Л]:

- Произнесите звук [Л], глядя в зеркало.

-Молодцы, ребята!

- Чем занимались сейчас? (Произносили звуки [Р] и [Л], давали характеристику звуков.)

3. Сравнительная характеристика звуков [Р]-[Л]:

-Чем похожи звуки?

-Чем отличаются?

4.Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах: Повторение слоговых рядов за логопедом (отраженное повторение) – (показ карточек-символов)

Ра - ла, ро - ло, ру - лу, ры - лы, - по одному – символ «Поднятая рука»

Ар - ал, ор- ол, ур – ул, ыр - ыл-  парами- символ «Работа в паре»

Бла- бра, дро - дло, здра-здло  (выборочно) – вместе–символ «Хор»

- С какими звуками повторяли слоговые ряды? (с р, л)

5. Дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах. Игра «Волшебная лупа»

 (Работа в парах)

- Поиграем в Волшебную лупу. У каждого на столе своя цветная лупа. Она превращает черно-белые предметы в цветные.

- Каким цветом твоя лупа, имя ребенка? ….?....?....?

- Возьмите ее в руки, смотрите на рисунки через лупу и называйте слова, подходящие к цвету вашей «Волшебной лупы».

Не забывайте правильно произносить звуки [Р] и [Л].

-C чем играли сейчас?  (С волшебной лупой)

-Зачем мы повторяли слова и словосочетания со звуками [Р] и [Л]?

(Чтобы правильно произносить звуки [Р] и [Л] в речи!)

-Оцените себя, кто как произнёс звуки [Р] и [Л].

!!! Самооценка и взаимооценка «Выбираем капельки» ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ 

Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку)

V. Динамическая пауза – логоритмика. Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна» (Импровизация движений в такт стихотворению)

- Давайте немного отдохнём!

- В гости к нам пришла весна, (Дети маршируют)

Деток радует она, (Наклоны и улыбки друг другу)

Солнце светит, солнце греет, (Руки вверх и тянемся вверх)

Всюду травка зеленеет.  (Разводим руки в разные стороны)

- Молодцы! Садитесь тихонько на места.

VI. Включить слайды на презентации.

-Посмотрите на экран. Слайд  3.

Показ символа «Неполное предложение» («Закрытый зонт»)!!!

-Какое это время года? Почему вы так думаете? (Это весна. Потому что все тает.)

-После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы.)

-Сколько весенних месяцев вы знаете? (Три)

- Назовите их. (Март, апрель, май)

Первым март пришел, белый снег сошел,

За ним апрель отворит окно и дверь.

А как май придет - все кругом расцветет

Слайд № 4. Следующий этап нашего занятия - это восстановление рассказа «Три весны» по памяти с помощью опорных сюжетных картинок (поле, река, лес). Согласование числительных с существительными.

  1. - Послушайте рассказ очень внимательно, о чём в нём говорится?

- Рассказ называется «Три весны».

 - У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничего не мешает. (Показ картинки на слайде)

 Вторая весна наступает на реке. Лёд трещит и раскалывается на части. (Показ картинки на слайде)

Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою. (Показ картинки на слайде)

2.         -Как называется рассказ, который я прочитала? (Три весны)

- Где наступает первая весна? (Первая весна наступает в поле.)

-Почему в поле весна наступает первой? (Потому что солнцу ничто не мешает)

-Где наступает вторая весна? (Вторая весна наступает на реке.)

-Почему на реке весна наступает второй? (Потому что лед тает, трещит и раскалывается.)

-Где наступает третья весна? (Третья весна наступает в лесу)

-Почему в лесу весна наступает последней? (Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья.)

3.         Раскладывание картинок с изображением поля, реки и леса в нужной последовательности, в соответствии с рассказом.

- У вас на столах картинки с изображениями по прочитанному рассказу и цифры.

- Кто знает, какие цифры написаны в рамках? (1,2, 3)

- Как вы думаете, почему эти цифры (По количеству вёсен в природе)

-Разложите картинки в правильном порядке на цифры 1, 2, 3, чтобы проверить, запомнили ли текст «Три весны».

 У детей картинки с изображением поля, реки и леса.

Дети раскладывают картинки в такой последовательности, как весна наступает в природе.

Логопед по ходу выполнения задает детям вопросы, почему они положили картинки в такой последовательности.

-Почему ты положил (а) картинку с изображением поля на цифру 1?

-Почему ты положил (а) картинку с изображением реки на цифру 2?

-Почему ты положил (а) картинку с изображением леса на цифру 3?

- За какую работу вы будете сейчас себя оценивать? (За правильность выкладывания картинок по тексту рассказа)

-Для чего вы это делали? (Чтобы узнать, как запомнили рассказ про три весны в природе.) И как произносили звуки Р и Л

!!! Самооценка и взаимооценка «Выбираем капельки» ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку)

VII. Следующий этап нашего занятия «Признаки весны» Включить слайды на презентации.

-Ребята, сейчас поиграем в игру «Потому что».

ПОКАЗ СИМВОЛА «РАСКРЫТЫЙ ЗОНТ»

- Чтобы ответить на мои вопросы, вы должны хорошо подумать и использовать в своем полном ответе слово «потому что».

- Не забывайте про чистое произношение всех звуков, особенно звуков [Р] и [Л].

- Почему весной тает снег?  (Снег тает, потому что наступила весна.) Слайд 5.

-Почему бегут ручьи? (Ручьи бегут, потому что тает снег.) Слайд  6.

!!!ОБЖ!!! – Можно ли без взрослых пускать кораблики около ручьев? Почему?

- Никогда нельзя быть без взрослых около воды, чтобы избежать несчастных случаев!

-Почему весной прилетают птицы? (Птицы прилетают весной, потому что стало тепло. ….потому что появляются насекомые) Слайд  7.

  1. - Ребята, отгадайте загадку: Слайд 8.

С крыши вниз свисают
Острые рогульки.
Капли вниз бросают
Мокрые...(Сосульки)

 Словарь!!! - Что такое сосулька?

Заостренный книзу ледяной стерженьобразовавшийся при стоке жидкости.

2. (Слайды № 9, № 10, № 11)

- Где обычно образуются сосульки? (На крышах домов и других строений)

 Показ слайдов с изображением сосулек.

!!! ОБЖ!!! Нельзя стоять и ходить под крышами домов и других строений весной, потому что на человека с крыши может упасть снег или сосульки. Это опасно! Будьте осторожны! (Повесить знак запрета на план занятия!!!!)

  1. Игра «Какая ты, сосулька?» (Согласование существительного с прилагательным.) 

Практическая работа - эксперимент (тактильное восприятие сосулек, чередование воздействия на руки детей холодного предмета (сосульки) и теплой воды.

-А сейчас, ребята, встаньте и подойдите к столу!!!

- Возьмите в руки сосульки и скажите, какие они?

-Какая сосулька у тебя, (имя ребенка)? (Холодная. Твердая. Ледяная. Острая. Прозрачная. Мокрая. ….)

-Что с ней происходит? (Она тает)

-Почему она тает? (От тепла рук и помещения)

-А почему они тают на улице? (На улице они тают от тепла лучей солнца.)

-Положите сосульки на место. Погрейте руки в теплой воде.

-Вытрите насухо руки полотенцами и скажите, чем мы сейчас занимались?

(Трогали сосульки. Говорили, какие они по качеству.)

- Сядьте на место и по схемам назовите признаки весны, о которых мы говорили с вами.

 (Тает снег. Бегут ручьи. Солнце стало выше и греет лучше. Птицы прилетят скоро. Дни стали длиннее.)

- Оцените свои ответы. На все ли вопросы ответили.

Чисто ли произносили звуки [Р] и [Л] в словах? Какие капельки вы заработали?

!!! Самооценка и взаимооценка «Выбираем капельки»

ПООЩРЕНИЕ + АНАЛИЗ Логопед наблюдает и помогает адекватно оценить себя каждому ребенку)

IX. Рефлексия

- Чем занимались на занятии? (Ответы детей по плану занятия)

- Поднялись ли мы до самой верхней ступеньки?

-Добились ли мы цели?

- Что особенно понравилось на занятии?

- Давайте, посчитаем ваши капельки! (Счет и проговаривание - Я заработал…с открытой улыбкой (весёлых) капелек..и … с закрытой улыбкой)…  

!!! Самоанализ.

Прикрепите ваши капельки под сосульками на доске.

-Чья сосулька растает быстрее? Почему?

Вы справились с заданиями и у нас получилась настоящая весенняя капель!

  (Анализ логопеда по работе каждого ребенка)

- Наблюдайте каждый день за изменениями в природе. На следующем занятии мы продолжим работу над этой темой.

-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!202y2lfmh9kgal3w8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука "Р". Тема "Весна" 5 класс

Автоматизировать звук Р, закрепить знания о признаках весны....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ц. Весна в природе".

На занятии активизируется словарный запас по лексическим темам :"Весна", "Перелётные птицы". С детьми проводятся :речедвигательный тренинг,  Физкультминутка, речевые игры: &qu...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Звуки и краски весны"

Конспект музыкального занятия в старшей  группе "Звуки и краски весны"...

Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Конспект фронтального занятия  для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...