Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.
план-конспект занятия по развитию речи

Куулар Дарэма Орланмаевна
Конспект фронтального занятия  для детей
с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и
обучению произношению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели: 

1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки.

 2. Автоматизировать звук Ц на материале слогов, слов, предложений.

    Дифференцировать звуки Р- Л на материале, включающем эти звуки.

 3. Развивать мышление, внимание, связанную речь, интерес к занятиям.

4. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
 
Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

- Тренировать слуховую память детей при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

- Поощрять речевую активность

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить детей подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «ц».

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

-Формирование словарно го состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний, активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, развитие разно образных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания)

Задачи комплексного развития ребенка

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

-Отработка и закрепление речевых умений, приобретенных на предыдущих и этих занятиях, уточнение значения слов и их связи с другими речевыми единицами, комбинирование различных речевых высказываний в зависимости от коммуникативных целей.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

- Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом


Оборудование: таблички со слогами, словами, текстом;

                              картинки с изображением птиц;  макет по теме «Весна»,

                              рассыпной текст,

Текст «Весна»

Пришла весна. Солнце светит. Снег тает. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они вьют гнезда. Артем, Алсу и Ваня пускают кораблики.

Словарь: гнездо, дом, грач, забор, куст, снег, береза, ручей, липа, проталинки, елка, кораблик, клен, ребята, скворечник. скворец, птенец, птица ,  перелётные птицы


 

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. II Основная часть.
  4. Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, фразах.
  5. Дифференцировать звуки   Р- Л
  6. Работа с рассказом
  7. Организационное окончание занятия.

                                                Ход занятия.

Организационный

         момент

  Деятельность 

      учителя

     Деятельность

         ученика

I Орг. Момент:

 

Привет!

   [-Какое сегодня число?]                                                

      [- Какой сегодня день недели?]                                    

      [- Сколько дней в неделю ребята учатся в школе? ]  

Привет

2,Фонетическая ритмика

 

Вдох

Выдох

С_______

Сна_____

Весна____

Пришла весна.

Солнце светит.

Снег тает.

Бегут ручьи.

Вдох

Выдох

С_______

Сна_____

Весна____

Пришла весна.

Солнце светит.

Снег тает.

Бегут ручьи.

  II Основная часть.

  1. Будешь хорошо говорить звук Ц.

 

- Какой звук будешь говорить?                          

Послушай и  назови слоги:

        [ ац  ец  иц  ца]

        - Что ты называл?                                                

        Послушай и назови слова:

             [ Скворец, птенец, птица.]  

         Поставь ударение в словах.

       - На который слог падает ударение?              

        (первый) слог.

       - Что ты называл?                                                

   

Звук Ц.

Ац, ец, иц, ца

Я называл слоги.

Скворец, птенец, птица

 -Ударение падает на второй  

  Я называл слова.

2. Хорошо говори звуки  Р – Л.

 

Послушай и повтори:

      [ ара – ала, ла- ра, ер – ел, ре –ле, гра - гла]

       - Что ты называл?                                            -

Послушай названия птиц.

Разложи картинки на две группы: в одну группу - картинки,

в названии которых есть звук Р, в другую – картинки, в названии которых  есть звук Л.

                                                                     

– нет звуков Р, Л.

        -Эта картинка лишняя?                                        

   [-  Как называются птицы, которые прилетают  к нам весной?]

    - Выбери перелётных птиц.                                  

                                                                                     

   [-  Как называются птицы, которые прилетают  к  нам зимой? ]

ара – ала, ла- ра, ер – ел, ре –ле, гра - гла 

Я называл слоги.

«Р» Грач, жаворонок, скворец, снегирь, ,

 «Л» соловей, ласточка дятел,

 - да, лишняя.

- Перелётные птицы.

-  грач,  жаворонок, скворец,

- Зимующие птицы.

соловей, ласточка, кукушка.

 3.Опознавание на слух

 

[- Будешь слушать рассказ. ]

     - Что ты будешь делать ?                            

                                                                             Называет что услышал.

    - О чём рассказ?                                           - О весне.

 Восприятие текста по предложениям.            

          - Вот таблички. Расскажи  рассказ по порядку.  

         (Помощь в предъявлении  предложений на слух.)

   

          Различение вопросов и фраз  без табличек.

[- Какие птицы прилетели?]  

 [-  Что вьют грачи? ]

  [-  Что делают дети весной ? ]  

  [- Текут ручейки. ]

  [ Светит солнце]

 [ Тает снег.]

 

        Восприятие слов и словосочетаний на голое ухо.

         Светит, прилетели птицы, грач – грачи, дерево – на деревьях, пускают кораблики.

         

- Я буду слушать рассказ.

Слушает, повторяет.

 

                                                 III Итог занятия.

     - Какие звуки ты говорил хорошо?              

     - Что ты делал на занятии?          

-Я говорил звуки Ц,Р,Л.

Я говорил, слушал рассказ, слушал птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " «Автоматизация звука ц. Дифференциация – ц – с . Домашние птицы и их птенцы»

Конспект авторского индивидуального логопедического занятия"Автоматизация звука ц. дифференциация - ц - с . Домашние птицы и их птенцы" для старшего дошкольника с ЗПР....

Автоматизация звука [й], дифференциация звуков [й] - [ль].

Автоматизация и дифференциация звука [й] в слогах, словах и предложениях....

Автоматизация звуков и дифференциация звуков [Ч–Щ] в словах и фразах /фронтальное занятие/.

Автоматизация звуков и дифференциация звуков [Ч–Щ] в словах и фразах /фронтальное занятие/. просмотреть презентацию можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/9nyu/a9PiLp5C6...

Игры для лэпбука автоматизация звука и дифференциация звуков Р-Рь

Игра «Что лишнее?»            Мнемотаблицы – дифференциация звуков р...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....