Конспект музыкального занятия в старшей группе "Звуки и краски весны"
план-конспект занятия (старшая группа)

Атулинова Марина Владимировна

Конспект музыкального занятия в старшей  группе "Звуки и краски весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuki_i_kraski_vesny_starshaya_gruppa.docx24.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия в старшей группе

«Звуки и краски весны»

Цель: Развитие умений и навыков музицирования, используя ритмические и двигательные упражнения, песни, игры.

Задачи:

- Продолжать учить детей самостоятельно высказываться об услышанном музыкальном произведении (содержание, характер, выразительные
особенности);

- Учить детей находить и выделять приметы весны в окружающей природе;

- Учить детей чётко исполнять ритмический рисунок;

- Добиваться дружного ансамблевого исполнения на детских музыкальных инструментах;

- Развивать у детей воображение, слуховое и зрительное внимание, чувство ритма, самостоятельность, выдержку;

- Воспитывать нравственные чувства (дружба, взаимопомощи, патриотизма)

Образовательные области

Задачи:

«Xудожественно - эстетическая» - развитие детского творчества приобщение к различным видам искусства; использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка»;

«Познавательная» - формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;

«Социализация» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве.

«Физическая» - формирование основных физических качеств, потребность в двигательной активности.

Музыкальные произведения:

Аудиозапись весенних звуков природы, аудиозапись музыкального произведения «Подснежник» П.И. Чайковского, видеоклип музыкального произведения «Подснежник» П.И. Чайковского, песня «Кончается зима» сл. Н Найдёновой, муз. Т. Попатенко, танец «Озорная полька» муз. Н. Вересокина

Атрибуты:

Султанчики, лёгкие шарфы, косынки; музыкальные инструменты:

маракасы, погремушки; цветные платочки – жёлтые, красные и зелёные;

цветы жёлтого и синего цвета.

Предварительная работа:

Беседы о весне, дидактическая игра «Птицы», прослушивание птичьих голосов, разучивание песни «Кончается зима» сл. Н Найдёновой, муз. Т. Попатенко, повторение песни «Песенка друзей» сл. Я. Акима, муз. В.Герчик, разучивание движений танца «Озорная полька» муз. Н. Вересокина, знакомство с правилами музыкальной игры «Чей кружок быстрее соберётся».

Элементы здоровьесбережения:

релаксация

музыкальная игра

пальчиковая гимнастика

Ход занятия:

Запись звучания весенней природы.

Дети под музыку входят в зал с воспитателем, останавливаются в центре зала в круг.

Приветствие

МУЗ. РУК. - Здравствуйте, ребята.

Дети - Здравствуйте.

МУЗ. РУК. - Так приятно говорить друг другу слова приветствия.

А знаете ли вы, что можно здороваться стихами?

Давайте сейчас поздороваться именно так.

- Итак, если вы готовы?! То я начну, а вы мне обязательно помогайте.

Упражнение «Здравствуй»

- Я здороваюсь везде – дома (мягкий жест правой руки вправо), 

- И на улице, (такой же жест левой рукой влево),

- Даже «здравствуй» говорю

Я соседской… курице. (изображает двумя руками крылышки). 

- Здравствуй, солнце золотое! (скрещивает кисти рук, расставив пальцы),

- Здравствуй, небо голубое! (поднимает руки вверх), 

- Здравствуй, вольный ветерок! (качает поднятыми вверх руками),

- Здравствуй, маленький дубок! (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны), 

- Здравствуй, Утро! (мягкий жест правой руки вправо), 

- Здравствуй, День! (такой же жест левой рукой влево),

Нам здороваться не лень!»

МУЗ. РУК. – А сейчас потрудятся наши руки и ноги! Мы выполним упражнение «Три притопа».

- Мы с вами знаем, что в музыке есть сильные и слабые доли. Сильные доли мы называем слогом «ТА», а слабые «ти».

- В музыке упражнения будет вот такой ритмический рисунок: «ТА-ТА-ти-ти-ТА». Давайте прохлопаем без музыки, будем стараться хлопать ритмично и дружно. (Дети хлопают без музыки)

- Сейчас прохлопаем под музыку – это будет первая часть нашего упражнения. (Дети хлопают под музыку)

Хорошо, а сейчас звучит вторая часть музыки – мы идём хороводом, взявшись за руки. (Дети идут хороводом)

МУЗ. РУК. - Остановились. (Музыку поставить на «паузу»)

- Когда музыка будет повторяться, мы будем выполнять ритмический рисунок притопами «ТА-ТА-ти-ти-ТА». Давайте выполним притопы без музыки (Дети выполняют притопы без музыки)

- Сейчас выполним притопы под музыку (Дети притопывают под музыку)

- А на вторую часть музыки вновь идём хороводом по кругу.

(В ходе выполнения упражнения напоминать детям, что спину надо держать прямо, голову не опускать и стараться чётко передавать ритмический рисунок)

МУЗ. РУК. - Спасибо, наши руки и ноги потрудились, сейчас можно немного отдохнуть. Проходите на стульчики.

(Дети садятся на стульчики).

Запись звучания весенней природы.

МУЗ. РУК. – Ребята, в нашем зале слышатся разные звуки.

А скажите мне, где можно услышать музыку?

(В мультфильмах, в кино, на улице, в песнях, танцах и т.д.)

- Правильно. А как вы думаете, в природе музыка живёт? (Ответы детей). – Да, живёт, только прислушаться надо. Сейчас я загадаю вам загадку.

Скажите, когда это бывает?

«Голубые, синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава»

Дети -  Весной.

МУЗ. РУК. -  Правильно, молодцы! Ребята, я предлагаю вам познакомиться с музыкой весны.

От весеннего тепла, вся природа ожила. И где растаял снег, появились первые проталинки, похожие на разноцветную мозаику.

И в каждой проталинке спряталась музыка весны.

- Но сначала обратимся к нашим помощникам!
«- Есть помощники у нас, - 
соединить пальцы рук
- Мы должны беречь их с вами, - поглаживать с усилием пальцы рук поочерёдно

- Укреплять, тренировать, - сжимать, разжимать пальцы (кулачки)
- Обходиться, как с друзьями – поглаживать с усилием пальцы рук поочерёдно
- Это наши руки – хлоп, хлоп, хлоп, – 
дети хлопают в ладоши
- Это наши ноги – топ, топ, топ, – дети топают ногами
- Глазки то зажмурятся, то глядят, – закрывают и открывают глаза
- Наши ушки слушают, что нам говорят – потирают и поглаживают уши 
- А теперь глаза закройте, это обязательно,
Чтобы звуки все узнать – слушайте внимательно!

МУЗ. РУК. - Я включу вам начало знакомого музыкального произведения, а вы глазки не открывайте, внимательно послушайте, и постарайтесь узнать, как называется это музыкальное произведение.

Звучит фрагмент музыкального произведения

«Подснежник» П.И. Чайковского, которое знакомо детям.

МУЗ. РУК. - Вы узнали это музыкальное произведение? (Ответ детей)

- Как правильно называется музыкальное произведение, и кто композитор? («Подснежник» П.И. Чайковский - русский композитор)

- Чьи шаги слышны в музыке? (Шаги весны)

- Какое настроение передал композитор? (Весёлое, радостное, торжественное)

- Представьте, художник захотел нарисовать картину, услышав эту музыку. Как вы думаете, что на ней будет нарисовано? (Весенняя капель, прилёт птиц, таяние снега, проталины, солнечное небо, распускаются первые цветы-подснежники)

- Возьмите в руку воображаемую кисть, положите перед собой весенние краски – мы художники. Будем слушать, и смотреть видеоклип, и рисовать свои весенние рисунки – звуки музыки и весны.

Звучит видеоклип музыкального произведения «Подснежник» П.И. Чайковского, дети имитируют движения художника.

МУЗ. РУК. – Смотрите, как интересно быть художниками, изображающими звуки музыки и весны!

МУЗ. РУК. - Там, где живёт весна, кто ещё живёт в весенней музыке? (Ответы детей)

- Да, конечно, птицы, солнце, цветы, трава, облака, и у всех у них разные песенки.

- Подарите мне весёлую весеннюю песенку, которая называется «Кончается зима». Музыку к этой песне написала детский композитор Татьяна Попатенко. (Показ портрета композитора)

А, чтобы наши голоса зазвучали звонко, мы сначала распоёмся!

РАСПЕВКА «ЖУЧОК» (ноты - ст.гр. стр. 105)

«Зазвенел в траве жучок,

И кузнечик взял смычок.

Сколько музыки кругом,

Цвили-дили-дили-дон!

Цвили-три-ли-дон!»

МУЗ. РУК. – Хорошо, наши голоса разогрелись, и готовы к исполнению песни. Только не забывайте, что мы поём, не выкрикивая окончания, и стараемся правильно пропевать ритмический рисунок песни.

- Давайте вместе вспомним ритмический рисунок первой части куплета, а затем ритмический рисунок второй части куплета.

(Вместе с детьми без музыки прохлопывают ритмические рисунки)

Исполнение ПЕСНИ «КОНЧАЕТСЯ ЗИМА»

(сл. Н Найдёновой, муз. Т. Попатенко)

МУЗ. РУК. - Спасибо вам, ребята, порадовали меня весенней песенкой!

- А теперь я на вас подую, поколдую. И вы превратитесь в весенние ветерки. И все ветерки будут разные: один грустный, другой весёлый, третий очень озорной. Какой, каждый решит сам. А я потом отгадаю, кто каким ветерком был. А помогут вам быть ветерками султанчики, лёгкие шарфы и платки, косынки.

Дети берут разные предметы (шарфики, косынки, султанчики) и импровизируют под музыку, придумывая движения к «образу» ветерка.

МУЗ. РУК. - Спасибо вам, я увидела столько разных ветерков!

И это тоже краски музыки и весны – лёгкие мазки порывов ветерка, как кистью по холсту.

- А сейчас я хочу рассказать вам «Сказку про кота»

Я расскажу вам, каким он был и, что с ним приключилось.

А вас я попрошу, помочь мне рассказать эту сказку.

Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах.

- Когда я буду тихо говорит, вам я предлагаю играть на маракасах,

а когда громко – на погремушках.

Своей игрой вы мне поможете передать тихий тембр голоса и громкий.

А также постарайтесь правильно проигрывать ритм сказки.

(Дети берут музыкальные инструменты)

МУЗ. РУК. - Подготовились? А теперь слушаем всю сказку:

(ТИХО) - Жил кот Василий. Ленивый был кот. (МАРАКАСЫ)

(ГРОМКО) - Острые зубы и толстый живот. (ПОГРЕМУШКИ)

(ТИХО) - Очень тихо всегда ходил, (МАРАКАСЫ)

(ГРОМКО) - Громко, настойчиво кушать просил (ПОГРЕМУШКИ)

(ТИХО) - Да потихоньку на печке храпел – (МАРАКАСЫ)

Вот вам и всё, что он делать умел.

(ТИХО) - Кот как-то раз видит сон вот такой: (МАРАКАСЫ)

(ГРОМКО) - Будто затеял с мышами он бой. (ПОГРЕМУШКИ)

(ГРОМКО) - Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой. (ПОГРЕМУШКИ)

(ТИХО) - В страхе тут мыши тихо взмолились: (МАРАКАСЫ)

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

(ГРОМКО) - Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –

И врассыпную они понеслись. (ПОГРЕМУШКИ)

- А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:

(ТИХО) - Мыши тихо вышли из норки, (МАРАКАСЫ)

(ГРОМКО) - Громко хрустя, съели хлебные корки, (ПОГРЕМУШКИ)

(ТИХО) - Потом, очень тихо смеясь над котом, (МАРАКАСЫ)

Они ему хвост завязали бантом.

(ГРОМКО) - Василий проснулся, очень громко чихнул, (ПОГРЕМУШКИ)

(ТИХО) - Потом повернулся и снова заснул. (МАРАКАСЫ)

(ГРОМКО) - А мыши лентяю на спину забрались, (ПОГРЕМУШКИ)

До вечера громко над ним потешались! (автор Е. Королёва)

МУЗ. РУК. - Положите инструменты на место. (Воспитатель помогает)

- Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Ведь каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр – это тоже краска музыки.

А также мы старались передать ритмический рисунок стихотворения, чтобы звуки маракасов и погремушек нам не мешали, а помогали.

МУЗ. РУК. - Что вы слышите сейчас? (исполняю несколько звуков на фортепиано).

- Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка.

Чтобы получилась определённая музыка, нам нужен ритм.

Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. - Я сейчас прохлопаю ритмический рисунок, а вы постарайтесь узнать, какой это танец. (Ответы детей).

МУЗ. РУК. – Да, это ритм «Озорной польки»! Я вам сыграю, а вы сравните, правильно вы определили, или нет.

(Проигрываю начало «Озорной польки», муз. Н. Вересокина, дети прохлопывают ритм)

МУЗ. РУК. – Хорошо, вспомнили ритм танца «Озорная полька»!

А сейчас, мальчики приглашайте девочек на танец, и вставайте парами по кругу. Но не забывайте, чтобы у нас всё получилось, нужно слушать музыку, правильно хлопками выполнять ритмический рисунок, и внимательно слушать, когда меняются музыкальные части (фразы).

Исполнение ТАНЦА «ОЗОРНАЯ ПОЛЬКА» (аудиозапись)

муз. Н. Вересокина,

(После исполнения танца дети остаются в кругу)

МУЗ. РУК. – Молодцы, полька получилась озорной, весёлой!

Почти все дети старались передать правильно ритмический рисунок, внимательно слушали смену музыкальных фраз.

- А сейчас для вас весенний сюрприз – пока вы танцевали, наши звуки превратились в цветные платочки – жёлтые, красные и зелёные!

(Воспитатель раздаёт детям платочки трёх цветов)

- Мы поиграем в музыкальную игру «Чей кружок скорее соберётся»

Правила игры вам уже знакомы. А, если забыли, сейчас напомним.

МУЗ. ИГРА «ЧЕЙ КРУЖОК СКОРЕЕ СОБЕРЁТСЯ»

(После игры воспитатель помогает собрать платочки.

Дети садятся на стульчики)

Подведение итогов.

МУЗ. РУК. - Наше занятие подошло к концу.

Мы сегодня с вами открыли секрет: как вы думаете, какой?

Чем можно передать звуки весны? (Ответы детей)

- Правильно, звуки весны передаются словами, красками, и музыкой.

- Какие музыкальные краски вы знаете? (Ответы детей)

- Да, краски музыки – это тембр – громко или тихо,

и ритм – медленно и быстро.

- Как вы думаете, все ли ребята правильно отвечали на вопросы?

- Кому нужна ещё помощь, объяснить ещё раз?

- А, может, кто то из ребят поможет своему другу!?

- Хорошо, я рада, что в вашей группе есть дружные и отзывчивые ребята, готовые придти на помощь другу!

- Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой.

На память о вашем путешествии, я подарю вам подарки.

Если у вас хорошее настроение от путешествия – возьмите жёлтый цветок.

А если вам было скучно, неинтересно – возьмите синий.

Рефлексия

МУЗ. РУК. - Я вижу, вы выбрали жёлтые…

- А что самым интересным для вас показалось?

- Скажите, что нового вы сегодня узнали?

- А что показалось вам трудным?

- О какой музыке мы с вами говорили сегодня?

- Что вы можете сказать о звуках весны?

Прощание.

Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Краски музыки" .

Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов-стихи. У композитора – только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу... Ребята, как вы думаете, ...

Занятие по изобразительной деятельности «Краски весны»

нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возрастав первой младшей группе...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны»

Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности....

Конспект музыкального занятия в средней группе "Музыка весны"

План- конспект по музыке в средне й группе на тему" Музыка весны"...

Конспект музыкального занятия в средней группы "Звуки весны"

Развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.Задачи: 1. Приобщать к игре на музыкальных инструментах, обучая звукоподражанию явления...

Конспект музыкального занятия в старшей группе " Благовещение весной!!! " Музыкальный руководитель: Цоколова И.В.

Конспект музыкального занятия в старшей группе"Благовещение весной!!!"Музыкальный руководитель: Цоколова И.В....

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Краски весны"

Занятие знакомит с понятием "музыкальные краски"...