Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических процессов и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной коррекции речевых нарушений, внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия с ребенком увлекательно, повысив тем самым результативнорсть коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_neyropsihologicheskih_priemov_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 125.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.
Нейропсихология основывается на следующих принципах:
- Принцип социального генеза ВПФ, т.е. принцип интериоризации ВПФ. Выготским. Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя и лишь в результате интериоризации становится компонентом психики человека.
- Принцип системного строения ВПФ. Каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какого-нибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров.
- Принцип динамической организации и локализации ВПФ.В ходе выполнения действия функциональный состав его меняется. Одно и то же действие может быть выполнено с помощью различных механизмов.
Психофизиологической основой ВПФ являются функциональные системы, которые, согласно концепции П.К. Анохина и А.Р. Лурии, не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не созревают самостоятельно, а формируются при жизни человека. Овладение предметной деятельностью и общение с людьми заставляют мозг работать по-новому, что и приводит к формированию качественно новых функциональных систем, реализующих ВПФ, например, систем письма, чтения, счета.
ВПФ опираются не на один какой-либо участок мозга, а на динамические системы его совместно работающих зон. В процессе развития ребенка каждая психическая функция меняет свою структуру и взаимодействие с другими, поэтому локализация ВПФ с возрастом меняется.
А.Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока:
1 блок – (подкорковые структуры) – энергетический блок (закладывается внутриутробно). Его значение: обеспечить общий активационный фон, на котором реализуются ВПФ; обеспечить внимание и сознание в целом; процессов памяти с кодированием и хранением всей чувственной информации; обеспечивать мотивационные и эмоциональные процессы (страх, боль, гнев, удовольствие). Этот блок воспринимает и перерабатывает всю информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью биохимических механизмов. (Созревает до 2-3 лет) Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности.
При недоразвитии 1 блока мозга у детей наблюдается: вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к невротическим реакциям, нарушение двигательной сферы, в том числе синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным, например, при ходьбе движения ног и туловища дополняется движениями рук); дизартрии, гипер- или гипотонус, повышенная частота инфекционных заболеваний и аллергических проявлений (снижен иммунитет, нарушения желудочно-кишечного тракта). Терапия таким детям нужна до 15 лет.
Большинство детей в группе риска рождаются с нарушением 1-го блока. У многих нарушаются пространственные соотношения. (Коля бит Петей. Кто драчун? – Не понимают. Машина шапка. – Не понимают такие словесные конструкции).
2 блок – блок приёма, переработки, хранения информации, от внешней среды (висок, темя, затылок). Функциональное значение 2-го блока: обеспечить операционально-техническую сторону любой психической деятельности (увидеть, услышать, составить высказывание).
(Созревает от 3 до 7-8 лет) Незрелость структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и информации, т.е. при недоразвитии данного блока возможны нарушения слуха, кожной чувствительности (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений), ухудшению процесса приёма и обработки зрительной информации.
3 блок – программированные регуляции и контроль за протеканием психической деятельности (лобные доли). Все двигательные программы, задумки, идеи идут через этот блок. Объединён со всеми отделами головного мозга. (Созревает от 7 до 12 - 15 лет, окончательное созревание к 20-21 году).
Нарушение лобной доли – повышенная отвлекаемость; различные нарушения эмоциональной сферы; безразличие ко всякого рода деятельности; трудность переключения с одного умственного действия на другое. Неспособность к решению смысловых задач. Нарушения письма, счёта, чтения, упрощение любой программы деятельности, персеверации (настойчивое воспроизведение, повторение какого-либо действия, мысли, переживания, часто вопреки сознательному намерению).
Операции каждого из блоков обязательно участвуют в реализации любой ВПФ.
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов. Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной подготовки к школе.
Во время диагностики в начале учебного года отмечается практически у всех вновь поступивших детей несформированность нейродинамического, т.е. кинетического фактора, трудности переключения. (упражнение «Кулак-ребро-ладонь») Наблюдаются специфические ошибки – дети с трудом находят нужную позу для пальцев с помощью перебора пальцев, при выполнении артикуляционных движений с трудом находят нужное положение для языка, наблюдается поиск позы для языка, что говорит о недостаточной сформированности кинестетического фактора.
Но некоторые упражнения возможно использовать в повседневной работе. Наших буклетах вы можете ознакомится с интересным набором игры, развивающим межполушарные связи.
А я хотела познакомить вас с таким, более специализированными играми:
Упражнение для дифференциации звуков [C] и [Ш]
При виде змеи произносим звук [Ш], при виде насоса - [C].
Следующее упражнение используется для отработки звука в слогах.
Когда ребенок видит бусину красного цвета он должен произнести слог ША, зеленую – ШУ.
При обучении детей грамоте, можно использовать объемные буквы, вырезанные из обычной губки для мытья посуды. Когда ребенок достаточно хорошо освоит начертание буквы можно ему предложить найти ее с закрытыми глазами.
Эти и многие другие упражнения смогут помочь специалисту не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия для ребенка значительно интереснее, повысив тем самым результативность работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.
quot; Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»
Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....
Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми
Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМАТИКОЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ЧАСТЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В настоящее время во всем мире резко увеличивается популяция школьников, имеющих выраженные признаки дезадаптивного поведения с трудностями в обучении, но не имеющих клинических диагнозов. Они находят...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Немного из опыта работы...