Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми
рабочая программа по коррекционной педагогике
Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozheniya.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Главный врач
протокол № от «____»______ 20___г. ГБУЗ «Пензенский дом ребенка»
______________Н.Э Абушаева
10.09.2019г.
М.П.
ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми
г. Кузнецк
2019г.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано для ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», письмом Министерства образования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н «Профессиональный стандарт Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», Уставом ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» от 30.08.2011 г. Приказ № 312.
1.2. Настоящее Положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов дома ребенка с детьми, имеющими нарушения в развитии.
1.3.Коррекционно-образовательная работа специалистов дома ребенка ведется согласно принципам личностно-ориентированной модели:
∙ дистанция позиции при взаимодействии;
∙ активность;
∙ стабильность, динамичность;
∙ комплексирование и гибкое зонирование;
∙ эмоциональность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие ребенка и взрослого;
∙ учет половых и возрастных различий детей.
1.4.Положение вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.
1.5.Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.
2. Коррекционно-образовательный процесс.
2.1.Содержание образовательного процесса в группе определяется адаптированной основной образовательной программой дома ребенка.
2.2. Организация образовательного процесса в доме ребенка регламентируется Уставом, действующим СанПиН, планом реализации образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Участники образовательного процесса.
3.1.Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения в развитии, педагоги (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог).
3.2.В доме ребенка детям гарантируется охрана их нервно-психического и физического здоровья; обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей; содействие в естественном и своевременном развитии их речи и коррекция недостатков.
3.3.Педагоги дома ребенка интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей и консультируют их родителей / законных представителей (по запросу).
3.4. Педагоги проводят занятия строго по расписанию, утвержденному администрацией учреждения.
3.5.Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог.
3.6.Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, решают совместно следующие задачи:
- организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе;
- организация деятельности детей с ОВЗ по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов воспитанников в доступных для них пределах, в том числе с другими детьми и взрослыми;
- владение ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми с ОВЗ;
- владение формами, методами, приемами и средствами организации деятельности детей с ОВЗ по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;
- организация основных видов деятельности воспитанников с ОВЗ в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, своеобразия общего развития, индивидуальных особенностей;
- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умение пользоваться вербальными и невербальными способами общения;
- исправление ошибок в речи воспитанников;
- стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
- обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
- развития восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
- развитие психических процессов (внимания, памяти, логического мышления, воображения и др.) в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
- развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
- развитие игровой и театрализованной деятельности;
- развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений;
- консультирование родителей/законных представителей (по запросу);
- обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей с ОВЗ.
3.7. Задачи учителя-дефектолога:
- развитие у детей интереса к окружающему миру, формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, стимулирование познавательной активности;
- развитие познавательных процессов и функций: восприятие, внимание, память, мышление;
- развитие элементарной наблюдательности детей, их желания и умения наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие сенсорно-перцептивных способностей детей;
- закрепление умений определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие мелкой моторики, координации обеих рук, зрительно-двигательной координации детей;
- повышение речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулирование детей к общению со взрослыми и сверстниками;
- формирование умений у детей владеть элементарными операциями внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях;
- обеспечение овладения элементарному планированию, выполняя какие-либо действия с помощью взрослого и самостоятельно;
- развитие и совершенствование умения детей играть с предметными и образными игрушками, способности детей брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, закреплять умение детей играть совместно с взрослым и сверстником;
- стимулирование развития эмоциональной сферы детей;
- развитие социальной адаптации детей с ОВЗ;
- осуществление динамического наблюдения за детьми для определения эффективности реализации Программы;
- осуществление взаимодействия с родителями/законными представителями (по запросу) для обучения отдельным психолого - педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность и самостоятельность;
- преодоление отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а также развитие у детей компенсаторных механизмов;
3.8.Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем - дефектолог, и задач коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами занятия.
Задачи воспитателя:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком;
- развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале;
- развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
- развитие игровой и театрализованной деятельности;
- развитие пространственных, временных, элементарных математических представлений;
- формирование у детей необходимых, доступных их пониманию объема знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечение разнообразия впечатлений;
- сочетание всех виды деятельности детей с ОВЗ с развитием речи;
- ведение подготовительной коррекционно-развивающей работы по теме перед занятием учителя-дефектолога и закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных детьми на занятиях;
- уточнение, активизация словаря в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.
3.9. Работа музыкального руководителя строится с учетом темы, намеченной учителем-дефектологом, и задач коррекционной работы:
- обеспечивает развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы;
- развивает слухо-двигательную координацию;
- формирует музыкальный слух;
- закрепляет речевую активность детей;
- учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей, а также отклонения в развитии.
3.10. Задачи педагога-психолога:
- создает оптимальные условия, способствующие охране психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей, свободное и эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка в соответствии с его основной патологии и уровнем НПР.
4. Распределение обязанностей между педагогами дома ребенка.
4.1. Учитель-дефектолог:
- является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, составляет перспективный, годовой и индивидуальный планы работы с каждым ребенком, совместно с коллегами - интегрированный календарно-тематический план взаимодействия;
- обеспечивает непрерывность и преемственность процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
ведет профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции;
- обследует детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составляет заключения по результатам обследования и доводит их в допустимом объеме до сведения педагогов (с целью их ориентации в проблемах развития ребенка);
- определять задачи, формы, методы коррекционной работы;
- организует и проводит коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, включающей максимальную коррекцию интеллектуальных и сенсорных нарушений, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или сенсорным дефектом;
- ведет необходимую документацию;
- проводит индивидуальные занятия (или занятия в малой группе по 2-3 человека), фронтальные и подгрупповые (по необходимости) с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии;
- прогнозирует, планирует и организует: мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в процессе организации коррекционной работы;
- контролирует выполнение принятых решений в области коррекционного обучения.
4.2. Воспитатель:
- организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе;
- разрабатывает АОП (адаптированную образовательную программу) для детей с ОВЗ совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- создает безопасную и психологически комфортную образовательную среду через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия;
- реализует педагогические рекомендации специалистов (учителя-дефектолога, педагога - психолога) в работе с детьми с ОВЗ;
- закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков;
- обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников, развивает психические процессы, общую и мелкую моторику;
- строит работу с учетом лексической темы и задач коррекционной работы, намеченных учителем – дефектологом;
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; проводит интегрированные НОД с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем;
- консультирует родителей /законных представителей детей с нарушениями в развитии по вопросам воспитания ребенка;
- проводит коррекционный час по рекомендациям учителя – дефектолога.
4.3.Музыкальный руководитель:
- организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы;
- разрабатывает АОП (адаптированную образовательную программу) для детей с ОВЗ совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- создает безопасную и психологически комфортную образовательную среду через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия;
- реализует педагогические рекомендации специалистов (учителя-дефектолога, педагога - психолога) в работе с детьми с ОВЗ;
- строит работу с учетом лексической темы и задач коррекционной работы, намеченных учителем – дефектологом;
- развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса;
- формирует певческое и речевое дыхание;
- обогащает словарь детей по лексическим темам;
- развивает навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;
- осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыко- терапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует их досуг;
- проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников;
- взаимодействует со специалистами дома ребенка по вопросам организации совместной деятельности всех детей в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проводит интегрированные НОД с воспитателями, учителем-дефектологом;
- консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведет соответствующую документацию.
4.5.Педагог - психолог:
- участвует в создание условий полноценного личностного развития детей средствами просветительской, профилактической, пропедевтической, диагностической деятельности;
- организует и проводит обследование детей (проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социальногоразвития) и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. ∙
- участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
- формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей; специальные знания по психологии среди педагогов и родителей;
- консультирует родителей и педагогов;
- ведет соответствующую документацию.
5. Ответственность.
5.1. Ответственность за выполнение обязанностей несут специалисты дома ребенка.
5.2. Контроль за выполнением обязанностей специалистов и их регулирование ведёт руководитель образовательного структурного подразделения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в помощь педагогам - психологам ДОУ....
Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»
В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...
Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает опреде...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ. "Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями".
Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (Из опыта работы)....
Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (свидетельство №836, от 29.05.2020 г.) выдано Министерством образования Сахалинской области.Обобщение опыта (yuzhno-sakh.ru)...
Мастер-класс для педагогов: Тема: «Коррекционная работа с детьми СДВГ»
Проблема гиперактивности и дефицита внимания в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей постоянно повышается и нужно искать новые методы и способы ко...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР»...