Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике

Галина Ивановна Русова

 «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

     Муниципальное  бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6

«Почемучка» п. Новоорск Новоорского района

Оренбургской области

Тема выступления:

«Использование нейропсихологических методов и приемов в работе

 учителя-логопеда с детьми

с ОВЗ» 

Новоорск 2022г.

https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

   Тема моего сегодняшнего выступления: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» (1 слайд)

 2 слайд

 «Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» 


Конвенция о правах ребёнка ст. 23
(принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
3 слайд

Речь детей с ТНР или полностью отсутствует или настолько слабо развита, что не может осуществлять свою важнейшую функцию — коммуникативную.  

 В группу комбинированной направленности приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.

     

4 слайд

 Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для дальнейшей, успешной лого-коррекционной работы.

Начнем с того, что такое нейропсихология

Нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга

Задачи нейропсихологии:

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.  

 Предметом нейропсихологии является изучение динамической локализации психических функций.

5 слайд

Теоретическая основа метода

нейропсихологического воздействия была разработана отечественным ученым Александром Романовичем Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) 

https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

6 слайд

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения?
- Внимание
- Работоспособность
- Саморегуляция и контроль собственной деятельности
- Восприятие
- Речевая сфера
- Память
- Мыслительные операции
- Импульсивность
- Правильная постановка руки при письме
- Хорошая зрительно – моторная координация при чтении, списывании с доски
- Сформированность межполушарного взаимодействия.

7 слайд

Нейропсихологический подход представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на компенсацию (развитие) поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, особенно актуальна при работе с детьми имеющими ТМНР(тяжелые множественные нарушения развития).


Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения.


8 слайд

Работа правого и левого полушария ассиметрична и у преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий. Отметим, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека; левое полушарие – правую половину тела.

 

9 слайд

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое. Отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.

    Единство головного мозга складывается из деятельности 2-х полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон – мозолистое тело. Нарушение и недоразвитие мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария работают без связи.

10 слайдhttps://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

Что такое межполушарное взаимодействие?

  Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:
происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).

11 слайд

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- зеркальное написание букв и цифр;
- логопедические отклонения;
- неловкость движений;
- агрессия;
- плохая память;
- отсутствие познавательной мотивации;
- инфантильность.

12 слайд

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь.

Логопедическое занятие включает следующие компоненты:
- дыхательные упражнения;
- комплекс артикуляционных упражнений;
- самомассаж пальцев, кистей по методике суджок;
- глазодвигательные упражнения;
- кинезиологические пальчиковые игры;
- нейропсихологические упражнения;
- релаксационные упражнения;
- элементы логоритмики.

13 слайд

Дыхательные упражнения.

Цель – активизация работы стволовых отделов мозга.
Первый вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление, т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе.


Второй вариант. Дыхание только через левую или через правую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работ правого полушария, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует решению рациональных. задач.
Третий вариант. Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох, пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж.

https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

14 слайд        

Пение звуков (элемент логоритмики)
Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки.
Звук А - снимает напряжение, физическую и умственную усталость.
Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.


15 слайд

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

   Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

- Двуручное рисование.

  •  Межполушарная доска. 

Инструкция:  двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук). 

16 слайд

Упражнение «Колечко»

  Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.

Инструкция: соединяй большие пальчики с  остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ).

17 слайд

     Нейротренажёр: балансировочная доска Бильгоу

Преимущества тренажера Бильгоу:

  •   Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу помогает синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развивать зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
  •   При балансировании на доске провоцируется положительная нагрузка работы мозга. Комплекс упражнений на мышцы ног, спины, рук оказывает сильный эффект на мозжечок, что делает спокойнее ребенка.
  •   После занятий на доске заметно улучшается настроение, полезная активность, появляется любознательность  и концентрация. https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

18 слайд

Стимулируя мозжечок мы     можем:

  •   активизировать речь;
  •   улучшить ее понимание;
  •   развивать память, концентрацию, внимание;
  •   двигательные навыки;
  •   улучить процессы чтения и письма,

математические навыки;  

  •  способность к планированию;
  •  улучшить работу эмоционально-волевой сферы;
  • повысить уровень обучения в целом.

19 слайд

      Кинезиологические упражнения

Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука о кинезиологии.   Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

 Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

    Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

Инструкция:

1 вариант:  услышишь звук Р  — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.  

2 вариант:   звук С —  кулак,

звук З - ребро, звук Ц —  ладонь.

20 слайд

               Игра «Ладушки»

   Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:  хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

21 слайд

Игры с мячами 

(обычными, прыгунами, кинезиологическими)

Инструкция: 

1 вариант: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.

2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.

3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

22 слайд

«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки», «Разноцветные перчатки»

23 слайд

Игра «Хлопни, топни, стукни»

24 слайд

   Индивидуальный уровень достижений у всех детей с ТНР очень различен. Но постоянное внимание педагогов к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики придают этой работе первоочередное значение. Успех наших детей должен быть подчеркнут радостью окружающих его людей. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность как в понимании речи, так и в воспроизведении.

25 слайд

Вывод:        

- коррекционная работа с использованием нейропсихологического подхода приводит - к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта;
- в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
- нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, улучшается регуляция деятельности;
- в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
- под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения в организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.

Вывод:

  Подводя итог, в презентации я набросала слайды с упражнениями играми которые и пользую в своей работе. Вы визуально их просмотрите.

  Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики ребенка. Если межполушарное взаимодействие  не сформировано у ребенка, происходит неправильная обработка информации, что ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука о кинезиологии.   Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

     https://st3.depositphotos.com/23211858/33068/v/1600/depositphotos_330686976-stock-illustration-green-happy-round-card-green.jpg

   Использование нейропсихологических методов и приемов способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств. И способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Дает возможность логопедам более качественно вести свою работу.                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Выполнила: учитель-логопед Русова Г.И.

Слайд 2

«Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» Конвенция о правах ребёнка ст. 23 (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)

Слайд 3

Речь детей с ТНР полностью отсутствует или настолько слабо развита, что не может осуществлять свою важнейшую функцию — коммуникативную. В группу комбинированной направленности приходят дети с разным уровнем развития психических процессов. Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- коррекционной работы.

Слайд 4

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Предметом нейропсихологии является изучение динамической локализации психических функций.

Слайд 5

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.)

Слайд 6

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения? внимание; работоспособность; саморегуляция и контроль собственной деятельности; восприятие; речевая сфера; память; мыслительные операции; импульсивность; правильная постановка руки при письме; хорошая зрительно – моторная координация при чтении, списывании с доски; сформированность межполушарного взаимодействия.

Слайд 7

Нейропсихологический подход представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на компенсацию (развитие) поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, особенно актуальна при работе с детьми имеющими ТМНР. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения.

Слайд 8

Работа правого и левого полушария ассиметрична и у преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий. Отметим, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека; левое полушарие – правую половину тела.

Слайд 10

Что такое межполушарное взаимодействие ? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).

Слайд 11

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия: зеркальное написание букв и цифр; логопедические отклонения; неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность.

Слайд 12

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. Логопедическое занятие включает следующие компоненты: дыхательные упражнения; комплекс артикуляционных упражнений; самомассаж пальцев, кистей по методике суджок; глазодвигательные упражнения; кинезиологические пальчиковые игры; нейропсихологические упражнения; релаксационные упражнения; элементы логоритмики.

Слайд 13

Цель – активизация работы стволовых отделов мозга. Первый вариант . Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление, т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе. Второй вариант . Дыхание только через левую или через правую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует решению рациональных задач. Третий вариант . Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох, пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж.

Слайд 14

Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки. Звук А – снимает напряжение, физическую и умственную усталость. Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия. Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику. Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение .

Слайд 15

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. - Двуручное рисование. Межполушарная доска . Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

Слайд 16

Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)

Слайд 17

Нейротренажёр: балансировочная доска Бильгоу Преимущества тренажера Бильгоу: Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу помогает синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развивать зрительно-моторное взаимодействие и координацию. При балансировании на доске провоцируется положительная нагрузка работы мозга. Комплекс упражнений на мышцы ног, спины, рук оказывает сильный эффект на мозжечок, что делает спокойнее ребенка. После занятий на доске заметно улучшается настроение, полезная активность, появляется любознательность и концентрация.

Слайд 19

Кинезиологические упражнения Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция : 1 вариант: услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Слайд 20

Игра «Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

Слайд 21

Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими ) Инструкция: 1 вариант: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. 2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

Слайд 22

«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки», «Разноцветные перчатки» » Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.

Слайд 23

Игра «Хлопни, топни, стукни» Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Слайд 24

Индивидуальный уровень достижений у всех детей с ОВЗ очень различен. Но постоянное внимание педагогов к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики придают этой работе первоочередное значение. Успех наших детей должен быть подчеркнут радостью окружающих его людей. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность как в понимании речи, так и в воспроизведении.

Слайд 25

Вывод: коррекционная работа с использованием нейропсихологического подхода приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта; в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности; нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, улучшается регуляция деятельности; в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций; под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения в организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда

Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Доклад – презентация опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

В данной презентации представлены игровые приёмы, которые наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе на различных этапах работы со звуком, при подготовке к обучению гра...

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми ОВЗ»

В современной образовательной политике нашего государствареализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений....

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения»

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет.Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!Как что, конечно же – ра...

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Организация логопедической помощи детям с РАС»

   В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У мно...

«Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя – логопеда»

laquo;Нейропсихологические методы и приемы в  работе учителя – логопеда»Подготовила: учитель – логопед Куфтова И. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежден...