Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Для детей, страдающих ОНР , даже при слабой выраженности дефекта, освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико – грамматические ошибки, долго сохраняются в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_padezhnogo_upravleniya_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи.
Для детей, страдающих ОНР , даже при слабой выраженности дефекта, освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико – грамматические ошибки, долго сохраняются в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму; ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент среди всех грамматических ошибок и в общеобразовательной школе. Для обозначения сходных языковых ситуаций из нескольких вариантов падежных форм ребенок с нарушением речи преимущественно использует одну. Для исправления таких нарушений требуется специальная целенаправленная работа. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать слова, предъявлять детям предложения и тексты, в которых они должны узнавать и употреблять существительные в различных падежах.
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных.
Родительный падеж, единственное число.
«У кого?»
Взрослый предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого полосатая рубашка (зеленые шторы, красное платье и т.д.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани».
«У кого листок?»
На наборном полотне – картинки с изображением деревьев. У детей – картинки с изображением листьев. Взрослый: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т.п.). Дети: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т.п.)
«Чей голос?»
Взрослый за ширмой произносит звуки, подражая различным животным (например: му-му, ме-е и т.п.), затем спрашивает: «Чей это голос?» Если дети отвечают правильно, взрослый показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнение двух падежных форм: это кошка – голос кошки, это корова – голос коровы.
Родительный падеж, множественное число.
«Закончи предложение»
Взрослый произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много… (слив, яблок, груш и т.п.) В зоопарке живет много … (обезьян, волков, лис и т.п.). В магазине продается много … (платьев, курток, платков и т.п.)».
«Повара»
На доске картинки с изображением фруктов и овощей.
Взрослый: Из чего сварите компот?
Дети: Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т.п.)
«Для кого нужен?»
Взрослый: Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т.п.)
Дети: Скворечник нужен для скворцов. (И т.п.).
Творительный падеж.
«Кто чем питается?»
На детях - маски животных. Взрослый предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, волк и т.п.)
Примерные ответы детей: «Я медведь, я питаюсь медом, ягодами, листьями»
«Что с чем?»
У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой и т.п.)
«Две картинки»
У детей по две картинки. Взрослый предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы».
Примерные парные картинки: руки – полотенце, платье – утюг, картина – краски, носки – спицы, ковер – пылесос и т.п.
Несклоняемые существительные.
«Составь предложение»
На доске схемы предлогов: В, НА, ОКОЛО, К, ПОД.
Детям раздаются картинки: метро, пальто, кенгуру, шоссе, какао, пианино, Буратино. Используя схемы предлогов, ребенок, должен составить два разных предложения. (Предлоги провоцируют на употребление косвенных падежей существительных. Например: Я иду к метро. Я еду на метро.)
Литература: Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для дошкольного возраста. Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс»
Консультацию подготовила: учитель – дефектолог Пучко С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи
Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки...
«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...
Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда по формированию предложно – падежных конструкций у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...
"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...
Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие ре...
Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»
Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...