Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Для детей, страдающих ОНР , даже при слабой выраженности дефекта, освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико – грамматические ошибки, долго сохраняются в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи.

Для детей, страдающих ОНР , даже при слабой выраженности дефекта, освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико – грамматические ошибки, долго сохраняются в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму; ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент среди всех грамматических ошибок и в общеобразовательной школе. Для обозначения сходных языковых ситуаций из нескольких вариантов падежных форм ребенок с нарушением речи преимущественно использует одну. Для исправления таких нарушений требуется специальная целенаправленная работа. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать слова, предъявлять детям предложения и тексты, в которых они должны узнавать и употреблять существительные в различных падежах.

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных.

Родительный падеж, единственное число.

«У кого?»

Взрослый предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого полосатая рубашка (зеленые шторы, красное платье и т.д.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани».

«У кого листок?»

На наборном полотне – картинки с изображением деревьев. У детей – картинки с изображением листьев. Взрослый: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т.п.). Дети: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т.п.)

«Чей голос?»

Взрослый за ширмой произносит звуки, подражая различным животным (например: му-му, ме-е и т.п.), затем спрашивает: «Чей это голос?» Если дети отвечают правильно, взрослый показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнение двух падежных форм: это кошка – голос кошки, это корова – голос коровы.

Родительный падеж, множественное число.

«Закончи предложение»

Взрослый произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много… (слив, яблок, груш и т.п.) В зоопарке живет много … (обезьян, волков, лис и т.п.). В магазине продается много … (платьев, курток, платков и т.п.)».

«Повара»

На доске картинки с изображением фруктов и овощей.

Взрослый: Из чего сварите компот?

Дети: Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т.п.)

«Для кого нужен?»

Взрослый: Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т.п.)

Дети: Скворечник нужен для скворцов. (И т.п.).

Творительный падеж.

«Кто чем питается?»

На детях - маски животных. Взрослый предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, волк и т.п.)

Примерные ответы детей: «Я медведь, я питаюсь медом, ягодами, листьями»

«Что с чем?»

У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой и т.п.)

«Две картинки»

У детей по две картинки. Взрослый предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы».

Примерные парные картинки: руки – полотенце, платье – утюг, картина – краски, носки – спицы, ковер – пылесос и т.п.

Несклоняемые существительные.

«Составь предложение»

На доске схемы предлогов: В, НА, ОКОЛО, К, ПОД.

Детям раздаются картинки: метро, пальто, кенгуру, шоссе, какао, пианино, Буратино. Используя схемы предлогов, ребенок, должен составить два разных предложения. (Предлоги провоцируют на употребление косвенных падежей существительных. Например: Я иду к метро. Я еду на метро.)

Литература: Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для дошкольного возраста. Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс»

Консультацию подготовила: учитель – дефектолог Пучко С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи

Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки...

«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие ре...

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...