Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии
(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)
Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.
Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:
- Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
- Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
- Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
- Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
- Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.
Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.
Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «У» - обозначается маленьким кружочком, звук «А» - большим кругом, «О» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «И» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «Ы» - нижней половинкой круга, звук «Э» - овалом, расположенным горизонтально (звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения).
Т. А. Ткаченко предложила зрительные символы сделать из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.
Я сшила Все зрительные символы из плотного фетра одного цвета.
Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.
Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.
Далее я привожу примеры ирг, которые мне очень нравятся.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ (ЗНАКОВ):
- улучшает восприятие звуков речи;
- способствует нормализации произношения;
- обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и
синтеза; - совершенствует внимание и память;
- повышает готовность к чтению и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkachenko_simvoly_zvukov_v_moey_state.docx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОНР»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры предст...
Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи
Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки...
«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...
"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...