Конспект непосредственно образовательной деятельности "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Итоговое занятие в старшей группе для детей с ОНР по теме "Насекомые"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_teme_nasekomye.docx21.88 КБ
Файл konspekt_nod_po_teme_nasekomye.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Насекомые»

Цели НОД:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках.
  • Активизировать словарный запас по теме «Насекомые».
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными, употреблять множественное число существительных, подбирать слова-признаки.
  • Обобщать, отвечать полным ответом.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Навыки чёткого произношения слов (с учётом поставленных и автоматизированных звуков).
  • Развивать мелкую моторику.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать внимательное отношение к слову.
  • Воспитывать положительную мотивацию к занятию.

Оборудование: ноутбук, предметные картинки с изображением насекомых, пластмассовый набор  насекомых, счётные палочки, аудиозапись звучания насекомых, карточки с заданиями, цифрами, фильмы: «Рождение бабочки»,  «Мир насекомых. Видео занятие для дошкольников» youtube.com . Макет лужайки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед и дети входят в кабинет, слышат звуки насекомых (аудиозапись звучания насекомых).

Логопед: Дети, что это за звуки?

Дети: Это звуки комара, мухи, пчелы …

Логопед: Совершенно верно. А как одним словом можно назвать тех, чьи звуки мы слышим?

Дети: Это насекомые.

  1. Основная часть:

Логопед: Верно. Я предлагаю вам посмотреть фильм и вспомнить, что мы знаем о насекомых и уточнить, если что-то забыли.  Просмотр фильма «Мир насекомых. Видео занятие для дошкольников».

  • Загадки (от профессора Лиса из видео занятия):

Самолётик лёгкий, быстрый над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза – это чудо …?

Дети: Стрекоза. Тому, кто отгадал, логопед даёт стрекозу.

Если пил ты чай с медком, с ней ты хорошо знаком. Много мёду собрала, работящая …

Дети: Пчела. Тому, кто отгадал, логопед даёт пчелу.

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок.

Дети: Бабочка. Тому, кто отгадал, логопед даёт бабочку.

Целый день в траве скакал, скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки наш зелёненький….

Дети: Кузнечик. Тому, кто отгадал, логопед даёт кузнечика.

Логопед: Совершенно верно. А, как одним словом можно назвать героев загадок?

Дети: Это  «Насекомые».

  • Строение насекомых (видео занятие с профессором Лисом)

Насекомые весной вьются и порхают,

На полянке на лесной всё благоухает,

Ног у насекомых шесть, голова есть крылья,

И не прочь пыльцу поесть, но не путать с пылью.

Пчёлке, бабочке, шмелю нужен сок цветочный

Есть коровка божья тлю с зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит, стрекоза летает

В ульях мёд в такие дни соты заполняет.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие части тела есть у насекомых?

Дети: 6 ножек-лапок, тело, голова, брюшко, усики.

Логопед: Посчитаем лапки у своих животных. Покажем и назовём части тела.

Дети: выполняют задание.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) Насекомые бывают хищными (поедают других насекомых): стрекоза, кузнечик, божья коровка. У кого из вас хищное насекомое?

Ребёнок: у меня хищное насекомое – стрекоза (кузнечик).

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) Насекомые бывают вредными (которые приносят вред человеку и растениям): муха, гусеница, комар. У кого из вас вредное насекомое?

Ребёнок: у меня вредное насекомое – муха.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) Насекомые бывают полезными: пчёлы, муравьи, шмели, жужелица…. У кого из вас полезное насекомое?

Ребёнок: у меня полезное насекомое – пчела.

Логопед: Как вы думаете, а какое насекомое самое красивое?

Дети: предлагают варианты. Бабочка

 Логопед: (видео занятие с профессором Лисом). Давайте мы с вами выложим из счётных палочек это насекомое.  Упражнение «Выложи бабочку с помощью счётных палочек».

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) В природе у насекомых есть враги. Как вы думаете кто?

Дети: птицы, лягушки, другие насекомые.

Логопед: Насекомые научились прятаться, спасаться: окрас, горькие на вкус, цвет под окружающую среду, жало. Упражнение «Угадай, чья тень». Рассматривание и выполнение карточек-заданий на магнитной доске.

Логопед: Кто ещё является врагом насекомых?

Дети: Человек (видео занятие с профессором Лисом). Насекомые прячутся от своих врагов на лесной полянке, посмотрите (картина лесной полянки с насекомыми),  вы можете найти  всех насекомых, живущих на полянке?

Физкуьтминутка: Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дети: Находят насекомых.  Упражнение «Кто где?», употребление предлогов: божья коровка на  грибочке, муравей спрятался в траве, жук под грибом и т. д.

Логопед: Много насекомых на поляне, следующая загадка для вас от профессора Лиса: «Сосчитай сколько», «Один – много».

Дети: Называют насекомых во множественном и единственном числе. На карточках считают своих насекомых из загадок, согласовывая существительные с числительными.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) А теперь я предлагаю поиграть в «4-й лишний»: заяц, ёж, лиса, шмель.

Дети: шмель лишний потому, что это насекомое, а все остальные животные.

Логопед: трясогузка, божья коровка, скворец, сорока.

Дети: божья коровка лишняя потому, что это насекомое, а все остальные птицы.

Логопед: бабочка, стрекоза, муравей, енот.

Дети: енот лишний потому, что это животное, а все остальные насекомые

Логопед: лягушка, комар, жук, бабочка.

Дети: лягушка лишняя потому, что это животное, а все остальные насекомые.

Логопед: Последнее задание для вас от профессора Лиса «Сложи картинку из частей» 

Дети: складывают разрезные картинки насекомых.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом). Как вы думаете, что будет, если исчезнуть все насекомые.

Беседа по данному вопросу, повторение  правил поведения в природе с профессором Лисом.

  1. Итог НОД.

Просмотр видеоролика «Рождение бабочки».

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда полетела бабочка из фильма?

Дети: на полянку, на лужок, играть с другими бабочками ….

Логопед: А я думаю, что она полетела к вам и села на ваши рубашки, ладошки (помещаются 3-Dнаклейки бабочек), потому, что вы ей очень понравились. Были внимательными, отвечали правильно и полным ответами, задания в игре выполняли старательно. И она не хочет с вами расставаться. А вам понравилось?

Дети: выражают своё мнение.

Логопед: Что понравилось? Что было трудно?

Дети: выражают своё мнение.



Предварительный просмотр:

Тема «Насекомые»

Цели НОД:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках.
  • Активизировать словарный запас по теме «Насекомые».
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными, употреблять множественное число существительных, подбирать слова-признаки.
  • Обобщать, отвечать полным ответом.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Навыки чёткого произношения слов (с учётом поставленных и автоматизированных звуков).
  • Развивать мелкую моторику.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать внимательное отношение к слову.
  • Воспитывать положительную мотивацию к занятию.

Оборудование: ноутбук, предметные картинки с изображением насекомых, пластмассовый набор  насекомых, счётные палочки, аудиозапись звучания насекомых, карточки с заданиями, цифрами, фильмы: «Рождение бабочки»,  «Мир насекомых. Видео занятие для дошкольников» youtube.com . Макет лужайки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед и дети входят в кабинет, слышат звуки насекомых (аудиозапись звучания насекомых).

Логопед: Дети, что это за звуки?

Дети: Это звуки комара, мухи, пчелы …

Логопед: Совершенно верно. А как одним словом можно назвать тех, чьи звуки мы слышим?

Дети: Это насекомые.

  1. Основная часть:

Логопед: Верно. Я предлагаю вам посмотреть фильм и вспомнить, что мы знаем о насекомых и уточнить, если что-то забыли.  Просмотр фильма «Мир насекомых. Видео занятие для дошкольников».

  • Загадки (от профессора Лиса из видео занятия):

Самолётик лёгкий, быстрый над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза – это чудо …?

Дети: Стрекоза. Тому, кто отгадал, логопед даёт стрекозу.

Если пил ты чай с медком, с ней ты хорошо знаком. Много мёду собрала, работящая …

Дети: Пчела. Тому, кто отгадал, логопед даёт пчелу.

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок.

Дети: Бабочка. Тому, кто отгадал, логопед даёт бабочку.

Целый день в траве скакал, скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки наш зелёненький….

Дети: Кузнечик. Тому, кто отгадал, логопед даёт кузнечика.

Логопед: Совершенно верно. А, как одним словом можно назвать героев загадок?

Дети: Это  «Насекомые».

  • Строение насекомых (видео занятие с профессором Лисом)

Насекомые весной вьются и порхают,

На полянке на лесной всё благоухает,

Ног у насекомых шесть, голова есть крылья,

И не прочь пыльцу поесть, но не путать с пылью.

Пчёлке, бабочке, шмелю нужен сок цветочный

Есть коровка божья тлю с зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит, стрекоза летает

В ульях мёд в такие дни соты заполняет.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие части тела есть у насекомых?

Дети: 6 ножек-лапок, тело, голова, брюшко, усики.

Логопед: Посчитаем лапки у своих животных. Покажем и назовём части тела.

Дети: выполняют задание.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) Насекомые бывают хищными (поедают других насекомых): стрекоза, кузнечик, божья коровка. У кого из вас хищное насекомое?

Ребёнок: у меня хищное насекомое – стрекоза (кузнечик).

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) Насекомые бывают вредными (которые приносят вред человеку и растениям): муха, гусеница, комар. У кого из вас вредное насекомое?

Ребёнок: у меня вредное насекомое – муха.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) Насекомые бывают полезными: пчёлы, муравьи, шмели, жужелица…. У кого из вас полезное насекомое?

Ребёнок: у меня полезное насекомое – пчела.

Логопед: Как вы думаете, а какое насекомое самое красивое?

Дети: предлагают варианты. Бабочка

 Логопед: (видео занятие с профессором Лисом). Давайте мы с вами выложим из счётных палочек это насекомое.  Упражнение «Выложи бабочку с помощью счётных палочек».

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) В природе у насекомых есть враги. Как вы думаете кто?

Дети: птицы, лягушки, другие насекомые.

Логопед: Насекомые научились прятаться, спасаться: окрас, горькие на вкус, цвет под окружающую среду, жало. Упражнение «Угадай, чья тень». Рассматривание и выполнение карточек-заданий на магнитной доске.

Логопед: Кто ещё является врагом насекомых?

Дети: Человек (видео занятие с профессором Лисом). Насекомые прячутся от своих врагов на лесной полянке, посмотрите (картина лесной полянки с насекомыми),  вы можете найти  всех насекомых, живущих на полянке?

Физкуьтминутка: Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дети: Находят насекомых.  Упражнение «Кто где?», употребление предлогов: божья коровка на  грибочке, муравей спрятался в траве, жук под грибом и т. д.

Логопед: Много насекомых на поляне, следующая загадка для вас от профессора Лиса: «Сосчитай сколько», «Один – много».

Дети: Называют насекомых во множественном и единственном числе. На карточках считают своих насекомых из загадок, согласовывая существительные с числительными.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом) А теперь я предлагаю поиграть в «4-й лишний»: заяц, ёж, лиса, шмель.

Дети: шмель лишний потому, что это насекомое, а все остальные животные.

Логопед: трясогузка, божья коровка, скворец, сорока.

Дети: божья коровка лишняя потому, что это насекомое, а все остальные птицы.

Логопед: бабочка, стрекоза, муравей, енот.

Дети: енот лишний потому, что это животное, а все остальные насекомые

Логопед: лягушка, комар, жук, бабочка.

Дети: лягушка лишняя потому, что это животное, а все остальные насекомые.

Логопед: Последнее задание для вас от профессора Лиса «Сложи картинку из частей» 

Дети: складывают разрезные картинки насекомых.

Логопед: (видео занятие с профессором Лисом). Как вы думаете, что будет, если исчезнуть все насекомые.

Беседа по данному вопросу, повторение  правил поведения в природе с профессором Лисом.

  1. Итог НОД.

Просмотр видеоролика «Рождение бабочки».

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда полетела бабочка из фильма?

Дети: на полянку, на лужок, играть с другими бабочками ….

Логопед: А я думаю, что она полетела к вам и села на ваши рубашки, ладошки (помещаются 3-Dнаклейки бабочек), потому, что вы ей очень понравились. Были внимательными, отвечали правильно и полным ответами, задания в игре выполняли старательно. И она не хочет с вами расставаться. А вам понравилось?

Дети: выражают своё мнение.

Логопед: Что понравилось? Что было трудно?

Дети: выражают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Насекомые"

Цель: Познакомить с экосистемой «Луг».Задачи: Сформировать представления о роли насекомых в жизни растений.Продолжать формировать у детей ручную умелость и творческое воображение. Воспитыват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество

В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Знакомые насекомые» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая технология.

Цель:Формировать представления и знания детей о насекомых.Задачи:1. Закрепить знания детей о насекомых.2. Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному.3. Упражнять в классификаци...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ» РИСОВАНИЕ «БАБОЧКА»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек»   Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...