Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_s-sh.docx | 871.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР
Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.
Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР)
( ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ)
Ш
ЗАНЯТИЕ № 1
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
- Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
- Постановка звука Ш.
- Игра «4 лишний» ( по теме недели)
- Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Утка - , утюг - , улитка - , улица - ;
Антенна - , арбуз - , аптека - , ананас - ; Ива - , индюк - , иволга - , игрушка - ; Обруч - , Оля - , ослик - ,
- Слоговая структура слов (игры)
- Игра «Внимательные ушки» - выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:
И,О,А,О,У, Ы
А,И,Ы,О,У,А
О,Ы,У,И,О,А
У,О,Ы,И,А,У
- Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
- Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Ш
ЗАНЯТИЕ № 2
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».
- Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
- Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».
- Постановка звука Ш.
- Игра «4 лишний» ( по теме недели).
- Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов
- Развитие связной речи - пересказ рассказа «Овощи»
- Слоговая структура (игры)
- Игра «Найди отличия»
Ш
ЗАНЯТИЕ № 3
- Звук Ш –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх
- Слоги и слова:
Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов
Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шѐпот
Ша-ша-ша-- - шахматы шо-шо-шо – шок
Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба
Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка
Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум
3. Слоговые ряды:
Ша-шо-шу-ши шу-ши-ша-шо
Шо-шу-ши-ша ши-ша-шо-шу
- Слова и предложения
а) Маша наши
Даша ваши
наша уши
каша шея
б) Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.
- Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.
- Игра «Запомни, повтори»
Шапка – шуба – шиповник – шѐпот
7. Игра «Назови ласково»: Маша - , Саша - , Даша - ,
Ш
ЗАНЯТИЕ № 4
- Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
- Слоги и слова:
Аш-аш-аш – ваш уш-уш-уш – мушка
Аш-аш-аш – наш
уш-уш-уш – ушки
Аш-аш-аш – башня
уш-уш-уш – пушка
Аш-аш-аш – кашка
иш-иш-иш – мишка
Ош-ош-ош – кошка
ыш-ыш-ыш – мышка
Ош-ош-ош – мошка
ыш-ыш-ыш – пышка
- Слоговые ряды:
Аш-ош-уш-ышуш-ыш-аш-ош
Ош-уш-ыш-аш ыш-аш-ош-уш
- Выбор слов со звуком Ш из рассказа «Кошка и мышка». Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.
- Слоговая структура слов (игры)
- Звуковой анализ: АШ,ОШ, УШ,ЫШ
- Игра «Один и много» (слова со звуком Ш)
- Игра «Назови ласково»: машина - …, шишка - …,
- Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.
Ш
ЗАНЯТИЕ № 5
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
- Пальчиковая гимнастика.
- Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
- Слоговые ряды:
Шка-шко-шку-шкиашк-ошк-ушк-ишк
Шко-шку-шки-шкаошк-ушк-ишк-ашк
Шку-шки-шка-шко ушк-ишк-ашк-ошк
Шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ошк-ушк
- Заучивание скороговорки:
«Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит»
- Подбор предметов к признакам: Плюшевый плюшевая плюшевое
Пушистый пушистая пушистое
- Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алѐша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)
- Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)
- Слоговая структура (игры)
- Игра «Запомни-повтори)
Каша – машина – шишка – кукушка Мышка – кошка – шапка – пушка Мошка – уши – Даша – Саша
С-Ш
ЗАНЯТИЕ № 1
- Звуки С-Ш (попеременное произнесение)
- Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.
- Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.
- Слоговые ряды:
са-шаша-саса-са-шаша-ша-са
со-шошо-соса-ша-шаша-са-са
су-шу шу-са са -ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы
- Игра «Подарим картинки Сане и Маше»
(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)
- Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».
- Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.
- Звуковой анализ слов: сам, шум (схема)
- Слоговая структура слов (игры)
- Связная речь – составление предложений из з-х слов (схема предложений)
С-Ш
ЗАНЯТИЕ № 2
- Звуки С-Ш (попеременное произнесение)
- Игра «Наоборот»
а) слоги: са-са-са - ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ас
со-со-со - | ош-ош-ош – | |
су-су-су - | уш-уш-уш – | |
сы-сы-сы - | иш-иш-иш – | |
б) слова: | уши – усы | вас – ваш |
шутки - | посол – | |
кашка - | масса – | |
Машка - | Сашка – | |
Мишка - | саман – | |
шины - | басня – | |
наш - | мыс – |
- Заучивание чистоговорки:
«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
- ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»
- Подбор признаков и действий на звуки С,Ш к предмету:
Кошка
Большая спешит
Пушистая дышит
Смешная шалит
Ушастая спит
Плюшевая ест
- Звуковой анализ: шуба, сады
- Игры «Один-много»,
С-Ш
ЗАНЯТИЕ №3
- Звуки С-Ш (попеременное произнесение).
- Слоговые ряды:
Сна-сно-сну-сныасн-осн-усн-ысн
Сно-сну-сны-снаосн-усн-ысн-асн
Сну-сны-сна-сноусн-ысн-асн-осн
Сны-сна-сно-снуысн-асн-осн-усн
Шна-шно-шну-шны ашн-ошн-ушн-ышн
Шно-шну-шны-шна ошн-ушн-ышн-ашн
Шну-шны-шна-шно ушн-ышн-ашн-ошн
Шны-шна-шно-шну ышн-ашн-ошн-ушн
- Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой.
А сзади доносится шум соснового леса.
- Выделение из рассказа слов - со звуком С;
- со звуком Ш.
- Отгадывание загадок - описаний о перелетных птицах.
- Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):
сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум, сын, сани.
Ж
ЗАНЯТИЕ № 1
- Артикуляционная гимнастика для звука Ж
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
- Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
- Постановка звука Ж.
- Игра «4 лишний» ( по теме недели)
- Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Стол - …, диван - …, кровать - …, шкаф - … и т.д.
- Слоговая структура слов (игры)
- Игра «Внимательные ушки» - выделение звука Ж из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)
- Связная речь : игра «Собери цветок»
- Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось7»,
«Запомни – назови».
Ж
ЗАНЯТИЕ №2
- Артикуляционная гимнастика для звука Ж
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
- Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
- Постановка звука Ж.
- Игра «4 лишний» ( по теме недели)
- Игра «Назови ласково» Стакан - …, ложка - , чашка -…
- Слоговая структура слов (игры)
- Игра «Внимательные ушки» - выделение звука Ж из слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)
- Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
- Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба
- Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Ж
ЗАНЯТИЕ №3
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
- «Сказка о весѐлом язычке».
- Звук Ж –Ж – Ж (длительное произнесение)
- Слоговые ряды:
Жа-жа – жа-жа-жа | жа-жо-жу-жи |
Жо-жо – жо-жо-жо | жо-жу-жи-жа |
Жу-жу – жу-жу-жу | жу-жи-жа-жо |
Жи-жи – жи-жи-жи | жи-жа-жо-жу | |
6. Слова: | ||
Жаба | жѐлудь | жук |
Кожа | жѐлтый | ежи |
Лужа | флажок | ужи |
Лежать | снежок | лыжи |
Ножи | лужок | скажи |
- Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)
- Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)
- Женя побежал к лесу и увидел …
- Он подбежал поближе к …
- От Жени убежали в глубь леса …
- Женя обежал всю опушку и не нашел …
Женя очень жалел, что не может показать , где живут …
- Игра «Логопедическое лото» (звук Ж)
- Игра «Запомни – повтори»
Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.
Ж
ЗАНЯТИЕ № 4
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Самомассаж кистей и пальцев рук (упр. 2,3,7. С.21)
- Длительная воздушная струя – «Вертушка»
- Звук Ж – Ж – Ж (длительное произнесение).
- Слоговые ряды:
Жма – жмо – жму – жмы | ажм – ожм – ужм – ыжм |
Жмо – жму – жмы – жма | ожм – ужм – ыжм – ажм |
Жму – жмы – жма – жмо | ужм – ыжм – ажм – ожм |
Жмы – жма – жмо – жму | ыжм – ажм – ожм – ужм |
- Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. Ж)
- Заучивание – «Жук»
Жук упал и встать не может:
Ждет он, кто ему поможет.
- Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.
- Подбор признаков и действий к предмету
Жук
Маленький
летит
Жужжащий
сидит
Живой
жужжит
- Звуковой анализ (схема) - жук .
- Игра «Телеграф» - деление слов (по теме недели) на слоги.
Ч
ЗАНЯТИЕ № 1
- Артикуляционная гимнастика для звука Ч
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
- Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
- Постановка звука Ч.
- Игра «4 лишний» ( по теме недели)
- Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)
- Слоговая структура слов (игры)
- Игра «Внимательные ушки» - выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)
- Связная речь : распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.
- Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Ч
ЗАНЯТИЕ №2
- Артикуляционная гимнастика для звука Ч
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
- Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.
- Постановка звука Ч.
- Звукоподражание:
как чикают ножницы: чик-чик-чик
паровоз: ч-ч-ч-ч-ч
вагоны: ч-ч-ч-ч-ч
- Повтори за мной:
Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.
Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.
- Слоговая структура слов (игры)
- Связная речь – выучить диалог: «В магазине» -Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.
-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.
-Пятачок и пятачок… - Нате, гривенничек.
- Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи
- Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Ч
ЗАНЯТИЕ №3
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
- Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)
- Повтори чистоговорки Ча-ча-ча в комнате свеча
Чу-чу-чу молоточком я стучу Чо-чо- чо у меня болит плечо Чи-чи-чи у меня ключи Чок-чок-чок у нас пятачок Ач-ач-ач дайте мне калач Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.
- Игра «Раздели слова на слоги» - тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.
- Игра «Скажи ласково» Цветок -… сундук - … бок - … шапка - … каблук - … замок - … подушка
- Игра «Логопедическое лото» (звукЧ)
- Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.
- Буква Ч. Читать слоги.
Ч
ЗАНЯТИЕ №4
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
- Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.
- Ответить на вопросы полным предложением: -Чем отпирают замок?
-Что пьют из чашки? -Когда светит луна?
-Кто учит учеников в школе?
-Кто приносит газеты и письма?
- Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».
- Игра «Скажи ласково» Цветок -… сундук - … бок - … шапка - … каблук - … замок - … подушка - …
- Запомни и назови ряды слов: Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый Печь-печи-выпечка
- Выучить загадку:
- пыхчу, пыхчу, пыхчу,
- стучу, стучу, стучу,
- лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу
(поезд)
Ч
ЗАНЯТИЕ №5
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.
- Д/игра «Звук заблудился» На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок.
Синее море пере нами
Летают майки (чайки) над волнами.
- Звуковой анализ слов: мяч, часы
- Запомни и назови ряды слов: Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый Печь-печи-выпечка
- Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.
- Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.
(поезд)
Щ
ЗАНЯТИЕ №1
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Звук Щ (многократное произнесение)
- Слоги и слова
Ащ-ащ-ащ – плащ
Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь
Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ
Ящ-ящ-ящ – хрящ
Ющ-ющ-ющ- плющ
- Слоговые ряды
Ащ-ощ-ущ-ищ ущ-ищ-ащ-ощ
Ощ-ущ-ищ-ащ ищ-ащ-ощ-ущ
- Слова:
Борщ, клещ, прыщ, мощь
Хищный, хищник, товарищ
Мощный, овощной, сведущ
- Чистоговорка
Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ
Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ
Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ
- Звуковой анализ слов: щука, щит
- Игра «Запомни , повтори»(см. п. 2,4)
- Подбор предметов к признакам:
Хищныйхищнаяхищное
Мощныймощная мощное
Овощнойовощная овощное
- Печатание буквы Щ, слогов, слов.
Щ
ЗАНЯТИЕ №2-4
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Звук Щ (многократное произнесение)
- Слоги и слова Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать
Щи-щи-щи - щит, ищи Щу-щу-щу – щука, щупальцы Щѐ-щѐ-щѐ – щѐтка, щѐки, ещѐ Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок
- Слоговые ряды Ща-що-щу-щи
Що-щу-щи-ща Щу-щи-ща-що Щи-ща-що-щу
- Слова:
Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка
- Счет «1 – 10» (см. п. 3,5 выборочно)
- Звуковой анализ слов: щука, щит
- Заучивание скороговорки:
«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке». «Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»
- Печатание по следам анализа: роща., пища, щука, чаща. Правописание
ЩА, ЩУ.
- Игра «Измени слово»: кулак – кулачище, сила -…, рука - …, сапог -…, карман -…, топор -…, нога-…, нос -…, усы -…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми.
Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми....
В мире согласных звуков. (картотека индивидуальных занятий родителей с детьми) 1 часть
Предлагаю вниманию родителей и педагогов интересные, занимательные упражнения, которые помогут детям хорошо ориентироваться в мире согласных звуков и научат их определять место звука в слове....
План индивидуальной работы логопеда с детьми средней группы
Индивидуальная работа логопеда...
Настольно-печатная игра "Что сначала, что потом" в индивидуальной работе логопеда с детьми с ТНР
Использование игры "Что сначала, что потом". Задачи работы. Рассказы к сериям сюжетных картин....
Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР в логопедической группе детского сада.
Картотека индивидуальных занятий для начинающих логопедов...
Индивидуальная работа логопеда с детьми. Темы: "Середина весны. Прилёт птиц", "Планета Земля. Космос".
Обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми. Темы: "Середина весны, прилёт птиц". " Планета Земля, космос"....