Формирование словаря у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа)

Чижова Мария Александровна

Формирование словаря у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словаря у детей дошкольного возраста.

При обследовании детей старшего дошкольного возраста было отмечено, что словарный запас детей

  • Несовершенен как в количественном, так и в качественном отношении
  • Лексикон ограничен в основном словами, относящимися к ядру определенной тематической группы (кухня – ложка, тарелка, пить)
  • Слова, относящиеся к периферии тематических групп, либо отсутствуют, либо с трудом актуализируются (кувшин, дуршлаг, жарить)
  • Активный словаря значительно уже пассивного
  • Наблюдаются ошибки установления смысловых (шить вместо вяжет, платье вместо юбка) и формальных связей (по звуковому: спица вместо синица) между словами

Дефицит средств речевого общения неблагоприятно влияет на познавательную и учебную деятельность ребенка, нарушает процессы формирования его личности и социокультурное развитие. Справиться с этой проблемой можно при условии СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ поддержки.

На начальном этапе обучения (3-4 года) ведется усиленная работа по расширению и обогащению словарного запаса у ребенка за счет актуализации слов из различных тематических групп, ценных для данного возраста.

На втором этапе (4-6 лет) основное внимание уделяется

  1. установлению системных связей (как смысловых, так и формальных) между лексическими единицами
  2. упорядочению лексических единиц в языковом сознании ребёнка
  3. На этом этапе ребенку доступном материале  знакомят с такими явлениями в языка как антонимия, синонимия, омонимия, паронимия.
  4.  Особое внимание уделяется формированию понятия о родственных связях. Ребенок учится устанавливать смысловую и формальную связь между словами одного словообразовательного гнезда.

Остановимся более подробно на содержании при обучении лексике  по каждому возрасту

В трехлетнем возрасте происходит интенсивное накопление лексических средств языка. Этот процесс тесно связан с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Знакомясь с вещами и явлениями мира, ребенок запоминает и учится произносить их названия. Соответственно в речи ребенка появляются слова, обозначающие предметы (существительные и местоимения), действия (глаголы), признаки предметов, действий или явлений (прилагательные, наречия). Малыш видит много предметов, сходных по форме и назначению, визуально похожих действий, часто встречающихся в близких ситуациях. При этом ему необходимо уяснить, что названия этих предметов и действий различны: чайник — лейка; фартук — сарафан, коньки — лыжи; тапочки — туфли — ботинки; шьет — вяжет, моет — стирает, пилит — рубит и т.п.

В этом возрасте у ребенка проявляются способности устанавливать смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть (собака — хвост), животное и его детеныша (кошка — котёнок, курица — цыплёнок), предмет и лицо, которому он принадлежит (сумка — мамина, шапка — Барина) и др.

В трехлетнем возрасте словарь ребенка только начинает системно организовываться, малышу доступно установление лишь самых простых, очевидных смысловых связей между словами (большой — маленький, кошка — котёнок, мама — дочка, собака — лает, ворона — каркает, сумка — мамина; дождик — зонт и т.п.).

Основное внимание при формировании словарного запаса ребенка в этот период уделяется накоплению словаря, состав которого определяется прагматической ценностью(необходимостью) и функциональной значимостью слова.

В 4 года расширение жизненного пространства и круга общения ребенка четырехлетнего возраста влечет за собой пополнение его словарного запаса за счет менее частотной лексики и увеличения количества тематических групп в целом. Речевой опыт и когнитивные возможности ребенка позволяют ему устанавливать более сложные связи между лексическими единицами, у него появляется способность различать предметы и действия, опираясь на наиболее существенные отличительные их признаки (например, стул и табурет различаются прежде всего наличием/отсутствием спинки, а удочка и сачок — формой и назначением).

В этом возрасте ребенок способен установить связи не только между словами, обозначающими предмет и его часть (велосипед — руль, воротник — пальто), взрослых животных и их детенышей (лошадь — жеребёнок), но и между словами, обозначающими членов одной «семьи» (бабушка — внучка; курица — петух, курица — цыплёнок), осознав их «статус» по отношению друг к другу (курица — петух — цыплята; мама — папа — бабушка — дедушка — внук — внучка — брат — сестра) и др.

В пятилетнем возрасте словарный запас ребенка активно пополняется за счет лексических единиц тематических групп, относящихся к периферийным полям. В этот период в тематические группы включаются лексические единицы (лексемы), семантическая структура (содержание) которых отличается более тонкими дифференциальными признаками. Так, например, наряду со словами туфли, тапочки, сапоги, ботинки, обувать, застёгивать/расстёгивать, чистить, мамина, папина, грязная, чистая лексикон ребенка обогащается словами босоножки, сандалии, обуваться, уличная, мужская, женская, дорогая, дешёвая, удобная, любимая (обувь) и т.п. В этот период ребенку доступно установление более сложных смысловых связей между лексическими единицами. Если на предыдущих этапах  работы над лексикой основное внимание уделялось накоплению и расширению словарного запаса, то в возрасте 5 лет акцент делается на упорядочении лексических единиц в языковом сознании ребенка, потому в работу включается большое количество упражнений, выполнение которых способствует практическому освоению таких языковых явлений, как антонимия (горячий — холодный), паронимия (корка — горка,  мыльница — мельница), семантическая сочетаемость/не сочетаемость слов (накладывать сок, тихо кричать) и др. В это же время в лексикон ребенка вводится расширенная номинация предметов: «наземный транспорт», «воздушный транспорт», «водный транспорт», «поле- е цветы», «перелетные птицы», «водоплавающие птицы», «верхняя одежда», «домашняя одежда» и др.

Словарный запас ребенка шестилетнего возраста состоит из лексически единиц самых разнообразных тематических групп и активно пополняется за счет «периферийных» слов, относящихся к малоупотребительной лексике. Семантическая структура большинства слов осваивается в полном объеме: ребенок овладевает всеми компонентами значения слова (денотативным(название), сигнификативным (понятное содержимое) и коннотативным (дополнительное значение)) в их совокупности.

Когнитивные возможности ребенка, а также накопленный речевой и жизненный опыт позволяют ему устанавливать самые разнообразные связи между лексическими единицами. У него появляется способность сознать достаточно сложные языковые явления, например многозначности слов или синонимии. Будущему школьнику становится по силам справиться с такими трудными задачами, как

*установление связи между однокоренными словами {снег — снегокат — снежинка — снегурочка)

* синонимами (лётчик — пилот, старый — ветхий)

*омониами (норка — животное и жилище)

*разобраться в тонкостях семантической (вечерние прогулки / вечернее утро) и лексической (стадо коров / табун овец) сочетаемости/несочетаемости слов и др.

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Словарь

Существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, наречия.

+числительные

Соотнесение слова с предметом, действием, признаком

+ явлением

тоже

Вопросы

Кто? Что? Где? Куда? Какой?  Чей?

Откуда? Как?

Тематический принцип группировки слов

Чашка, кастрюля, сковорода, блюдце, нож, жарить, варить, горячий, мыть, вытирать, разбить (кухня)

Ворона-воробей-ласточка-гнездо-каркает-чирикает-кормушка-кормить (птицы); диван-шкаф-тумбочка-кресло-мягкий-удобный-деревянный-полки-ящики-класть-сидеть-двигаться-ставить (мебель)

Топор-молоток-забивать-пилить-строгать-столяр-столярная мастерская-верстак итд

Самолет-аэродром-летчик-пилот-приземлиться-взлететь-перелет итд

Ассоциативные связи между словами

Собака-конура, курица-цыплено, курица-яйцо, корова-бык, хлеб-нож и тд

Птица-кормушка, воробей-ворона, люстра-настояльная лампа, дерево-шишка итд

Ягоды-корзина, удочка-рыба, чемодан-портфель итд

Скрипка–смычок. каска-шляпа, лейка-чайник итд

Родовые понятия

 Еда, игрушки, одежда и тд

Фрукты, птицы итд

+ детализированные родовидовые понятия

Окунь, ерш, сом, щука (рыбы)

+ детализированные родовидовые понятия

Морские рыбы, хвойные деревья водоплавающая птица и тд

Родовидовой принцип группировки слов

Колбаса, печеньк, хлеб, макароны –еда и тд

Яблоко-фрукт, бабочка-насекомое и тд

Часть-целое, части одного целого

Кофе-напиток, собака-домашнее животное, черника- лесная ягода, ромашка-полевой цветок итд

Волк-хищник, заяц-травоядное животное и тд

Дифференциация слов

Визуально и ситуативно близкие предметы, действия:

Кровать – диван, диван-кровать, кастрюля-сковородка, бабочка-птичка, пилить-рубить, моет-стирвает и тд

Визуально и ситуативно близкие предметы, действия: кофта-свитер, автобус –троллейбус, наливать- поливать и тд

Сапоги-валенки, майка-футболка, шить – вышивать – вязать итд

Антонимические пары

(выраженный признак при наблюдении)

Прил: большой-маленький, холодный горячий;

Прил: широкая-узкая (лента, дорога); длинный-короткий шнурок, клюв) и тд

Прил: глубокая/ий-мелкая/ий (река, бассейн), грустный веселый (клоун-мальчик) ид

Прил: мокрый-сухой, свежий-черствый, тихий-шумный (голос, музыка); тихая-шумная (улица)

Наречия: много-мало, тепло-холодно;

Наречия: тепло-холодно, далеко- близко, высоко-низка и тд

Наречия:

горько-сладко, жарко-холодно

Наречия: прямо0криво, влево-вправо итд

Глаголы: прибежал-убежал, залетел-вылетел итд

Глаголы: залетел – вылетел, приклеил-отклеил тд

Глаголы: принес-унес (книгу, газету),  закрыл-открыл (банку, коробку, сумку итд0

Глаголы: тонуть –всплывать, подбежать-отбежать. Выиграл-проиграл;

Сущ: свет-тмнота

Сущ: спукс-подъем, свет-тьма итд

Антонимические пары

(не выраженный признак, не поддающиеся наблюдению)

Модальные слова: можно–нельзя, хорошо-плохо;

Прил: добрый-злой, хороший-плохой

Сущ:

утро-вечер, день-ночь

Нар: рано-поздно, грустно-смешно итд

Прил: смелый-трусливый, умный-глупый итд

Нар: часто-ребко (о природных явлениях)

Прил: сытый-голодный, ленивый-трудолюбивый

Сущ: друг-враг, смелость-трусость и тд

Нар: трудно-легко, дорого-дешево итд

Прил: свежая-вчерашняя (газета), легкая-трудная (задача) итд

Глаголы: забыть-вспомнить, грусить-радоваться

Сущ: правда-ложь, война-мир итд

Смысловые связи

Предмет и его части (нос-лицо, собака-хвост);

Животное и его детеныш, предмет и его принадлежность (собака-конура, птица гнездо итд)

Семантическая сочетаемость (пушистая кошка, чистый стакан) и несочестаемость (молодой старик, круглый квадрат и тд)

Семантическая сочетаемость (весеннее утро) и несочестаемость (вечернее утро и тд)

Семантическая сочетаемость (утка крякая, еловая шишка) и несочетаемость (зимний октябрьский вечер, сухой дождь и тд)

Лексическая сочетаемость (брючный костюм, табун лошадей)/несочетаемость (юбочный костюм, стадо лошадей)

Паронимы (корка-горка, свет-цвет, угол-уголь

Синонимы (врач-доктор, скакать-прыгать, сырой-влажной-мокрый тд)

Омонимы (котелок, ноготки, петрушка итд)

Многозначность (шляпка, глухой итд)

Смысловая аналогия

-

-

Курица-цыпленок. Собака-?

Большой-меленький. Горячий -?

Слон-слониха, бык - ?

Лошади-табун, птицы - ?

Сравнительные обороты

-

-

-

Желтый, как одуванчик, быстрый, как заяц итд

Особое внимание придиагностики речи ребенка уделяется оценке словарного запаса

3-летнего

  • прежде всегоколичественного состава
  • соотношение предметного и предикативного словаря (дефицит глагольного словаря – признак отсутствие базы для формирование фразы)

4-летнего возраста

  • количественный состав
  • качественный  состав (номинативный уровень: предмет-ярлык (название), действие-ярлык; понятийный: выделение существенных признаков предмета  действия)

5 – летний возраст

  • многообразие смысловых и формальных связей между словами (родовидовые, антонимические, морфологические  и тд)

6-летний возраст

  • структурная организация (упорядоченность лексических единиц): объединение/противопоставление по очевидным и дифференциальным признакам.

Формирование лексики осуществляется в рамках лексического минимума (минимальный лексический материал, необходимый для полноценного общения в рамках выбранных тем с учетом возраста ребенка), сгруппированных в ассоциативно-тематические ряды, достаточно произвольно соотнесенные с той или иной сферой общения, актуальной для определенного возраста.

Следует отметить, что по мере взросления ребенка количество подобных тематических групп увеличивается, однако и состав их меняется (некоторые темы, теряя актуальность, уступают место другим)

Принципы отбора и способы группировки минимального лексического материала, необходимого для полноценного общения в рамках выбранной тем, служит моделью для формирования других ассоциативных – тематических групп.

При этом отбор (выбор) лексических тем осуществляется согласно основной общеобразовательной программе ДУ.

Общее количество слов в представленных тематических рядах, безусловно, не исчерпывает всех лексических возможностей ребенка, однако  знание приведенной лексики предполагает наличие значительно более широкого запаса лексических единиц этого же уровня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование словаря У детей дошкольного возраста

Слайд 3

Дефицит средств речевого общения неблагоприятно влияет на познавательную деятельность учебную деятельность ребенка нарушает процессы формирования личности социокультурное развитие Справиться с этой проблемой можно при условии СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ поддержки

Слайд 5

3 года 4 года 5 лет 6 лет Словарь Существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, наречия. +числительные Соотнесение слова с предметом, действием, признаком + явлением тоже Вопросы Кто? Что? Где? Куда? Какой? Чей? Откуда? Как?

Слайд 6

3 года 4 года 5 лет 6 лет Тематический принцип группировки слов Чашка, кастрюля, сковорода, блюдце, нож, жарить, варить, горячий, мыть, вытирать, разбить (кухня) Ворона-воробей-ласточка-гнездо-каркает-чирикает-кормушка-кормить (птицы); Топор-молоток-забивать-пилить-строгать-столяр-столярная мастерская-верстак и тд Самолет-аэродром-летчик-пилот-приземлиться-взлететь-перелет итд

Слайд 7

3 года 4 года 5 лет 6 лет Ассоциативные связи между словами Собака-конура, курица-цыпленок, курица-яйцо, корова-бык, хлеб-нож и тд Птица-кормушка, воробей-ворона, люстра-настольная лампа, дерево-шишка и тд Ягоды-корзина , удочка-рыба, чемодан-портфель и тд Скрипка–смычок. каска-шляпа, лейка-чайник и тд Родовые понятия Еда, игрушки, одежда и тд Фрукты, птицы и тд + детализированные родовидовые понятия Окунь, ерш, сом, щука (рыбы) Морские рыбы, хвойные деревья и тд Родовидовой принцип группировки слов Колбаса, печеньк , хлеб, макароны –еда и тд Яблоко-фрукт, бабочка-насекомое и тд Часть-целое, части одного целого Собака-домашнее животное , ромашка-полевой цветок итд Волк-хищник, заяц-травоядное животное и тд

Слайд 8

3 года 4 года 5 лет 6 лет Дифференциация слов Визуально и ситуативно близкие предметы, действия : Сапоги-валенки, майка-футболка, шить – вышивать – вязать итд Кровать– диван, кастрюля-сковородка, бабочка-птичка, пилить-рубить, моет-стирает и тд кофта-свитер, автобус –троллейбус, наливать- поливать и тд

Слайд 9

Антонимические пары (выраженный признак при наблюдении) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Прил : большой-маленький , холодный горячий; Прил : широкая-узкая ( лента,дорога ); длинный-короткий шнурок, клюв) и тд Прил : глубокая/ ий-мелкая / ий (река, бассейн), грустный веселый (клоун-мальчик ) Прил : мокрый-сухой , свежий-черствый , тихий-шумный ( голос,музыка ); тихая-шумная (улица) Наречия : много-мало , тепло-холодно; Наречия : тепло-холодно , далеко-близко , высоко-низка и тд Наречия : горько- сладко, жарко-холодно Наречия : прямо-криво, влево-вправо и тд Глаголы : прибежал-убежал, залетел-вылетел итд Глаголы : залетел – вылетел, приклеил-отклеил тд Глаголы : принес-унес ( книгу, газету ), закрыл-открыл ( банку, коробку , сумку) и тд Глаголы : тонуть–всплывать , подбежать-отбежать, выиграл-проиграл ; Сущ : свет-темнота Сущ : спукс-подъем , свет-тьма и тд

Слайд 10

Антонимические пары (не выраженный признак, не поддающиеся наблюдению) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Модальные слова : можно–нельзя , хорошо-плохо; Прил : дорый-злой , хороший-плохой Сущ : утро-вечер , день-ночь итд Наречия : рано-поздно , грустно-смешкно и тд Прил : смелый-трусливый , умный-глупый итд Сущ : друг-враг, смелость-трусость и тд Наречия : часто-редко ( о природных явлениях) Прил : сытый-голодный , ленивый-трудолюбивый Сущ : правда-ложь, война-мир и тд Наречия : трудно-легко , дорого-дешево Прил : свежая-вчерашняя (газета), легкая-трудная (задача) и тд Глаголы : забыть-вспомнить , грусить-радоваться

Слайд 11

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Предмет и его части ( нос-лицо, собака-хвост); Животное и его детеныш , предмет и его принадлежность (собака-конура , птица гнездо) Семантическая сочетаемость пушистая кошка чистый стакан весеннее утро утка крякает Семантическая несочестаемость молодой старик, круглый квадрат вечернее утро зимний октябрьский вечер, сухой дождь Лексическая сочетаемость - - брючный костюм, табун лошадей Лексическая несочетаемость - - юбочный костюм, стадо лошадей

Слайд 12

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Паронимы (корка-горка, свет-цвет, угол-уголь Синонимы врач-доктор , скакать-прыгать, сырой-влажный-мокрый Омонимы ( котелок, ноготки, петрушка и тд ) Многозначность (шляпка, глухой и тд ) Смысловая аналогия - - Курица-цыпленок . Собака-? Большой- меленький . Горячий -? Слон-слониха, бык - ? Лошади-табун , птицы - ? Сравнительные обороты - - - Желтый, как одуванчик, быстрый, как заяц и тд

Слайд 13

3 года 4 года 5 лет 6 лет Словарь Существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, наречия. +числительные Соотнесение слова с предметом, действием, признаком + явлением тоже Вопросы Кто? Что? Где? Куда? Какой? Чей? Откуда? Как?

Слайд 14

3 года 4 года 5 лет 6 лет Тематический принцип группировки слов Чашка, кастрюля, сковорода, блюдце, нож, жарить, варить, горячий, мыть, вытирать, разбить (кухня) Ворона-воробей-ласточка-гнездо-каркает-чирикает-кормушка-кормить (птицы); Топор-молоток-забивать-пилить-строгать-столяр-столярная мастерская-верстак и тд Самолет-аэродром-летчик-пилот-приземлиться-взлететь-перелет итд

Слайд 15

3 года 4 года 5 лет 6 лет Ассоциативные связи между словами Собака-конура, курица-цыпленок, курица-яйцо, корова-бык, хлеб-нож и тд Птица-кормушка, воробей-ворона, люстра-настольная лампа, дерево-шишка и тд Ягоды-корзина , удочка-рыба, чемодан-портфель и тд Скрипка–смычок. каска-шляпа, лейка-чайник и тд Родовые понятия Еда, игрушки, одежда и тд Фрукты, птицы и тд + детализированные родовидовые понятия Окунь, ерш, сом, щука (рыбы) Морские рыбы, хвойные деревья и тд Родовидовой принцип группировки слов Колбаса, печеньк , хлеб, макароны –еда и тд Яблоко-фрукт, бабочка-насекомое и тд Часть-целое, части одного целого Собака-домашнее животное , ромашка-полевой цветок итд Волк-хищник, заяц-травоядное животное и тд

Слайд 16

3 года 4 года 5 лет 6 лет Дифференциация слов Визуально и ситуативно близкие предметы, действия : Сапоги-валенки, майка-футболка, шить – вышивать – вязать итд Кровать– диван, кастрюля-сковородка, бабочка-птичка, пилить-рубить, моет-стирает и тд кофта-свитер, автобус –троллейбус, наливать- поливать и тд

Слайд 17

Антонимические пары (выраженный признак при наблюдении) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Прил : большой-маленький , холодный горячий; Прил : широкая-узкая ( лента,дорога ); длинный-короткий шнурок, клюв) и тд Прил : глубокая/ ий-мелкая / ий (река, бассейн), грустный веселый (клоун-мальчик ) Прил : мокрый-сухой , свежий-черствый , тихий-шумный ( голос,музыка ); тихая-шумная (улица) Наречия : много-мало , тепло-холодно; Наречия : тепло-холодно , далеко-близко , высоко-низка и тд Наречия : горько- сладко, жарко-холодно Наречия : прямо-криво, влево-вправо и тд Глаголы : прибежал-убежал, залетел-вылетел итд Глаголы : залетел – вылетел, приклеил-отклеил тд Глаголы : принес-унес ( книгу, газету ), закрыл-открыл ( банку, коробку , сумку) и тд Глаголы : тонуть–всплывать , подбежать-отбежать, выиграл-проиграл ; Сущ : свет-темнота Сущ : спукс-подъем , свет-тьма и тд

Слайд 18

Антонимические пары (не выраженный признак, не поддающиеся наблюдению) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Модальные слова : можно–нельзя , хорошо-плохо; Прил : добрый-злой , хороший-плохой Сущ : утро-вечер , день-ночь итд Наречия : рано-поздно , грустно-смешкно и тд Прил : смелый-трусливый , умный-глупый итд Сущ : друг-враг, смелость-трусость и тд Наречия : часто-редко ( о природных явлениях) Прил : сытый-голодный , ленивый-трудолюбивый Сущ : правда-ложь, война-мир и тд Наречия : трудно-легко , дорого-дешево Прил : свежая-вчерашняя (газета), легкая-трудная (задача) и тд Глаголы : забыть-вспомнить , грусить-радоваться

Слайд 19

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Предмет и его части ( нос-лицо, собака-хвост); Животное и его детеныш , предмет и его принадлежность (собака-конура , птица гнездо) Семантическая сочетаемость пушистая кошка чистый стакан весеннее утро утка крякает Семантическая несочестаемость молодой старик, круглый квадрат вечернее утро зимний октябрьский вечер, сухой дождь Лексическая сочетаемость - - брючный костюм, табун лошадей Лексическая несочетаемость - - юбочный костюм, стадо лошадей

Слайд 20

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Паронимы (корка-горка, свет-цвет, угол-уголь Синонимы врач-доктор , скакать-прыгать, сырой-влажный-мокрый Омонимы ( котелок, ноготки, петрушка и тд ) Многозначность (шляпка, глухой и тд ) Смысловая аналогия - - Курица-цыпленок . Собака-? Большой- меленький . Горячий -? Слон-слониха, бык - ? Лошади-табун , птицы - ? Сравнительные обороты - - - Желтый, как одуванчик, быстрый, как заяц и тд

Слайд 21

3 года 4 года 5 лет 6 лет Словарь Существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, наречия. +числительные Соотнесение слова с предметом, действием, признаком + явлением тоже Вопросы Кто? Что? Где? Куда? Какой? Чей? Откуда? Как?

Слайд 22

3 года 4 года 5 лет 6 лет Тематический принцип группировки слов Чашка, кастрюля, сковорода, блюдце, нож, жарить, варить, горячий, мыть, вытирать, разбить (кухня) Ворона-воробей-ласточка-гнездо-каркает-чирикает-кормушка-кормить (птицы); Топор-молоток-забивать-пилить-строгать-столяр-столярная мастерская-верстак и тд Самолет-аэродром-летчик-пилот-приземлиться-взлететь-перелет итд

Слайд 23

3 года 4 года 5 лет 6 лет Ассоциативные связи между словами Собака-конура, курица-цыпленок, курица-яйцо, корова-бык, хлеб-нож и тд Птица-кормушка, воробей-ворона, люстра-настольная лампа, дерево-шишка и тд Ягоды-корзина , удочка-рыба, чемодан-портфель и тд Скрипка–смычок. каска-шляпа, лейка-чайник и тд Родовые понятия Еда, игрушки, одежда и тд Фрукты, птицы и тд + детализированные родовидовые понятия Окунь, ерш, сом, щука (рыбы) Морские рыбы, хвойные деревья и тд Родовидовой принцип группировки слов Колбаса, печеньк , хлеб, макароны –еда и тд Яблоко-фрукт, бабочка-насекомое и тд Часть-целое, части одного целого Собака-домашнее животное , ромашка-полевой цветок итд Волк-хищник, заяц-травоядное животное и тд

Слайд 24

3 года 4 года 5 лет 6 лет Дифференциация слов Визуально и ситуативно близкие предметы, действия : Сапоги-валенки, майка-футболка, шить – вышивать – вязать итд Кровать– диван, кастрюля-сковородка, бабочка-птичка, пилить-рубить, моет-стирает и тд кофта-свитер, автобус –троллейбус, наливать- поливать и тд

Слайд 25

Антонимические пары (выраженный признак при наблюдении) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Прил : большой-маленький , холодный горячий; Прил : широкая-узкая ( лента,дорога ); длинный-короткий шнурок, клюв) и тд Прил : глубокая/ ий-мелкая / ий (река, бассейн), грустный веселый (клоун-мальчик) Прил : мокрый-сухой , свежий-черствый , тихий-шумный ( голос,музыка ); тихая-шумная (улица) Наречия : много-мало , тепло-холодно; Наречия : тепло-холодно , далеко-близко , высоко-низка и тд Наречия : горько- сладко, жарко-холодно Наречия : прямо-криво, влево-вправо и тд Глаголы : прибежал-убежал, залетел-вылетел итд Глаголы : залетел – вылетел, приклеил-отклеил тд Глаголы : принес-унес ( книгу, газету ), закрыл-открыл ( банку, коробку , сумку) и тд Глаголы : тонуть–всплывать , подбежать-отбежать, выиграл-проиграл ; Сущ : свет-темнота Сущ : спукс-подъем , свет-тьма и тд

Слайд 26

Антонимические пары (не выраженный признак, не поддающиеся наблюдению) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Модальные слова : можно–нельзя , хорошо-плохо; Прил : дорый-злой , хороший-плохой Сущ : утро-вечер , день-ночь итд Наречия : рано-поздно , грустно-смешкно и тд Прил : смелый-трусливый , умный-глупый итд Сущ : друг-враг, смелость-трусость и тд Наречия : часто-редко ( о природных явлениях) Прил : сытый-голодный , ленивый-трудолюбивый Сущ : правда-ложь, война-мир и тд Наречия : трудно-легко , дорого-дешево Прил : свежая-вчерашняя (газета), легкая-трудная (задача) и тд Глаголы : забыть-вспомнить , грусить-радоваться

Слайд 27

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Предмет и его части ( нос-лицо, собака-хвост); Животное и его детеныш , предмет и его принадлежность (собака-конура , птица гнездо) Семантическая сочетаемость пушистая кошка чистый стакан весеннее утро утка крякает Семантическая несочестаемость молодой старик, круглый квадрат вечернее утро зимний октябрьский вечер, сухой дождь Лексическая сочетаемость - - брючный костюм, табун лошадей Лексическая несочетаемость - - юбочный костюм, стадо лошадей

Слайд 28

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Паронимы (корка-горка, свет-цвет, угол-уголь Синонимы врач-доктор , скакать-прыгать, сырой-влажный-мокрый Омонимы ( котелок, ноготки, петрушка и тд ) Многозначность (шляпка, глухой и тд ) Смысловая аналогия - - Курица-цыпленок . Собака-? Большой- меленький . Горячий -? Слон-слониха, бык - ? Лошади-табун , птицы - ? Сравнительные обороты - - - Желтый, как одуванчик, быстрый, как заяц и тд

Слайд 29

3 года 4 года 5 лет 6 лет Словарь Существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, наречия. +числительные Соотнесение слова с предметом, действием, признаком + явлением тоже Вопросы Кто? Что? Где? Куда? Какой? Чей? Откуда? Как?

Слайд 30

3 года 4 года 5 лет 6 лет Тематический принцип группировки слов Чашка, кастрюля, сковорода, блюдце, нож, жарить, варить, горячий, мыть, вытирать, разбить (кухня) Ворона-воробей-ласточка-гнездо-каркает-чирикает-кормушка-кормить (птицы); Топор-молоток-забивать-пилить-строгать-столяр-столярная мастерская-верстак и тд Самолет-аэродром-летчик-пилот-приземлиться-взлететь-перелет итд

Слайд 31

3 года 4 года 5 лет 6 лет Ассоциативные связи между словами Собака-конура, курица-цыпленок, курица-яйцо, корова-бык, хлеб-нож и тд Птица-кормушка, воробей-ворона, люстра-настольная лампа, дерево-шишка и тд Ягоды-корзина , удочка-рыба, чемодан-портфель и тд Скрипка–смычок. каска-шляпа, лейка-чайник и тд Родовые понятия Еда, игрушки, одежда и тд Фрукты, птицы и тд + детализированные родовидовые понятия Окунь, ерш, сом, щука (рыбы) Морские рыбы, хвойные деревья и тд Родовидовой принцип группировки слов Колбаса, печеньк , хлеб, макароны –еда и тд Яблоко-фрукт, бабочка-насекомое и тд Часть-целое, части одного целого Собака-домашнее животное , ромашка-полевой цветок итд Волк-хищник, заяц-травоядное животное и тд

Слайд 32

3 года 4 года 5 лет 6 лет Дифференциация слов Визуально и ситуативно близкие предметы, действия : Сапоги-валенки, майка-футболка, шить – вышивать – вязать итд Кровать– диван, кастрюля-сковородка, бабочка-птичка, пилить-рубить, моет-стирает и тд кофта-свитер, автобус –троллейбус, наливать- поливать и тд

Слайд 33

Антонимические пары (выраженный признак при наблюдении) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Прил : большой-маленький , холодный горячий; Прил : широкая-узкая ( лента,дорога ); длинный-короткий шнурок, клюв) и тд Прил : глубокая/ ий-мелкая / ий (река, бассейн), грустный веселый (клоун-мальчик ) Прил : мокрый-сухой , свежий-черствый , тихий-шумный ( голос,музыка ); тихая-шумная (улица) Наречия : много-мало , тепло-холодно; Наречия : тепло-холодно , далеко-близко , высоко-низка и тд Наречия : горько- сладко, жарко-холодно Наречия : прямо-криво, влево-вправо и тд Глаголы : прибежал-убежал, залетел-вылетел итд Глаголы : залетел – вылетел, приклеил-отклеил тд Глаголы : принес-унес ( книгу, газету ), закрыл-открыл ( банку, коробку , сумку) и тд Глаголы : тонуть–всплывать , подбежать-отбежать, выиграл-проиграл ; Сущ : свет-темнота Сущ : спукс-подъем , свет-тьма и тд

Слайд 34

Антонимические пары (не выраженный признак, не поддающиеся наблюдению) 3 года 4 года 5 лет 6 лет Модальные слова : можно–нельзя , хорошо-плохо; Прил : дорый-злой , хороший-плохой Сущ : утро-вечер , день-ночь итд Наречия : рано-поздно , грустно-смешкно и тд Прил : смелый-трусливый , умный-глупый итд Сущ : друг-враг, смелость-трусость и тд Наречия : часто-редко ( о природных явлениях) Прил : сытый-голодный , ленивый-трудолюбивый Сущ : правда-ложь, война-мир и тд Наречия : трудно-легко , дорого-дешево Прил : свежая-вчерашняя (газета), легкая-трудная (задача) и тд Глаголы : забыть-вспомнить , грусить-радоваться

Слайд 35

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Предмет и его части ( нос-лицо, собака-хвост); Животное и его детеныш , предмет и его принадлежность (собака-конура , птица гнездо) Семантическая сочетаемость пушистая кошка чистый стакан весеннее утро утка крякает Семантическая несочестаемость молодой старик, круглый квадрат вечернее утро зимний октябрьский вечер, сухой дождь Лексическая сочетаемость - - брючный костюм, табун лошадей Лексическая несочетаемость - - юбочный костюм, стадо лошадей

Слайд 36

3 года 4 года 5 лет 6 лет Смысловые связи Паронимы (корка-горка, свет-цвет, угол-уголь Синонимы врач-доктор , скакать-прыгать, сырой-влажный-мокрый Омонимы ( котелок, ноготки, петрушка и тд ) Многозначность (шляпка, глухой и тд ) Смысловая аналогия - - Курица-цыпленок . Собака-? Большой- меленький . Горячий -? Слон-слониха, бык - ? Лошади-табун , птицы - ? Сравнительные обороты - - - Желтый, как одуванчик, быстрый, как заяц и тд

Слайд 37

Оценка словарного запаса

Слайд 38

Лексический минимум минимальный лексический материал, необходимый для полноценного общения в рамках выбранных тем с учетом возраста ребенка По мере взросления ребенка количество тематических групп увеличивается Принципы отбора и способы группировки служат моделью для формирования различных ассоциативных –тематических групп Выбор лексических тем осуществляется согласно основной общеобразовательной программе ДУ

Слайд 39

Кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова; котенок, щенок, поросенок, теленок; курица, петух, утка, цыпленок, утенок. Хвост, лапа (лапы), рога. Мяукает, лает, плавает, мычит. 3 года Бык, овца (овечка), осёл, индюк, гусь, гусёнок, жеребёнок, птенчик, крыло, крылья, копыта, морда, клюв, курятник, свинарник, конюшня, конура, сено. Жуёт, клюёт, пищит, кукарекает, чирикает, хрюкает, царапается, ловит мышей. Куриное, гусиное, утиное яйцо, длинный, короткий клюв/хвост 4 года Баран, грива, хлев. Домашние животные, козлиная борода, ослиный хвост, куриные лапы, петушиный хвост, утиный клюв, лошадиная грива, бараний рог, коровье/козье молоко, кошачий хвост, собачья конура. Пасти, пастись, доить корову, скакать на лошади, кормить, поить животных, вилять хвостом, козел-коза, баран-овца, корова-бык, кошка-кот, курица-петух. 5 лет Ягнёнок, ослёнок, индюшонок, гребень, гусыня, когти, перья, пух, зерно, овес, шерсть, наседка, шкура, пастбище, пастух, телятница, птичница, доярка, птенец, овечья шерсть, овечье молоко, гусиный пух, индюшачье яйцо, травоядные животные, кормушка, кукарекать, кудахтать, высиживать птенцов, вылупиться из яйца, лакать молоко, грызть кость, ухаживать за цыплятами, сторожить, охранять дом, приносить пользу, нападать. 6 лет Домашние животные .

Слайд 40

- 3 года - 4 года Ручей, пруд, болото, океан, моряк, пловец, рыбак, рыболов, катер, корабль, моторная лодка, плот, волна, пляж, спасатель, льдина, улов, сети, поплавок, леска, спасательный круг, подводные растения. Речная, глубокий, мелкий, широкий, узкий, ледяной. Замерзла (река), растаял (лед), переплыть на другой берег, подплыть, отплыть, всплыть, выловить, питаться, попался на крючок, сорвалась с крючка, рыба клюет, добывать пищу. 5 лет Родник, ключ, ледоход, ледокол, причал, палуба, капитан, матросы, паром, капитанский мостик, тюлень, морской котик, айсберг, рыболов, приманка, малёк, икра, головастик, морские животные, рыбий жир, тюлений жир, рыболовное судно. Причаливать к берегу, ходить в море, вскармливать детенышей, удить рыбу, выживать, вымирать, вылупиться, прозрачная, мутная, песчаный берег, крутой берег. 6 лет Водоемы. Подводный мир .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование словаря у детей дошкольного возраста

материал для М.О. и педагогических советов...

циклограмма планирования занятий по теме "Формирование словаря у детей дошкольного возраста"

Циклограмма планирования занятий по теме «Формирование словаря»  у детей младшего дошкольного возрастамесяцНепосредственно-образовательная деятельностьПрограммное содержаниеОбразовательная деятел...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....

Влияние дидактической игры на формирование словаря у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра является важнейшим фактором для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, ...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие словаря ребенка тесно взаимосвязано,  с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех ко...