Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как помочь ребёнку запомнить стихотворение, используя мнемотехнику»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В представленном материале дано понятие "мнемотехника" и рассмотрен вариант её использования при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
«Как помочь ребёнку запомнить стихотворение, используя мнемотехнику»
Подготовила
Мещерякова Е. Ю.
учитель-логопед
Коркино
2021
Ни для кого не секрет, что мы живём в век информационных технологий. Информация буквально льётся на нас нескончаемым бурлящим потоком, чему способствует постоянное использование гаджетов. Такой же объём информации получают и наши дети, которые хорошо владеют и регулярно пользуются смартфонами, планшетами, ноутбуками. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.
Всё чаще встречаются дети, испытывающие трудности в запоминании стихотворений. Безусловно, это связано с разнообразными нарушениями, тем не менее, все мы прекрасно знаем и понимаем, что стихи учить надо. Это полезно не только детям, но и взрослым.
Все мы понимаем, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.
Помочь сделать процесс запоминания стихов более лёгким и увлекательным может мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
По большей части, мнемотаблицы используются при работе с прозаическими текстами. Но подходят они и для заучивания стихотворений.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет или рисунок), ребёнок вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»! Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Немаловажно, что используя мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Давайте вспомним, что суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого по памяти, используя графическое изображение, воспроизводится стихотворение целиком.
Последовательность работы с мнемотаблицей:
- На начальном этапе детям предлагаются готовые план – схемы.
- На следующем этапе мнемотаблицы составляются совместно с детьми.
- И следующая ступень сложности – дети сами составляют мнемотаблицы.
Этапы работы над стихотворением (по готовой мнемотаблице):
(Мнемотаблица готовится заранее, без участия ребёнка. Её можно нарисовать или найти готовые варианты и выбрать наиболее понравившийся.)
- В начале работы выразительно прочитайте стихотворение ребёнку.
- Скажите ребёнку, что это стихотворение вы будете учить наизусть. Затем еще раз стихотворение прочитывается с опорой на мнемотаблицу.
- Задайте вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку уяснить основную мысль стихотворения.
- Проведите работу с новыми словами, объясняя их значение в доступной для ребёнка форме.
- После выше сказанного прочитайте отдельно каждую строчку стихотворения. Ребёнок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребёнок рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением и созданием мнемотаблицы к нему:
- Так же, как и в предыдущем случае, сначала следует выразительно прочитать стихотворение ребёнку.
- Скажите ребёнку, что это стихотворение вы будете учить наизусть. А поможет в этом мнемотаблица, которую вы вместе составите.
- Задайте вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку уяснить основную мысль стихотворения.
- Проведите работу с новыми словами, объясняя их значение, чтобы каждое слово стало доступным для понимания ребёнка.
- Затем начинайте работа над мнемотаблицей, составляя её совместно с ребёнком.
- После этого еще раз прочитайте стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Прочитайте отдельно каждую строчку стихотворения. Ребёнок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Проиллюстрировать всё вышесказанное можно небольшим детским стихотворением. Пример взят самый элементарный, чтобы передать суть. На каждую строчку стихотворения создан свой ряд мнемоквадратов, и, дети, имея перед глазами такую систему квадратов, быстро запоминают стихотворение.
К нам на ёлку — ой-ой-ой!
Дед Мороз идёт живой.
— Ну и дедушка Мороз!..
Что за щёки!
Что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!
Таким образом, мнемотаблица помогает быстрее выучить стихотворение, развить у ребёнка речь и психические процессы, что, в свою очередь, способствует подготовке к более успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?»
Зачастую мы наблюдаем следующую картину: дома довольно спокойный, послушный ребёнок в детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться с...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ВАШЕГО РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ПОХВАЛУ И ПООЩРЕНИЕ»
Данная консультация адресована родителям детей дошкольного возраста, а так же воспитателям ДОУ, инструкторам по физическому воспитанию для использования в работе с родителями....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы родителям.Ответы на вопросы родителей....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Тема: "Этапы развития речи ребёнка в норме"
1. Развитие звуковой стороны речи у детей в норме2. Этапы развития детской речи от 0 до 1 года3. Развитие детской речи от 1 года до 2-х лет4. Развитие детской речи от 2-х лет до 6-ти лет...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Здоровье ребёнка в наших руках"
Забота о здоровье ребёнка является самой важной задачей....