Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные в рамках изучения лексической темы "Дикие животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prityazhatelnye_pril_dik_zhivotnye.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматического строя речи
Старшая группа
Тема. Притяжательные прилагательные
«Дикие животные весной»
Цель: развитие функции словообразования на основе упражнений в образовании и употреблении притяжательных прилагательных.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме: закрепить обобщающее понятие «дикие животные», закрепить названия детенышей животных; закрепить представления о диких животных весной.
- Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные и использовать их в речи.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, мелкую моторику , координацию речи с движением.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к живой природе.
Ход.
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас отправиться в лес. Весной в лесу очень хорошо: зеленеют деревья, поют птицы!
Упр. «Волшебный лес» - координация речи с движениями, развитие воображения, слухового внимания и памяти.
Мы идем в волшебный лес!
Полон этот лес чудес!
Сколько здесь живет зверей ,
Назовем же их скорей!
Это заяц, это волк, Дети изображают животных
Серый волк – зубами щелк,
Вот лиса, а вот медведь!
Мишка хочет зареветь!
Вот какой чудесный лес!
Полон этот лес чудес!
- Какие животные живут в лесу? (ответы детей)
- Введение в тему
- Правильно. Я приглашаю вас в лес, в гости к диким животным. Я вижу ЧЬИ-то следы! Пойдем по ним и узнаем, чьи это следы
- Новый материал.
- Упр. «Чьи следы» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных
На полу разложены следы диких животных, дети идут по этим следам и с помощью логопеда определяют кто оставил эти следы.
Логопед: Кто оставил эти следы? (Волк.)
Значит, это ВОЛЧЬИ следы.
Скажем все вместе: ВОЛЧЬИ следы.
( аналогично: заяц, медведь, белка, лиса)
- Ой, посмотрите, вот за той елкой я вижу чьи-то уши, там - чья-то нора , а здесь - чей-то хвост ! Пойдем ближе и узнаем, ЧЕЙ это хвост, ЧЬЯ это нора, ЧЬИ уши.
Упр. «Угадай, чьи уши» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных, активизация словаря признаков
Картинка с изображением кустов и деревьев, из-за которых выглядывают уши животных.
А) Посмотрите, какие это уши?
- короткие, острые, рыжие
-Угадайте, кто прячется за кустом? Лиса
-Чьи это уши? Лисьи. ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)
Б) А какие это уши?
-длинные, серые
-Угадайте, кто прячется за кустом? ( Заяц)
-Чьи это уши? Заячьи. ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)
В) Это какие уши?
- короткие, острые, серые
-Угадайте, кто прячется за кустом? (Волк)
-Чьи это уши? Волчьи ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)
Г) Посмотрите, какие это уши?
- круглые, лохматые, коричневые
-Угадайте, кто прячется за кустом? (Медведь)
-Чьи это уши? Медвежьи ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)
Д) А какие это уши?
-маленькие, острые, рыжие, с кисточкой
-Угадайте, кто прячется за кустом? (Белка).
-Чьи это уши? Беличьи. ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)
2) Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» - развитие мелкой моторики, слухового восприятия, закрепление названия жилища диких животных
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по
Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, хлопают в ладоши
Всем тепло, уютно в нем.
(В. Пальчинскайте)
3) Упр. « Чей дом?» - закрепление названия жилища диких зверей, упражнение в употреблении притяжательных прилагательных.
Объемное панно «Лес» , фигурки
- Как называется дом лисы? белки? медведя?
- Посмотрите, вот чаща леса (панно.) Поместите животных в их домики.
Чье это дупло? (Это беличье дупло)
Чья это нора?(Лисья нора)
Чья берлога?( Медвежья берлога)
- Как называется дом волка? (логово)
- Чье это логово? ( показывает на картинке) (Волчье)
Дети называют и помещают животное в их «домик»
- ФИЗминутка.
А) Кинезиологическое упражнение «Ежик».
- пальцы одной руки сжаты в кулак – «Ежик спрятал иголки»,
пальцы другой руки растопырены – «Ежик показывает иголки»
Под счет одновременно менять положение пальцев.
Б) «Звериная семейка» Координация речи с движением, развитие воображения, слухового восприятия.
Волки вышли из-за елки.
На охоту вышли волки. крадемся
Волк, волчица и волчонок
Папа, мама и ребенок. Хлопки
Три колючих колобка
Притаились у пенька. присесть
Еж, ежиха и ежонок -
Папа, мама и ребенок Хлопки
Три пушистых рыжих шкурки «виляем хвостиком»
Дружно вышли на прогулку
Лис, лисица и лисенок-
Папа , мама и ребенок. Хлопки
-Чья семейка вышла на охоту? (волчья) Чья семейка притаилась у пенька? Чья семейка вышла на прогулку? (лисья)
- Закрепление
Упр. «Что перепутал художник» (по индивидуальным картинкам) – закрепление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия, конструктивного праксиса, интонации
- Каждому ребенку дается разрезная картинка. На картинке нарисовано животное с «чужими» ушами и хвостом. Количество частей картинки зависит от уровня подготовленности ребенка.
Ребенок складывает картинку, называет животное, называет , чьи у него уши и хвост. Говорит, как должно быть.
Логопед по своей картинке дает образец.
Образец: Это волк. У него заячьи уши и лисий хвост. Это неправильно. У волка – волчий хвост и волчьи уши!
- Итог
–Возвращаемся в группу. Где мы были, Чьи следы, хвосты, уши и домики видели? Кто же живет в лесу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР
Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР подготовлен в помощь воспитателям коррекционных групп и молодым учителям - логопедам...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»
Конспект занятия...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...
Конспект логопедического занятия. По формированию лексико-грамматических категорий в средней группе
Цель: 1.Закрепить представления детей о домашних животных. 2. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...