Сценарий организации культурной практики "История о том, как мы смогли помочь детям" (игры с предлогами "к", "от").
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный сценарий организации культурной практики предназначен для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности, в котором посредством создания реально-практической ситуации дети закрепляют знания о предлогах "к", "от".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий организации культурной практики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: «История о том, как мы смогли помочь детям» (игры с предлогами «к», «от»).
Цель: развитие диалогической речи посредством создания реально-практической ситуации общения ребёнка со взрослыми.
Задачи:
коррекционно-образовательные: создать условия для организации реально-практической ситуации общения ребёнка со взрослыми, учить ребёнка действовать в рамках созданного алгоритма;
коррекционно-развивающие: развивать самостоятельную активность детей;
коррекционно-воспитательные: формировать универсальные культурные навыки при взаимодействии со взрослым и сверстниками (сотрудничество, взаимопомощь, доброжелательность, ответственность).
Предварительная работа: знакомство со значением предлогов «к», «от» (в старшей группе предлог называем «маленьким словом»), графическим обозначением предлогов «к», «от», практические игры и речевые упражнения с данными предлогами.
Ход сценария
1.Создание проблемной ситуации.
Дети входят в группу, в которой гости разместились группами за тремя столами.
Логопед: Ребята, сегодня у нас в группе гости. Поприветствуйте гостей. Наши гости работают в детском саду. У них к нам есть просьба.
Первый гость: Ребята, дети в моей группе не умеют различать маленькие слова «к», «от». Вы смогли бы мне помочь?
Второй гость: Моим детям тоже нужно научиться различать маленькие слова «к», «от». Поможете?
Третий гость: Пожалуйста, помогите моим ребятам научиться различать маленькие слова «к», «от».
2.Целевая установка.
Логопед: Вы хотите помочь детям? Сможете? Чего не умеют делать дети?
3.Мотивирование к деятельности.
Логопед: Как мы можем помочь? Правильно, мы придумаем игры с маленькими словами «к», «от». Согласны? Присаживайтесь на стулья.
Дети садятся на стулья, которые расположены полукругом, в центре полукруга стоит стол с оборудованием.
4.Проектирование решений проблемной ситуации.
Логопед: Сколько игр нам нужно придумать? (три игры) Прежде чем мы приступим к работе, давайте уточним, что мы знаем о маленьких словах. Что мы знаем о маленьком слове «к»? Что мы знаем о маленьком слове «от»?
(Приблизительный ответ детей: «Маленькое слово «к» появляется в речи тогда,
когда один предмет приближается к другому предмету. Маленькое слово «от»
появляется в речи тогда, когда один предмет удаляется от другого предмета»).
5.Выполнение действий (заданий).
- Игра №1 «Кубик».
Логопед показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы графические схемы предлогов «к» ( ), «от» ( ) .
Логопед: Что это? Что вы можете сказать об этом кубике? Какие слова зашифрованы в этих схемах? Какую игру можно придумать с этим кубиком? Обсуждение вариантов (если дети дают неполный вариант, например, нужно бросить кубик, логопед проигрывает его и совместно выясняется, что задание было неполным, подбирается полный вариант).
Итоговый вариант: Тот, у кого кубик, бросает его, называет маленькое слово и подбирает к нему слово-предмет. Как можно назвать нашу игру? (Приблизительные варианты: «Игра с кубиком», «Кубик бросай, слова подбирай») Поиграем?
Дети играют в игру.
- Игра №2 «Лото».
Логопед показывает детям 2 поля, на одном в центре нарисована схема предлога «к», на другом – схема предлога «от», и набор сюжетных картинок (Аист подлетает к гнезду. Аист отлетает от гнезда. Улитка подползает к грибу. Улитка отползает от гриба. Девочка подходит к дереву. Мальчик отходит от дерева. Кошка подкрадывается к мышке. Мышка убегает от кошки. Автобус подъезжает к остановке. Автобус отъезжает от остановки. Кит подплывает к острову. Кит отплывает от острова.)
Логопед: Что это? Какую игру можно придумать, если у нас есть 2 поля с маленькими словами «к», «от» и набор картинок.
Обсуждение вариантов (проигрывать недостоверные варианты, чтобы дети могли понять, что их задание продумано не до конца).
Итоговый вариант: Если в предложении будет маленькое слово «к», картинку нужно положить на поле с маленьким словом «к». Если в предложении будет маленькое слово «от», картинку нужно положить на поле с маленьким словом «от». Как можно назвать нашу игру? (Приблизительные варианты: «Лото», «Разложи картинки») Поиграем?
Дети играют в игру.
- Игра №3 «Составь предложение».
Логопед показывает детям прямоугольник с 4 свободными прозрачными кармашками, набор предметных картинок (Буратино, Мальвина, Дюймовочка, ласточка, Лиса (сказочная), Журавль (сказочный), Маша, медведь, яблоня, Алёнушка, Карлсон, Малыш), схемы предлогов «к», «от», стрелка, обозначающие слово-действие ( ).
1 2 3 4 |
Логопед: Что это? Какую игру можно придумать, если у нас есть 4 кармашка, набор
картинок, слово-действие и схемы маленьких слов «к», «от»?
Обсуждение вариантов.
Итоговый вариант: Составьте предложение их четырёх слов, используя набор картинок и схем. Выберите картинки, которые подойдут к вашему предложению. Вставьте их в кармашки и составьте предложение по модели. Как можно назвать нашу игру? Приблизительные варианты: «Составь предложение», «Думай и составляй» и др.) Поиграем?
Дети играют в игру.
- Составление алгоритма дальнейших действий.
Логопед: Игры придуманы? Мы уже помогли детям? Как будем действовать дальше?
Обсуждение и выведение алгоритма действий:
1.Берём игру и идём к гостям.
2.Рассказываем об игре: название и правила игры.
3.Отвечаем на вопросы и возвращаемся на место.
Во время обсуждения нацеливать детей на выполнение порядка действий в точной придуманной последовательности, можно задавать уточняющие вопросы: «Взяли игру, отдали и ничего не сказали? Объяснили правила игры и остались с гостями?»
- Самостоятельная деятельность детей.
Логопед: Кто сможет объяснить правила игры «Кубик»?
Логопед вручает ответившему ребёнку игру.
Логопед: Настя, выбери себе трёх друзей, и вместе отправляйтесь объяснять гостям игру. Уважаемые гости, поднимите руку, кому нужна для детей игра с кубиком?
Группа детей подходит к гостям и объясняет им правила игры.
Логопед: Кто сможет объяснить правила игры «Лото»?
Логопед вручает ответившему ребёнку игру.
Логопед: Ангелина, выбери себе трёх друзей, и вместе отправляйтесь объяснять гостям игру «Лото». Уважаемые гости, кому нужна данная игра?
Группа детей подходит к гостям и объясняет им правила игры.
Логопед: Кто сможет объяснить правила игры «Составь предложение»?
Логопед вручает ответившему ребёнку игру.
Логопед: Рома, выбери себе трёх друзей, и вместе отправляйтесь объяснять гостям игру «Составь предложение». Уважаемые гости, кому нужна эта игра?
Группа детей подходит к гостям и объясняет им правила игры.
Логопед не вмешивается в процесс общения детей и взрослых, ждёт, когда дети объяснят правила и вернутся на свои места. Во время диалога гости задают уточняющие вопросы детям. Дети стараются на них отвечать.
6. Анализ результатов деятельности.
Дети сели на свои места.
Логопед: Уважаемые гости, вы поняли правила игры? Вам помогут наши игры? Как?
7.Подведение итогов. Рефлексия.
Логопед: Мы смогли помочь детям? Как мы помогли детям? Почему нам удалось придумать три игры? Какие знания нам помогли это сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....
Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.
Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Помощь детям Играй - города"
В занятии использованы разнообразные виды деятельности, способствующие познавательной активности детей. Действие происходит в сказочном Играй-городе....
Сценарий организации культурной практики "История о том, как мы помогли воспитателю" (игры с гласными звуками).
Данный сценарий культурной практики предназначен для детей с тяжёлыми нарушениями старшей группы компенсирующей направленности. "История о том, как мы помогли воспитателю" развивает коммуник...
Сценарий организации культурной практики «трудовая деятельность»
Сценарий организации культурной практики «трудовая деятельность»Цель: включить детей в самостоятельную трудовую деятельность, используя игровую мотивациюОборудование: шарик, на...
Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников
В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...
Методические рекомендации «Организация культурных практик в дошкольном образовательной организации»
Методические рекомендации...