Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.
консультация

Захарова Инна Николаевна

Консультация для педагогов о формах организации детского досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_detey.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Организация   взаимодействия детского сада  и семьи   в организации культурного досуга.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения является организация досуга детей.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

В работе с родителями педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи:
- Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей;
- Обогащать совместный эмоциональный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними;
- Развивать интерес к совместному времяпровождению. Сплотить родителей и детей.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, « Новый  год», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», « Веселые старты», «Зимние забавы»   с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта   и др.

Также проводятся игры «Что,Где,Когда», «Поле чудес», конкурсы « Я садовником родился», « Поделки из природного материала», «Зимушка хрустальная», «О папе с любовью» и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания « Мой любимый папа  », « Елочка- красавица».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например  «Творческие мастерские», выставки  совместных работ из природного и бросового материала, совместное посещение музея, городских праздников  и др.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально-привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается противоречивым и многогранным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Для того, чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм.

К активным относятся коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные формы взаимодействия воспитателя с семьей дошкольников, цель которых – увеличить степень общения ребенка с семьей, находясь на территории детского сада.

  К коллективным формам относят мероприятия, проводимые для всей группы (музыкальные, игровые, спортивные, экологические мероприятия, в которые педагог планирует совместную деятельность детей и родителей на территории детского сада), экскурсии по  детскому саду, благотворительные акции, когда в сад приносят ставшие забытыми дома игры и книги.

К индивидуальным формам относятся индивидуальные задания для родителей при подготовке к общегрупповому досуговому мероприятию.

К наглядно - информационным – предоставление родителям фото-, видеосъемки досуговых мероприятий без присутствия родителей, привлечение родителей к оформлению фотовыставок различной тематики,  оформление результата досугового мероприятия в виде выставок детских работ, стендов, ширм, папок – передвижек, буклетов.

«Интерактивный» - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные  методы воспитания обозначают воспитание через участие и  взаимодействие. Методология участия и  взаимодействия  полностью вовлекает в процесс воспитания. Интерактивные формы предполагают, что взаимодействие педагога с семьей идет в форме открытого диалога, а не монолога. При использовании интерактивных форм, родители выступают наравне с педагогом. Интерактивные  методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Применение этих методов повышает готовность родителей к  взаимодействию  с воспитателем. Воспитатель, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию: с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение  интерактивных  методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. 

Цель и задачами общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в дошкольном учреждении. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

 Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В презентации представлены различные формы работы с семьёй по данной теме....

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьей

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, и это отражено в содержании ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждения...

«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»

Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...

«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»

Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос ра...