Самообразование учителя-логопеда
материал по логопедии
Нейротренажеры в коррекционной работе логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.08 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 38.06 КБ |
samoobrazovanie.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
План работы
по самообразованию
учителя-логопеда Л.В. Лубяко
на 2020-2021 учебный год
Тема: «Нейротренажеры в коррекционной работе логопеда»
Актуальность темы
Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.
Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.
Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.
Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.
В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка.
Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических тренажеров в работе с детьми с ОНР
Задачи:
- Изучить опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей дошкольников с дизартрией.
- Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ;
- Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.
Направления самообразования:
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
- Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
- Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучать опыт коллег.
- Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
- Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
- Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)
- Разработаны и реализованы занятий с детьми с использованием нейротренажеров.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы;
- медиа - информация на различных носителях;
- семинары – практикумы, конференции, вебинары;
- выставки;
- курсы повышения квалификации.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.
ПЛАН
работы над темой
Сроки | Цель | Содержание работы | Ожидаемый результат |
1.Этап «Организационно-диагностический» | |||
Сентябрь –октябрь 2020 | Определение цели и задач работы |
|
|
2.Этап Основной (Практический) | |||
Ноябрь-2020 Апрель 2021 | Теоретическое изучение проблемы и практическое применение |
|
|
3.Заключительный (обобщающий этап) | |||
Май 2021 | Подведение итогов работы | -оформление результатов работы по теме самообразования; |
|
Используемая литература:
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
- Семенович А. нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
- Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
- Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
Интернет - ресурсы
Предварительный просмотр:
Отчет
по самообразованию учителя-логопеда Л.В.Лубяко
Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр-тренажеров в работе с детьми с ОНР
Задачи:
- Изучить опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей дошкольников с дизартрией.
- Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ;
- Освоить игровые коррекционные техники.
Направления самообразования:
- Познакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
- Прослушать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
- Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучить опыт коллег.
- Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
- Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
- Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)
- Разработаны и реализованы занятия с детьми с использованием нейротренажеров.
Основанием для темы моего самообразования послужила тема курса по повышению квалификации «Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» в феврале 2020 г. («Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы»)
В июне 2020 г., став участницей вебинара Н.В.Нищевой «Нейропсихологические приемы в работе логопеда», убедилась, что тема интересна и актуальна для работы с детьми с ОВЗ.
Реализация программы по самообразованию была рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.
Актуальность выбранной темы.
Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность мне, как логопеду, более качественно вести свою работу.
Нейромоторика - это особо организованный вид двигательной активности, основанный на нейропсихологии (связь функционирования головного мозга и психических функций) и направленный на развитие функционирования мозговых структур через движение (моторику).
Взаимосвязь мозжечка, проводящих путей и моторики в развитии когнитивных (познавательных) функций очень важна.
И именно моторное развитие является одним из способов интеллектуальной коррекции, а нейромоторика (связь мозговой и двигательной активности) направлена именно на развитие умения управлять движениями (моторное планирование), развитие быстроты реакции, концентрации внимания, координированности и согласованности движений, их полному обьему, темпу и непрерывности.
Кому полезна нейромоторика?
- дошкольникам при подготовке к школьному обучению;
- детям раннего возраста для общего развития мелкой моторики и когнитивных способностей;
- детям с нарушениями развития (ЗПР, ЗПРР, УО, ДЦП) для коррекции и компенсации имеющихся дефектов развития;
- детям с речевыми нарушениями для развития речевых навыков;
- детям с нарушениями моторного планирования и сенсорной интеграции.
Выполнение данных упражнений благоприятно влияет на развитие когнитивных (познавательных) способностей, межполушарное взаимодействие (взаимосвязь и согласованность работы правого и левого полушария), нейронные процессы (скорость работы мозга) и развитие речи.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием когнитивных способностей и речи, именно поэтому очень важно уделять внимание этому аспекту развития ребенка.
Нейромоторика повышает уровень сформированности мелкой моторки:
- координацию
- точность
- согласованность движений пальцев и рук
Систематическое выполнение упражнений данного комплекса повышает общую работоспособность мозга.
Этапы работы:
-Анализ научной литературы по проблеме развития детей с нарушением сенсорной интеграции, с отклонениями в формировании речевой деятельности –сентябрь-октябрь 2020
- Анализ технологий и приемов работы с детьми ТНР, основанных на сенсорной интеграции– ноябрь 2020-декабрь 2021
- Разработка картотеки нейротренажеров для активизации речевой деятельности, формированию предпосылок звукослоговой структуры слова, лексической и грамматической стороны речи и введение их в практическую работу– январь – май 2021
В соответствии с планом по самообразованию в рамках выполнения 1 этапа прослушала вебинар В.Д.Мазиной «Приёмы нейро - психологической диагностики в практике учителя-логопеда» в ноябре 2020.
В январе 2021 г. стала слушателем вебинара Е.А.Порошиной клинического психолога, кандидата психологических наук «Возможности нейропсихологической коррекции в раннем и дошкольном возрасте».
Были более подробно изучены труды:
Э.Джин Айрес (пер. с англ. Юлии Даре) «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», М., 2009., в которой разработанная автором теория помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что неуспеваемость и поведенческие трудности в большинстве случаев, реальные проблемы, требующие планомерных занятий.
Улла Кислинг (пер. с нем. К.А. Шарр), М., Теревинф, 2014., «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие », в которой немецкий эрготерапевт рассказывает о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях.
Лынская М.И. « Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. (Конспекты занятий ) – М.: ЛОГОМАГ, 2015- основные особенности ее метода: первоочередное внимание уделяется формированию комплекса предпосылок к речи; опора на базовые виды восприятия: тактильное, обонятельное и вкусовое, проприорецепцию и ощущений от вестибулярной стимуляции; системное формирование всей языковой системы в комплексе с развитием навыков самообслуживания, социального поведения и пр.; развитие речи в ее коммуникативном аспекте, что позволяет наиболее эффективно актуализировать полученные навыки и избежать «кабинетного эффекта речи».
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Сакулина, Н.П. «Формирование сенсорных способностей дошкольников» - «Дошкольное воспитание», 1978., № 1, с. 27-30.
Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет» , М., 1988.
Битова, А.Л., Борисовская, О.Б. «Педагогика, которая лечит», М., 2013.
Приобретены пособия Елизаветы Шестаковой (коррекционного педагога) по нейромоторике и Назаревской Тамары (клинический психолог, логопед – олигофренопедагог, психорефлексолог) по нейропсихологии.
Тесно взаимодействую с коллегами Ксензик А.А. и Самойловой Н.Н. в плане обучения упражнениям по сенсорной интеграции.
Итак, I этап плана – организационно-диагностический реализован в полном объеме.
В данный момент осуществляется П этап – основной – применение в практической работе с детьми знаний, умений, навыков.
С января 2021 в индивидуальные занятия с детьми систематически вводятся нейротренажеры.
Ш этап – подведение итогов проведенной коррекционной работы и оформление результатов.
Используемые игры –тренажеры:
- Фонетическая ритмика. Дыхательный тренажер. Стимулируем речевую активность.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Выполнение на модуле «Ортодон»
- Стимулирует формирование и закрепление навыков произношения.
- Эти занятия . включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа.
- Фонетическую ритмику я использую и для занятий с детьми с ЗПР
- нейротренажер для автоматизации звука Р, Л, С, Ш
Цель: автоматизация звука Р через воспроизведение кистевых и пальцевых поз с проговариванием.
- Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.д.
- Упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
- Дети старшей группы с удовольствием повторяют позы рук и называют слова ( или показывать их на картинке).
- В подготовительной к школе группе ребята смогут читать и одновременно выполнять действие.
- В тренажере предлагаются дополнительные задания: какая лишняя картинка, где находится звук в слове, назови слова с заданным звуком и многое другое.
- Нейротренажер тренажер на автоматизацию и дифференциацию звуков З и Ж
Цель: автоматизация и дифференциация звука [З] и [Ж] совместно с двигательными упражнениями для рук и ног.
Пример:
Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и параллельно произносятся слоги "ЗА" - "ЖА" - "ЗУ" - "ЖУ"
Тренажёр включает в себя карточки звуков и карточки для составления рядов из поз.
- Отдельно упражнения -на З
- Отдельно упражнения на Ж
- Нейротренажер: рисуем двумя руками (лексические темы)
Тетрадь -тренажёр межполушарных взаимодействий
Задачи:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- устранение дислексии.
- знакомство и закрепление лексических тем
- "Звуковые дорожки" могут применяться для автоматизации отдельных звуков речи и для запуска речи у малышей, отлично подойдут для детей с заиканием!
Цель:
- привлечь внимание детей
- вызывать у них интерес и желание многократно произносить необходимые звуки
Параллельно с основной задачей (закрепление произношения звука, вызывание речи), данное пособие позволяет решить и другие задачи.
- Логобродилки с нейроподходом
Цель игры.
Автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики. ( С, Ш, З, Ж, Р, Л, Щ).
Задачи:
Корригировать произношение, фонематический слух, восприятие.
Нарисовать на спине ребенка символ или фигуру, предложите угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку.
Рисовать следует медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины.
Для детей от 6 лет
«Узнай букву” (дермолексия).
Цель: развитие осязательного восприятия, запоминание букв.
Варианты проведения игры: буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки.
При этом взрослый стоит за спиной ребенка и у ребенка глаза закрыты. Ребенок должен назвать букву.
вариант. Взрослый рисует символ на спине, а ребенок пытается воспроизвести на бумаге.
- Упражнение «Телефонная линия»
- Упражнение развивает осязательную чувствительность, помогает групповому взаимодействию, способствует запоминанию и воспроизведению определенного ритмического рисунка, воспринимаемого тактильно.
- Дети сидят в ряд, друг за другом. Ведущий прохлопывает ритмический рисунок на спине у сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения.
- Последний ребенок в цепи, которому передано сообщение должен его озвучить (прохлопать)
- Попробуй повтори!
Инструкция:
Взять карточку, выполнить позу и ее удержать в течение 15-30 сек, одновременно произносим звукоподражание.
Выложить серию карточек 2-3 шт., выполнить быстро каждое движение и одновременно произнести звук.
- Авторские игры-нейротренажеры:
«Грузовики»
Цель:
- Упражнять в классификации предметов по темам: игрушки, овощи, фрукты и т.д.
- Учить определять 1 звук в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий);
«Соберем цветы»
Цель:
- Развивать умение выделять первый и последний звук в слове;
- Упражнять в определении согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости и глухости.
Как правило, нейротренажеры, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, такие игры обеспечивают эмоционально насыщенный фон логопедического занятия, направлены на преодоление негативизма
Безусловно, элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
На перспективу
- Тренировка слухоречевой памяти с нейроподходом
Пособие по развитию речи детей с дизартрией, заиканием, и другими речевыми нарушениями
Звукотерапия - это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.
В пособии представлены:
- Приемы тонирования;
- Звуковые дорожки;
- Упражнения на правильное произнесение согласных звуков;
- Комплексы упражнений на развитие речевого дыхания;
- Развитие силы голоса.
- Клиновидные таблицы
На разный возраст, с учетом индивидуальных возможностей ребёнка
Варианты заданий:
- Необходимо, глядя на центральную цифру, назвать правую и левую картинку сверху-вниз и снизу-вверх
- Назвать только левые картинки, затем только правые.
- Глядя на центральную цифру, называть справа и слева где в слове находится данный звук (в начале, середине, в конце)-для старших дошкольников
- Глядя на центральную цифру, с каждым словом составить предложение.
Цель этого задания, глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть картинки, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения и упражнение поможет автоматизировать (дифференцировать) различные звуки
- Тактильные чистоговорки (Назаревская Т.Н.)
Теперь не только на слух ребёнок сможет воспроизводить чистоговорки, но и иметь зрительную опору (на кружочки можно клеить пластилин - для тактильных ощущений).
Пособие-тактильные карточки поможет не только автоматизировать звуки, но и развить связную речь. Научит строить фразы, предложения!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: - Изуч и ть опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей дошкольников с дизартрией. - Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ; - Освоить игровые коррекционные техники. Направления самообразования : - Познакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии. - Прослушать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом. - Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы. - Изучить опыт коллег. - Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ. Ожидаемые результаты работы по теме самообразования : - Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования. - Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры) - Разработаны и реализованы занятия с детьми с использованием нейротренажеров .
нейротренажеры : «лабиринт», «дорога», «волшебное окошко», «автоматизация звука»
нейротренажеры : «что перепутал художник», «автоматизация звука в слове на коврике « ортодон », «Грузим товары»
кинезиологические упражнения со всей группой : упражнения на сенсомоторику – «ловкий карандаш», «волшебный ком», «Телефонная линия». «Попробуй повтори»
Источники Бант http ://www.polyvore.com/cgi/img-thing?. out=jpg&size=l&tid=198598872 Птицы https :// img1.goodfon.ru/original/2560x1440/4/c9/detskiy-pticy-cvety.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
План по самообразованию учителя-логопеда Чигариной Т.Д. на 2013 -2014 уч.г. По теме "Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста".
Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста....
План самообразования учителя-логопеда
План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К. на 2013-2014 учебный год.Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя...
план по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...