Конспект логопедического занятия на тему: "Город, в котором мы живем"
план-конспект занятия по логопедии
План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического подгруппового занятия в подготовительной к школе группе на тему:
«Город, в котором мы живем»
Цель: Формирование новых и закрепление имеющихся представлений о своём городе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие мышления и связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
- Развитие навыков словообразования;
- Развитие навыков образования родительного падежа существительного, развитие навыков образования множественного числа, развитие навыков образования сравнительных прилагательных, развитие навыков согласования слов в предложении.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитофон или другая техника для прослушивания аудиозаписи; фишки/камешки; мяч; изображения достопримечательностей города; мнемотаблица «Мы по городу шагаем»; изображение трехэтажного дома; изображение детей с именами; магниты зеленого, красного и синего цвета для игры «Рассели по этажам»; разрезанные предложения.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие (создание благожелательной атмосферы и знакомство с темой занятия)
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а чтобы узнать куда именно, вам надо внимательно послушать звуки вокруг вас (дети закрывают глаза и слушают запись «Шум города»).
Логопед: Ребята, расскажите, что вы сейчас услышали? (дети перечисляют звуки города, которые узнали). Кто догадался, куда же мы с вами отправимся в путешествие? Правильно, мы с вами отправимся в наш город! Ребята, давайте вспомним, как же называется город, в котором мы живем? А как называется наша страна?
Какие достопримечательности нашего города вы знаете? (рассказать детям о различных достопримечательностях, символе и гербе города).
Логопед: Путешествуя по городу, мы будем с вами выполнять задания и получать фишки. Посмотрим, кто же больше всех знает про наш любимый город.
А первое задание называется «Отгадай-ка»
2. Отгадывание загадок – игра «Отгадай-ка».
Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением отгадки, затем читает загадки:
Малыши приходят утром
И проводят вместе день
С воспитательницей доброй
Им играть и петь не лень.
(Детский сад)
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглеры
Разноцветные лучи.
Громкий смех веселый.
(Цирк)
Аллеи зовут прогуляться
Скамейки манят посидеть.
Здесь можно играть, развлекаться,
И просто на небо смотреть.
(Парк)
В павильоне и с лотков
Народ всегда купить готов.
Поторговавшись по цене
Продукты, вещи по цене.
(Рынок)
Здесь дети учатся читать,
Писать и цифры складывать,
Законы мира изучать,
Теории доказывать.
(Школа)
Зеленое поле, трибуны горой,
Сиденья рядами, простор голубой.
Спортсменов игра, ее счет на табло,
Болельщиков крик - значит, опять повезло!
(Стадион)
Эти водные дорожки
Очень любят малыши,
Помочить в них можно ножки,
И поплавать от души.
(Бассейн)
Дети отгадывают загадки и вешают свои картинки-отгадки на доску.
3. Игра с мячом «Один – много» (развитие навыков образования множественного числа).
Логопед: Наш город большой. В нем всего много. Давайте, скажем, чего именно много в Ярославле:
улица – (много чего?) улиц, проспект - (много чего?) проспектов, дом - (много чего?) домов, вокзал - (много чего?) вокзалов, театр – (…) театров, завод - (…) заводов, аптека - (…) аптек, школа - (…) школ, библиотека - (…) библиотек, площадь - (…) площадей.
4. Игра «Есть-нет» (развитие навыков образования родительного падежа существительного).
Логопед: А теперь я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Я говорю, что у меня есть, а вы говорите, что у вас этого нет.
Есть – нет: есть город – нет города, есть вокзал — нет вокзала, есть магазин — …, есть улица – …, есть аптека — …, есть дом — …, есть парк — …, есть житель — …
5. Рассказ стихотворения с использованием мнемотехники.
Логопед рассказывает детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу, далее дети пробуют повторить текст самостоятельно. Затем логопед совместно с детьми проговаривает стихотворение, сопровождая его движениями (физкультминутка).
6. Физкультминутка.
Мы по городу шагаем, (шагать на месте)
Много видим, называем. (изображать, как будто смотрим в бинокль)
Светофоры и машины, (показать рукой в одну сторону, затем в другую)
Зоопарк и магазины, (наклоны в бок)
Скверы, улицы, мосты, (прыжки на месте)
И деревья, и кусты. (встали – потянулись, затем сели на корточки)
7. Игра «Скажи наоборот».
Логопед подбирает определение к слову «улица» и бросает мяч ребёнку, ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу:
длинная улица – короткая улица;
узкая улица – широкая улица;
чистая улица – грязная улица;
старинная улица – современная улица;
ближняя улица – дальняя улица;
светлая улица – тёмная улица;
городская улица – сельская улица;
зимняя улица – летняя улица и т.д.
8. Игра «Рассели по этажам».
Логопед: Давайте поможем ребятам расселиться по этажам. Назовите имя мальчика или девочки, определите, сколько слогов в имени и поселите на нужный этаж.
Дети прохлопывают имена и определяют нужный этаж: Марк, Пётр – первый этаж, Аня, Мила – второй этаж, Никита, Наташа – третий этаж.
Логопед: Затем «зажгите» огонек в окне нужным цветом, а выбрать цвет огонька поможет первый звук в имени ребенка: Наташа, Марк (тв. согл. зв. – синий огонек); Пётр, Мила, Никита (мягкие согл. зв. – зелёный огонек); Аня (гласн. зв. – красный огонек).
Логопед: Молодцы ребята! Давайте теперь вспомним, из каких материалов строят дома в нашем городе:
Если дом сделан из кирпича, то он... — кирпичный.
Из дерева — ...;
Из камня — ...;
Из панелей — ...
9. Игра «Скажи со словом ГОРОДСКОЙ»
Музей (какой?) – городской музей;
Транспорт (какой?) – городской транспорт;
Площадь (какая?) – городская площадь;
Жители (какие?) - …
Улица (какая?) - …
Школа (какая?) - …
Здания (какие?) - …
10. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь …».
Логопед: Ребята, хлопните, когда услышите слова, связанные со словом «город»:
Слова: Дом, торт, город, лестница, цветок, городок, лупа, комната, горожанин, колодец, загородить, спорт, дерево, городище, небо, стакан, городской, кровать, сковородка, городовой, забор, дорога, нижегородец.
11. Игра «Распутай предложение» (развитие связной речи, навыков согласования слов в предложении)
Дети подходят к доске, на которой перепутаны слова.
Ребята, помогите собрать рассыпавшиеся слова в предложения.
Находится, дом, площадь, перед.
Дом, возле, кинотеатр, есть.
Детский сад, угол, стоит, за.
Около, парикмахерская, дом, построили.
Рядом, рынок, с , дом.
12. Рефлексия.
Логопед: Ребята, вы большие молодцы и узнали сегодня много нового! Что вам больше всего запомнилось? Какие игры и упражнения понравились больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект итогового занятия по теме "Город на островах" для старшей группы
План-конспект итогового занятия для старшей группы по теме "Город на островах". Дети с удовольствием отгадывают загадки, разгадывают ребусы, "оживляют" карту, "путешествуют " по островам со ск...
Конспект открытого занятия по краеведению: «Республика, в которой мы живем».
Программное содержание: Формировать у детей представления о планете Земля. Познакомить с глобусом, с картой Мордовии, учить «читать» ее; формировать умение быстро находить правильный ответ на вопрос в...
Конспект познавательного занятия на тему: "Дом, в котором я живу" (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Дом, в котором я живу"....
конспект логопедического занятия по теме "Город Октябрьский"
конспект логопедического занятия по лексической теме мой родной город...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»
Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»...
Конспект открытого занятия Окружающий мир "Край в котором я живу". 2018г.
Обобщить знания детей о растительном и животном мире Алтайского края. Познакомить, с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Алтайского края. Формировать осознанное действенное...
Конспект совместного занятия по теме: «Дом, в котором я живу».
Программное содержание:Закреплять представление детей о частях дома; расширять представление о строительных профессиях. Развивать мышление, связную речь, умения сравнивать, анализир...