конспект логопедического занятия по теме "Город Октябрьский"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект логопедического занятия по лексической теме мой родной город

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_2016.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

учителя – логопеда

на развитие лексико-грамматического строя

 тема «Город»

Подготовила и провела

учитель-логопед высшей категории

Шагиева Эльвира Наиловна

г. Октябрьский, РБ

Цель организованной образовательной деятельности:

 активизировать словарь  по лексической теме «Город Октябрьский»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать  умение связно высказывать свое мнение 
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к родному городу;
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
  • Развивать логическое мышление.  
  • Развивать   мелкую моторику.

 Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную деятельность.

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику

 Коррекционные задачи:

  • развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, называть существительные во множественном числе, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.

 Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать  мысли о родном городе

Образовательная область: речевое развитие.

Виды  деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,  

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей: групповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка,  показ слайдов,  самоанализ воспитанников.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

  Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о городе Октябрьский
  • Экскурсии по городу Октябрьский.
     Разучивание: тематической физкультминутки «Город»,  пальчиковой гимнастики «Дом»

Оборудование: мультимедийное устройство для показа слайдов, презентация фотографий города Октябрьский, картинки для составления рассказа.

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Оргаизационный момент «Здравствуй»

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

  1. Объявление темы

Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.

- Как называется республика, в которой мы живем?

Сегодня я принесла карту республики Башкортостан. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей) Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей)

– Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей) Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

  1. Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».

Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.

Большой город, а маленький ….(городок)

Маленький городок, а огромный ….(городище)

Произнеси слово город ласково ….(городок)

Жительница города …(горожанка)

Житель города …(горожанин)

Все мы жители города, мы …. (горожане)

Парк в городе, какой? ….. (городской)

Дача за городом  …. (загородная)

Название старинной игры … (городки)

        Получившийся круг дети опускают на пол.

-        Что у нас получилось?

- Круг.

-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА

Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные  слова  образованы от слова «городьба». Это слова родственники. Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий. Поясните, почему слово грибной лишнее.

– Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)

– Как называется город, в котором мы с вами живем? (Ответы детей)

 Как называют жителей нашего города? (Октябрьцы)

  1. Игра «Четвертый лишний»

Какого здания нет в городе Октябрьский? 

Дом молодежи, музей, аквапарк, вокзал.

     Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? 

Автобус, троллейбус, такси, автомобиль

На какой улице находится наш детский сад? 

Ленина, Комсомольская, О. Кошевого, Садовое кольцо

  1. Игра «Узнай и назови"

Показ слайдов "Мой город" (достопримечательности города).

  1. Игра «Экскурсия на самолете»

Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру.

Дидактическая игра: "Один - много" (с мячом)

Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...

  1. Физминутка « Наш город». Координация речи с движением.

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

  1. Игра “Скажи наоборот”.

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая, а моя улица старая.

Моя улица узкая, а моя улица широкая.

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя

Моя улица длинная, а моя улица короткая.

Моя улица светлая, а моя улица темная.

Моя улица грязная, а моя улица чистая.

Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».

Моя улица тихая, а моя улица шумная.

Моя улица большая, а моя улица маленькая.

  1. Составление описательных рассказов о городе

– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.

Первая картинка будет обозначать название нашего города.

По второй красивой картине, вам нужно будет описать, как красив наш город.         Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.

По четвертой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.

Назовите, пожалуйста, основные достопримечательности нашего города.

По пятой картине расскажите, где трудятся жители нашего города.

  1.  Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...