презентация "Твердые и мягкие звуки"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Мышова Людмила Валерьевна

расширять знания детей о твердых и мягких звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kategoriya.docx6.18 КБ
Файл prezentatsiya_myshova.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


дифференциации звуков по мягкости и твердости»

Цель занятия: закрепить представления детей о твердых и мягких звуках.

Задачи занятия:

коррекционно-образовательные:

- закрепить представления о твердости и мягкости согласных звуков;

- упражнять в определении места звука в слове;

- упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости;

коррекционно-развивающие:

- развитие произвольного внимания;

- развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие операций анализа и синтеза мышления;

- развитие правильного дыхания;

- развитие фонетико-фонематического восприятия;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение работать в команде.

Тип занятия, форма проведения: подгрупповое занятие, направленное на коррекцию нарушений речи.

Методы, используемые в процессе занятия: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: две куклы синего и зеленого цвета –  кукла синего цвета  шьется из жесткого материала и набивается крупой, зеленая кукла шьется из мягкого материала и набивается ватой, машинка, картинный материал на определение места твердого и мягкого звука в слове, лабиринты для развития межполушарных связей.

Предполагаемый результат: дети умеют различать твердые и мягкие звуки.

Занятие включает вводно – организационную часть, мотивационно – побудительный этап, содержательный и заключительный этапы. В содержательный этап входит динамическая пауза, практическая работа. Также занятие включает логопедическую, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Роль учителя-логопеда заключается в подготовке детей к обучению грамоте и знакомстве со звуковым анализом слова.

Применение данного коррекционно – развивающего занятия возможно, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Ход занятия

  • Организационный момент. Дети заходят в группу и здороваются.

Логопед: Прежде чем начать заниматься, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

«подуем»

И.п.: Дети стоят, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.

Выдох –поворачивает голову направо и ,сделав губы трубочкой, дует на плечо.

Голова прямо – вдох носом. Голову влево –выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой

Подуем на живот,

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь – на облака

И остановимся пока».

2.Логопед: Ребята расскажу вам историю.

Жили-были два друга (логопед показывает зеленого и синего персонажа). Оба друга любили петь, садились на пенек и пели. Один пел: «Та-та-та», а другой – «Тя-тя-тя». Потрогайте друзей! Синий пел грубым, твердым голосом, а зеленый – ласковым, мягким голоском. В песенке синего звук «Т» звучал твердо, а в песенке зеленого – звучал мягко.

Есть мягкие звуки и твердые звуки,

Их можно легко смешать.

Но чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше,

Звучанье у них нежней.

А твердые – словно грубее и ниже,

Как будто твердые злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.

Они как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

Твердый звук обрывается резко,

Послушайте: стол, укол.

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол.

Произнесите звуки «К, Л, С, Б, Д» голосом синего друга. Произнесите эти же звуки голосом зеленого друга.

Дети произносят звуки.

  • Логопед: Но случилась беда, и злой волшебник заколдовал друзей, и они не могут теперь петь свои песенки. Давайте же поможем им! Выполним ряд заданий.

Логопед показывает Зеленого и Синего персонажа. Дети вспоминают, какие звуки называет  Тим (зеленый), а какие  Том (синий)  персонаж.

Затем логопед показывает машинку и говорит: «Иногда звук переезжает от одного друга к другому, но тогда он звучит иначе. Например: у Тома друга был звук «Б». Потом он переехал к Тиму  и стал звуком «Бь»

Любит звук переезжать.

Как теперь его сказать?»

Логопед называет разные звуки, а дети перевозят их к другому другу и говорят, как будут звучать эти звуки.

  • Логопед: Молодцы ребята, вы справились с заданием, но злой волшебник приготовил нам еще одно задание. Нам нужно помочь друзьям найти где чей звук спрятался. В начале, середине , конце.

Логопед раздает ламинированные карточки и маркеры. Дети приступают к работе.

Логопед: Ребята, вы такие молодцы! Помогли друзьям избавиться от злых чар волшебника. Давайте теперь отдохнем. Сделаем артикуляционную и пальчиковую гимнастику. ( Дети крутят лабиринты для развития межполушарных связей и делают артикуляционную гимнастику.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность занятия : В раннем возрасте фонематический слух выступает как сенсорная основа развития смысловой и звуковой стороны языка, обще-речевого развития детей в целом. Значение хорошо развитого фонематического слуха для полноценного речевого и умственного развития ребенка неоднократно подчеркивались исследователями в области дошкольной педагогики и психологии . Разработка занятий и пособий, направленных на формирование фонематического восприятия, без которого невозможно обучение грамоте, является актуальной практической задачей, обеспечивающей повышение эффективности логопедической коррекционно-развивающей работы в детском саду.

Слайд 2

Занятие базируется на современной дидактической концепции (П. Гальперин, Л. Замков, В. Давыдов, К. Рождерс ). Выбор концепции обоснован тем, что в рамках данного направления происходит не только обучение, но и развитие гармоничной личности ребенка. Преимущество концепции заключается в основной форме реализации занятий – педагогическое сотрудничество. Личностно-ориентированное обучение позволяет удовлетворять познавательные и духовные потребности детей дошкольного возраста на занятиях, формировать те качества личности, которые необходимы для всестороннего и гармоничного развития личности .

Слайд 3

Описание занятия Цель занятия: закрепить представления детей о твердых и мягких звуках. Задачи занятия: коррекционно-образовательные: - закрепить представления о твердости и мягкости согласных звуков - упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости; коррекционно-развивающие: - развитие произвольного внимания; - развитие мелкой и артикуляционной моторики ; - развитие правильного дыхания; - развитие фонетико-фонематического восприятия; коррекционно-воспитательные: - воспитывать у детей умение работать в команде. Тип занятия, форма проведения: подгрупповое занятие, направленное на коррекцию нарушений речи. Методы, используемые в процессе занятия: словесные, наглядные, практические.

Слайд 4

Предполагаемый результат: дети умеют различать твердые и мягкие звуки . Занятие включает вводно – организационную часть, мотивационно – побудительный этап, содержательный и заключительный этапы. В содержательный этап входит динамическая пауза, практическая работа. Также занятие включает логопедическую, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Роль учителя-логопеда заключается в подготовке детей к обучению грамоте и знакомстве со звуковым анализом слова . Применение данного коррекционно – развивающего занятия возможно, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Слайд 5

Вводно-организационный этап

Слайд 6

Мотивационно-побудительный этап

Слайд 7

Содержательный этап

Слайд 8

Динамическая пауза

Слайд 9

Заключительный этап

Слайд 10

Анализ занятия и выводы Использование современной дидактической концепции в рамках данного занятия позволило подойти к пониманию процесса обучения и построения занятий с позиции системного подхода. Сочетание в процессе обучения принципов классических и новых теорий обучения (развивающее и воспитывающее обучение, творческая активность, принцип наглядности и доступности) позволяет максимально развивать способности дошкольника. Эффективность проведения занятия в рамках выбранной концепции не вызывает сомнения. Цель занятия достигнута: дети продемонстрировали способность различать твердые и мягкие звуки. Организация коррекционно- развиваюшего процесса с учетом ведущей деятельности, зон актуального и ближайшего развития, смены видов деятельности способствует формированию познавательного интереса у детей. Использование современной психолого-педагогической концепции на логопедических занятиях эффективно в условиях реализации ФГОС ДО и АООП ДО .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Презентация к занятию по теме: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Компьютерная презентация разработана к учебному занятию  в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. ...

Урок по дифференциации твердого и мягкого звука «Р» в словах, с подгруппой детей 1 класса.

Мною представлено коррекционно-логопедическое занятие по дифференциации твердого и мягкого звуков «Р» в словах, в связной речи с подгруппой детей 1 класса. Занятие проходит в игровой форме -соревнован...

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР "Дифференциация твердых и мягких звуков С-З"

НОД способствует закреплению у детей понятия о твердых и мягких звуках , учит их дифференцировать. Развивает слоговой анализ. Формирует навык согласовывать существительные с прилагательными; обр...

Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...