Детская журналистика как средство развития речи детей с ОНР
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада встрече с вами и сегодня хочу познакомить вас со своей темой самообразования. Буду рада, если, кто-нибудь заинтересуется.
Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста, в особенности детей с ОНР.
При проведении логопедических обследований отмечено, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, проблемы в овладении навыками связной диалогической речи, овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.
В общении такие дети недостаточно инициативны, не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формирование и развитие у детей умений навыков речевого общения, для их социализации в обществе.
В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика.
Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.
Детская журналистика позволяет:
- развивать личностные качества детей;
- учить преодолевать скованность;
- быть активным и самостоятельным собеседником;
- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;
- вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
- устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.
Поставленные задачи решаем в кружковой работе.
Кружок «Мы журналисты» расчитан на детей 6 лет. на кружке с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюрирования, тренинговых упражнений, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование ситуаций, наблюдение, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий), встречи с интересными людьми разных профессий. Все это позволяет развивать не только диалогическую речь детей и уровень звуковой культуры речи,
но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Так началась наша игра в журналистов.
Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, поиграть в дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и потренироваться, беря интервью друг у друга “Спроси меня, а я тебя», у родителей.
Для облегчения ведения диалога пользуемся схемой-подсказкой, которая состоит из картинок-символов. По этим картинкам ребятам легче подбирали возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде этих картинок-символов.
Конечно же ни какая работа не проходит без родительской поддержки. С их помочью подобрали необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны. Мы вместе с детьми заинтересовали и родителей, которые с удовольствием принимают участие в выполнении заданий, охотно становятся респондентами у наших «юных корреспондентов», делают фотографии и фотосьемки, рассказывают своим детям о своей профессии, о работе. И уже на занятии представляли свои репортажи, в виде видео записи или рассказа по фотографиям.
И в заключении можно подвести вывод:
Метод детской журналистики усиливает речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников, дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.
Дети приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята учатся вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, выступать перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/09/picture-1155282-1565343670.jpg)
Консультация для воспитателей "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1106769-1548250929.jpg)
Детская журналистика как средство развития диалогической речи
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/28/picture-1230368-1624873526.jpg)
Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»
Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1308489-1611578768.jpg)
Консультация для воспитателей «Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-1439913-1674741282.jpg)
Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-1504422-1704793702.png)
Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»
laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...