Детская журналистика как средство развития речи детей с ОНР
консультация по логопедии

Улюмджиева Делгр Эрдниевна

материал по теме самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада встрече с вами и сегодня хочу познакомить вас со своей темой самообразования. Буду рада, если, кто-нибудь заинтересуется.

Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста, в особенности детей с ОНР.

При проведении логопедических обследований отмечено, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, проблемы в овладении навыками связной диалогической речи, овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

В общении такие дети недостаточно инициативны, не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.  И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формирование и развитие у детей умений навыков речевого общения, для их социализации в обществе.

     В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика.

Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.

Детская  журналистика  позволяет:

-  развивать личностные качества детей;

-  учить преодолевать скованность;

-  быть активным и самостоятельным собеседником;

- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;

-  вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

-  устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;

- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.

Поставленные задачи решаем в кружковой работе.

Кружок «Мы журналисты» расчитан на детей 6 лет. на кружке с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюрирования, тренинговых  упражнений, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование ситуаций, наблюдение, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий), встречи с интересными людьми разных профессий. Все это позволяет развивать не только диалогическую речь детей и  уровень звуковой культуры речи,

 но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Так началась наша игра в журналистов.

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, поиграть в дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и потренироваться, беря интервью друг у друга “Спроси меня, а я тебя», у родителей.

Для облегчения ведения диалога пользуемся схемой-подсказкой, которая состоит из картинок-символов. По этим картинкам ребятам легче  подбирали возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде этих картинок-символов.

         Конечно же ни какая работа не проходит без родительской поддержки. С их помочью подобрали необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны. Мы вместе с детьми заинтересовали и родителей, которые с удовольствием  принимают участие в выполнении заданий, охотно становятся респондентами у наших «юных корреспондентов», делают фотографии и фотосьемки, рассказывают своим детям о своей профессии, о работе.  И уже на занятии представляли свои репортажи, в виде видео записи или рассказа по фотографиям.

И в заключении можно подвести вывод: 

             Метод детской журналистики  усиливает речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников, дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.

             Дети приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.  Ребята учатся вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, выступать перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения....

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...

Консультация для воспитателей «Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям....

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....

«Детская журналистика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в до...