Логопедическая пятиминутка "Болтушка Жужа Свистелкина"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Нескучная артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://drive.google.com/file/d/1wZbY5usfOwmx_8TocjBroMPZHz8jF0M3/view?usp=sharing | 2.96 МБ |
_boltushka_zhuzha_svistelkina_tekst.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИВЕТ ПРИВЕТ ПРИВЕТ ПРИВЕТ
ЛОГОПЕД Я
А - А - А
воздушный шар
ВДОХ выдох
МАССАЖ
И - И - И У - У - У
ВАРЕНЬЕ
ОРЕХИ
ЧИСТИМ ЗУБЫ
ИГЛА
ТИК - ТАК
ЦОК – ЦОК - ЦОК ГРИБ
ПЯ – ПЯ - ПЯ
БЛ – БЛ - БЛ
Д – Д - Д
ПОКА УЖЕ СКУЧАЮ
Предварительный просмотр:
Логопедическая пятиминутка
«Болтушка Жужа Свистелкина».
Данный материал может быть полезен как начинающим логопедам, так и воспитателям ДОО в группах старшего дошкольного возраста, а также родителям, занимающимся развитием речи своих детей в домашних условиях.
Советы логопеда:
*Выполняйте упражнения с улыбкой, задором, изображайте весёлую девочку Жужу.
*Если детям понравилось делать артикуляционную гимнастику с Жужей, то при проведении последующих занятий пропускайте слайды № 2, 3, 4, 5.
*Для формирования навыков самоконтроля старайтесь, по возможности, заниматься с детьми перед зеркалом.
*Хвалите детей, позволяйте им импровизировать, тактично корректируя неверные движения. Имейте в виду: некоторые упражнения, представленные в данной пятиминутке достаточно трудные и требуют предварительной подготовки органов артикуляционного аппарата.
*Очень важно: научитесь сначала сами четко и без подсказки выполнять все упражнения.
*Перед занятием проследите, чтобы дети вымыли руки.
*Используйте ватные палочки, если необходимо показать ребенку правильное положение языка при выполнении того или иного упражнения.
*Вдохновляйте детей примером Жужи: у нее тоже не сразу получилось выполнять все упражнения правильно. Она тренировалась и научилась. И у тебя тоже обязательно получится!
Слайд 2
Всем привет! Меня зовут Жужа Свистелкина. Я весёлая, общительная девчонка и я очень люблю поболтать со своими друзьями. Поэтому все зовут меня Болтушкой. Но я не обижаюсь- ведь это правда, а на правду не обижаются.
Знаете, какая у меня мечта? Я хочу выступать на телевидении, вести программу «Пусть говорят».
Слайд 3
Мечтать я начала в прошлом году. И сразу решила пойти на телевидение, узнать, где записывают в ведущие. А у них там, оказывается, всё так сложно, столько разных правил! Вот, например, надо иметь хорошую дикцию. То есть, говорить четко. Все звуки произносить правильно. Всееее! А их так много, этих звуков! Сто, наверное, или тысяча. А может быть, миллион. В общем, ужас!
Слайд 4
Ох, как же я расстроилась! Ведь я-то почти никакие звуки произносить не умела: вместо Ж говорила З, вместо Ш - С, вместо Х - К. Не могла даже свои имя и фамилию правильно назвать, ведь в них такие трудные звуки.
И пошла я к логопеду заниматься. А он мне и говорит: Спокойно, Жужа! Во- первых, не надо преувеличивать, звуков не миллион и даже не сто, а гораздо меньше.
А, во- вторых, делай специальные упражнения каждый день, и всё у тебя получится! Будет сильный- пресильный послушный язык, и ты сможешь произносить любые звуки и любые слова, даже самые трудные!
Даже ПТЕРОДАКТИЛЬ и ДУРШЛАГ.
И вот, я теперь по утрам делаю специальную гимнастику для губ и языка. И уже гораздо лучше говорю, чем раньше. Скоро опять на телевидение пойду записываться, теперь меня уж точно туда возьмут. Но упражнения я делать всё равно не перестану, потому что они мне очень нравятся. Хотите делать вместе со мной? Тогда начинаем!
Слайд 5
Сначала надо просто научиться широко открывать рот, как бегемот. Откройте и удерживайте, не закрывайте, произносите звук А-А-А, попробуйте спеть его. Язык в это время спокойно лежит, не дергается, изо рта не высовывается и назад далеко не прячется. (Удерживайте до 5 секунд. Повторите 3 раза).
Слайд 6
А теперь надуем щеки, как воздушные шарики. Сильно- сильно.
И сдуем воздух. Нажимайте на свои щечки пальцами, сдувайте воздух. Смешной звук получается, правда?
А теперь, наоборот, щеки втянем в рот. Они у нас втянулись между верхней челюстью и нижней. А снаружи это выглядит, как будто воздушный шарик сдулся.
Теперь еще раз его надуем. И сдуем. (Повторите 3 раза).
Слайд 7
А сейчас я покажу, как надо правильно дуть. Знаете, для чего учиться дуть? Для того, чтобы голос стал сильным, а дыхания хватало без запинок произносить длинные слова, стихотворения и даже петь песни!
Итак, учимся дуть: запомните самое главное: когда дуете, не надо надувать щеки и поднимать плечи (видите, у меня плечи опущены). Воздух набирайте носиком, как будто нюхаете цветок, а губы при выдохе держите так, как будто пускаете мыльные пузыри. Обязательно потренируйтесь дома пускать мыльные пузырь! Оказывается, это не только весело, но и полезно! (Повторите 3 раза).
Слайд 8
Теперь про губы: Знаете, ребята, от губ многое зависит! Если у человека губы вялые, слабенькие, то все слова, которые он произносит, будут непонятные, нечеткие, одно слово будет похоже на другое. Поэтому потренируем наши губы! Сначала сделаем сами себе массаж губ. Вы ведь не забыли вымыть руки? Давайте помнем наши губки пальчиками. Сильно- сильно, интенсивно. Мнём, жмём, трём. С разных сторон. Сначала нижнюю губу, затем верхнюю. А теперь обе сразу. А теперь другой рукой. (Выполняйте самомассаж губ до 10 секунд).
Слайд 9
И покусаем наши губки. Верхнюю. Нижнюю. Вот какие розовые губы у нас стали. Значит, мы всё делали правильно. (Повторите 3 раза).
Слайд 10
Поднимите только верхнюю губу, чтобы стали видны верхние зубы. На кого, интересно, мы с вами похожи? Может быть, на бобров? ХА-ХА-ХА
А, если опустим нижнюю губу вниз и покажем нижние зубы? Ого, мы собачки- бульдоги! У них тоже видны нижние зубы.
А теперь спрячьте губы, втяните их. Чтобы совсем- совсем не было видно. Теперь мы похожи на мартышек.
(Старайтесь зафиксировать каждое положение губ до 5 секунд).
Слайд 11
А вот сейчас серьезно! Постарайтесь поставить зубы очень ровно, чтобы передние зубки соприкасались, но не перекрывали друг друга. Как будто это забор. И теперь улыбнитесь широкой- преширокой улыбкой. Прямо улыбка «до ушей». Произнесите звук «И».
Зафиксируйте (то есть, задержите) такое положение губ на секунду, а затем, не размыкая зубов, сведите губы, вытяните их вперед, как слон вытягивает хобот и произнесите звук «У». Вот такое чередование «И» и «У» надо повторить несколько раз. Губы в этом момент укрепляются! (Повторить 5 раз).
Слайд 12
Пошлем воздушный поцелуй друг другу. Вы мне, а я вам. Смотрите, как это надо делать: Разверните ладошку и поцелуйте подушечки пальцев, вытягивая губы. А потом подуйте на ладошку. Ура! Мы обменялись воздушными поцелуями и хорошим настроением!
Слайд 13
Переходим к языку. Он для нашей речи, конечно, самый главный.
Представьте, что вы только что поели варенье сладкое и вкусное и верхняя губа у вас испачкалась. Облизываем ее! Только верхнюю. Влево- вправо. (Повторить по 5 раз в каждую сторону).
Слайд 14
Кто любит орехи? А они твердые или мягкие? Конечно, у них очень твердая скорлупа. Представьте, что ваш язык- это орех. Упирайтесь языком по очереди то в одну, то в другую щёку. Снаружи получается вот такой бугорок. Потрогайте его пальчиками. Вот какой твердый! Как орех! Можете даже немного нажимать рукой снаружи, а языком изнутри. Труднее так стало языку? Да? Это очень хорошо, потому что так наш язычок больше напрягается, а значит, тренируется, становится сильнее и крепче. (Повторите по 5 раз для каждой щеки).
Слайд 15
А теперь наш язык- это зубная щетка. Давайте почистим зубки. Верхние, затем нижние. И снаружи, и изнутри. Начинайте от самых дальних, дотрагивайтесь языком до каждого зуба.
Слайд 16
Следующее упражнение- «Иголка». Язык очень тонкий, твердый и острый. Ой, боюсь уколоться! Чур зубами языку не помогать! (Повторить до 5 раз).
Слайд 16
У вас есть под рукой ватные палочки? Высовываем длинный язык (как «Иголка», но уже не такой острый и длинный) и кладем на него ватную палочку. Упала? У меня тоже постоянно падает! Но я уже научилась держать палочку на языке целых 10 секунд! А вы? А теперь вытяните губы вперед и потянитесь ими к носу. Постарайтесь положить палочку между губой и носом и удержать ее. Смотрите, какой смешной усатый мужчина к нам пришел! (Выполняйте данное упражнение над поверхностью стола, чтобы палочка после многократного падения оставалась чистой).
Слайд 17
А как тикают часики? Тик-так, тик-так. С помощью языка можно изобразить маятник часов. Рот откройте чуть пошире, чтобы зубы не мешали языку двигаться влево – вправо. Вот так. Не опускайте язык вниз и не поднимайте высоко. (Повторите по 10 раз в каждую сторону).
Слайд 18
Кстати, угадайте, на чем я к вам сюда приехала? На мотоцикле? На вертолете прилетела? На слоне? Есть еще варианты?! Может быть, меня привез мой личный водитель на огромном мерседесе? А вот и нет! Я прискакала на лошади! Да-да, на самой настоящей! Кто умеет изображать цоканье копыт лошади? Поцокайте языком. Кто еще не пробовал: для этого надо как бы присосать язык к верхнему нёбу и с позволить ему отлепиться со звонким звуком. Класс! Обожаю упражнение «Лошадка». (Повторите до 15 раз).
А, если язычок присосать так же наверху, но не отлеплять его, то получится «Грибок». Вот так. Попробуйте сделать «Грибок». Это очень полезно для подъязычной связки, которую еще называют уздечкой. Потрогайте пальцами свою уздечку. Чувствуете, как она натянулась? Стала похожа на ножку гриба. (Старайтесь удерживать данную позицию в течение 5-7 секунд. (Повторите 3 раза).
Слайд 19
Ну, что, устал ваш язык? Давайте позволим ему немного расслабиться, сделаем массаж, как будто он на курорте отдыхает, наслаждается. Покусайте язык от кончика до корня и обратно. А теперь покусайте его губами и произносите «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Ах, как язык это любит! (Повторяйте самомассаж языка до 10 секунд).
Слайд 20
Вы знает, то, что мы сейчас делали (массаж языка) напоминает замес теста. Давайте из нашего теста испечем блинчик и положим его на окошко остужаться. Язык лежит на нижней губе. Плоский и широкий. Очень спокойный, расслабленный. (Удерживать язык на нижней губе до 5 секунд).
Слайд 21
Блинчики отличные у вас получились- сразу видно. Может, чайку заварим и чаю с блинами попьем? Надо сделать упражнение «Чашка». Попробуйте поднять боковые края языка, чтобы посередине получилось углубление, похожее на чашку. Вот так. А теперь поднимите эту чашку повыше, но старайтесь не помогать языку зубами. Это трудное упражнение, у меня не сразу получилось, пришлось потренироваться. (Удерживать язык в положении «Чашка» до 5-7 секунд).
Слайд 22
А кто из вас хоть раз видел живого индюка? Я только по телевизору. Ох и смешные они! Таких серьезных из себя строят. Ходят, болтают, важничают. А сами, кроме «БЛ-БЛ-БЛ», ничего сказать не могут. Знаете, что нужно сделать, чтобы научиться разговаривать по- индюшачьи? Сейчас покажу. Улыбнитесь, поднимите язык наверх, немного загните его край и облизывайте верхнюю губу по направлению вперед- назад (только не влево- вправо). Произносите «БЛ-БЛ-БЛ», как индюк. Не надо стараться сразу делать быстро, научитесь сначала делать медленно, а скорость придет. (Повторите до 10 раз).
Слайд 23
И вот, наконец, дошли мы до упражнения «Дятел». Надо улыбнуться и язык поставить на бугорки за верхними зубами (их еще называют альвеолами). Произносите звук «Д» много раз подряд, чтобы получилось Д-Д-Д-Д-Д, как будто дятел стучит по дереву своим крепким клювом. Старайтесь «стучать» отрывисто и так же сильно, как дятел. Это упражнение поможет тем, кто пока не умеет произносить звук «Р», но очень хочет научиться это делать. А тем, кто уже умеет, тоже полезно «стучать» языком, как дятел, потому что язык укрепляется. (Повторяйте до 20 раз).
Слайд 24
Ну, вот, вроде бы и всё, что я хотела вам показать. Понравилось вам играть со мной? И мне тоже очень понравилось болтать с вами. Можно я еще приду в вашу группу? Ура, спасибо!!! Я обязательно буду приходить к вам в гости, делать с вами гимнастику для хорошей красивой речи. Так жаль, что пора уходить. Уже скучаю… Пока- пока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная математическая игра "В гостях у пчелки Жужи"
Математическая игра для дошкольников....
"Как друзья выбирали подарок для пчелки Жужи"
Конспект математической игры с элементами игр В. Воскобовича....
Конспект НОД для детей второй младшей группы "Поможем жучку Жуже"
В гости к детям приходит жучок Жужа, которому нужно помочь дорисовать весеннюю картину. Ладошками дети рисуют солнце, аппликацией делают одуванчики....
Конспект НОД "В гостях у пчелки Жужи"
Конспект НОД с детьми II младшей группы по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича...
Конспект НОД в старшей логопедической группе "Весёлая прогулка пчёлки Жужи"
Конспект итоговй образовательной деятельности в старшей логопедической группе...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Бегемотик Жужа и его друзья»
Цель: Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах и предложениях....
Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе "Сказка о Нюше и Жуже. Дифференциация звуков [С - Ш]" (авторская сказка)
Использование сказочных сюжетов на коррекционных занятиях с детьми с ТНР позволяет пробудить интерес к содержанию занятий, процессу обучения в целом, добиваться усвоения материала. Внимание дошк...