Конференция "Педагогические чтения"
материал по логопедии
Отчет о работе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНФЕРЕНЦИЯ
ДОКЛАД:
«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Учитель-логопед: А.Ю.Евдокимова
МБДОУ Усть-Баргузинский
детский сад «Солнышко»
Тема: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр и упражнений». В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. Причинами выступают социальные и биологические факторы: ухудшение экологии, осложнения протекания беременности, тяжелые роды, частые заболевания детей в первые годы жизни, недостаток общения, неправильное воспитание. Результаты специального изучения свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности. Детей нуждающихся в специальных образовательных услугах не становится меньше. Поэтому проблема речевого развития остается актуальной. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей положительных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Готовность ребенка и неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения. Ведь письменная речь формируется на основе устной речи и именно при помощи письменной и устной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе необходимо готовить. Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели, прежде всего грамотной фразой, объемом определенных знаний, умений и навыков . Таким образом, для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика, а так же мелкая моторика, зрительно-пространственные отношения. Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте, а в школе вызвать неуспеваемость. В нашем детском саду на протяжении четырех лет ведется работа по развитию речи. По результатам диагностического обследования определяются три группы: I группа (Фонематическое недоразвитие речи). У детей: * Нет нарушений звукопроизношения, развит фонематический слух, но не сформирован фонематический анализ и синтез. * Ограничен словарь. * Развита общая моторика, но недостаточно развита мелкая моторика. II группа. (Общее недоразвитие речи. III уровень). У детей: * Нарушение звукопроизношения (1 звук или одна группа звуков) * Не достаточно развит фонематический слух, не сформирован фонематический анализ и синтез. * Ограничен словарь, негрубые нарушения грамматических конструкций. * Не развита мелкая моторика. III группа (Общее недоразвитие речи. II уровень). У детей: * Нарушение звукопроизношение (2, 3 группы звуков) * Не развит фонематический слух, не сформирован фонематический анализ и синтез. * Беден словарь. Нарушение грамматической стороны речи. * Не развита общая и мелкая моторика. . По средним данным (по результатам вводной диагностики): I группа – 20 % II группа – 30 % III группа – 50 %.
Первая наша программа по развитию речи разработана в 2009 году, и называлась «Выговаривать хочу». Были разработаны индивидуальные и подгрупповые занятия для детей с нарушениями звукопроизношения. Цель программы: Воспитание правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Задачи были направлены на звуковую и фонетическую стороны речи: (развитие речевого дыхания и мелкой моторики, постановка или исправление звуков, автоматизация и дифференциация звуков). Так как не решались задачи лексико-грамматической стороны речи разработали «Книгу упражнений» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Это календарно-тематическое планирование на год, где решаются все задачи по развитию речи. Работают по ней воспитатели в свободное от занятий время. Результат: У детей с нарушением речи звукопроизношение в норме, а уровень фонематического анализа стал выше, чем у детей с ненарушенным произношением. В 2011 году программа, дополнилась, разработаны фронтальные занятия. Программа: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Цель программы: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, лексико-грамматическую сторону речи, развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Программа состоит из: 1. Занятия с использованием развивающих игр и упражнений. 2. Развивающие игры и упражнения в свободное от занятий время. Занятия: 1. Индивидуальные (для детей с нарушением звукопроизношения) Цель: устранение специфических нарушений звуковой стороны. 2. Подгрупповые (для детей с нарушением звукопроизношения) Цель: Автоматизация и дифференциация правильно произносимых звуков. 3. Фронтальные занятия (подготовительная к школе группа ) – Цель: Усвоение правильно произносимых звуков, установление связи между буквой и звуком, овладение элементарным анализом и синтезом, формирование лексико-грамматической стороны речи. Результат по итогам вводной и итоговой диагностик: . Вводная Итоговая Высокий уровень – 1 – 5% Высокий уровень – 13 – 55% Средний уровень – 16 – 65% Средний уровень – 12 – 45% Низкий уровень – 7 – 30% Низкий уровень - 0
Но следуя дидактическим принципам, выявились недостатки: 1. Большая нагрузка – большой объем знаний и умений, которыми дети должны овладеть за короткий период времени. 2. Не достаточно времени для закрепления материала.
В этом году мы доработали фронтальные занятия, дополнили занятиями для закрепления материала и разделили занятия на 2 периода. Фронтальные занятия рассчитаны на 2 года обучения: I год обучения (старшая группа). Периодичность занятий 2 раза в месяц. Остальное время отводится для закрепления материала в свободное от занятий время. На занятии обязательное присутствие воспитателя. Материал для закрепления разработан и размещен в книгах «Фронтальные занятия». В этот период дети знакомятся: 1. С понятиями «речевые, не речевые звуки», «слово», «Короткие длинные слова», «часть (слог)», «предложение». 2. Знакомятся с гласными звуками и образом букв. II год обучения. Периодичность занятий 4 раза в месяц. Закрепление гласных, знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами. Одно занятие посвящается лексической теме и на речевом материале этой темы с использованием игр и упражнений решаются задачи: 1. Развитие фонетической и фонематической стороны речи * Знакомятся со звуком (артикуляция, характеристика), соотносят с буквой. * Звук автоматизируется (произносится изолированно в слогах, словах и фразовой речи. * Развиваются слуховое восприятие, фонематический слух, анализ и синтез. * Развиваются основные познавательные процессы. (восприятие, память….) * Развивается мелкая моторика и зрительно-пространственные отношения Используются пальчиковые игры, работа с карточками и работа в тетради (учатся ориентироваться в тетради в клетку: видеть клетку, ряд) Достоинства обучения: * Дети ненавязчиво в игровой форме с использованием наглядного материала постепенно овладевают знаниями и умениями, видна динамика развития детей. * Воспитываются нравственные положительные качества: ответственность, организованность, стремление доделать работу до конца. Развивается усидчивость.
Отличие периодов обучения заключается в усложнении задач и материала:
I год обучения (старшая группа) II год обучения(подготовительная) * Дают характеристику гласным * Дают характеристику гласным и звукам согласным, различают их. * Соединяют звуки в звукокомпле- *Составляют звукобуквенные анализы ксы и анализируют их. слогов, слов. * В тетрадях: учатся видеть клетку * Печатают буквы, рисуют различные и ряд (ставят точки, дорисовывают элементы (палочки, крючки…), что недостающие элементы) позволяет подготовить руку к письму.
Так как, у детей дошкольного возраста не достаточно развиты познавательные психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, не произвольность внимания и памяти, наглядно-образное мышление, на занятиях и в свободное от занятий время мы широко используем игровые приемы и наглядность (картинки, карточки, различные пособия). I. Для развития моторных функций: 1. Артикуляционные упражнения связывается с художественным словом (истории, сказки, стихи). 2. Выполнение упражнений связывается с картинками и с показом положения речевых органов в момент выплнения упражнения. 3. Массаж рук с различными предметами (мячики с шипами, карандаши, грецкие орехи…… сухой бассейн и т.д.) 4. Самомассаж (пощипывание, растирание, похлопывание, растирание и т.д.) 5. Пальчиковые игры. II. Для развития фонематических процессов. Используются пособия и раздаточный материал. В игровой форме в зависимости от поставленной цели решаются задачи по формированию фонематического анализа или лексической темы. С одним пособием можно решить сразу несколько задач: * определить позицию звука в слове * количество и последовательность звуков * количество слогов в слове. * закрепить характеристики (гласные – согласные, глухие – звонкие, мягкие – твердые, а так же образ букв. * классифицировать предметы по лексическим темам. ПОСОБИЯ. 1. Домики * «Рассели животных» (определить по первому звуку, положение звука, количество слогов в слове. * Домики используются для закрепления звуковой характеристики: гласные - согласные, твердые – мягкие 2. Полочки * «Разложи по полочкам» По лексическим темам разложить (одежду, обувь, продукты, игрушки, мебель), или просто вещи: по слоговому составу, по первому звуку в слове. Так же полочки можно использовать для игры: * «Магазин» (рассортировать товар, купить товар), в зависимости от задачи. 3. Поезд. * «Рассади животных»: по слоговому составу, по наличию звука в словах. * «Погрузи вещи» : по позиции звука в слове. 4. Вазы * «Расставь цветы в вазы»: по количеству слогов, по наличию звука в слове. 5. Пирамида *« Построим пирамиду из слов»: по количеству слогов, по количеству звуков, по первому звуку) 5. Тарелочки *«Разложи по тарелочкам»: по лексическим темам (овощи, фрукты, продукты питания), по наличию звука в словах, по позиции звука в слове, по слоговому составу. 6. Ведра * «Собери урожай» (ягоды, овощи, фрукты). 7. Корзиночки * (ягоды, грибы, цветы) 8. Улитка. Размещаются и называются картинки, дается задание. Дети бросают кубик, отсчитывают количество «шагов», решают задачи: по слоговому составу, по первому звуку, по позиции звука в слове. 8. Гусеница. Подбирают картинки по первому звуку 9. Ромашка (собрать с определенным звуком; с разными звуками: согл+гл, согл+согл по звонкости и глухости; согл+согл по мягкости и твердости) 10. Телевизор « Включи телевизор» «Что показывают по телевизору?» (составить и прочитать слово по первым или последним звукам картинок) 11.Девочки « Подарки» «Кому отдашь картинку» по первому звуку имен, по мягкости твердости звука). «Отгадайте как зовут» (составление слов по первым или последним звукам картинок). 12. Диск. По стрелкам составляют и анализируют слоги и слова из трех и четырех звуков. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. 1. Фишки (Показывают характеристику звука, считают и выкладывают фишками количество произнесенных звуков, слогов в слове, слов в предложении ) 2. Готовые схемы. Позиция звука в слове, слоговые схемы, схемы предложения). Дети подбирают схему к произнесенному слову или предложению или составляют и показывают схему. 3. Карточки и фишки. Определяют позицию звуков в словах, различают звуки по характеристикам мягкий - твердый, глухой – звонкий). Так же раздаточный материал размещен в книге в Приложении. Для развития зрительно-пространственных отношений и закрепления образа букв используются: картинки и буквы нарисованные на ватмане: для старших детей картинки и буквы обозначающие гласные звуки, для детей подготовительной группы согласные. 4. «Пеналы» Используются для мелкого раздаточного материала Ожидаемый результат программы: * к концу обучения дети овладевают фонематическим анализом и синтезом: анализируют слоги, слова, предложения; составляют и читают слова, предложения из 2-3 слов. * Свободно ориентируются в тетради в клетку, развита мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».
Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"
Программные задачи:Образовательные:1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать потешку еще раз.2. Учить расск...