Самообразование
материал по логопедии

Ишкина Менира Каримовна

1. План работы по самообразованию  на тему: «Значение интерактивных дидактических игр в процессе автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста».

2. Тема самообразования: «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

План работы по самообразованию

(2019 – 2020 учебный год)

на тему: «Значение интерактивных дидактических игр в процессе автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2020г.

План работы по самообразованию учителя – логопеда Ишкиной М. К. на 2019 – 2020 учебный год

Тема: «Значение интерактивных дидактических игр в процессе автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы.

Коррекция недостатков устной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, воспитанников и родителей. Большинство детей, посещающих группы компенсирующей направленности, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У детей с ОНР наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью интерактивных дидактических игр. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению, автоматизации и устранению речевых нарушений не теряет своей актуальности.

Цель: автоматизация звуков в слогах, словах и предложениях при помощи интерактивных дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме самообразования.
  2. Изучать существующие методические приёмы по использованию интерактивных игр на логопедических занятиях.
  3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
  4. Создать как можно больше дидактического материала и интерактивных дидактических игр, влияющих на автоматизацию и закрепление поставленных звуков в речи детей.
  5. Побуждать детей с помощью интерактивных дидактических игр прикладывать как можно больше усилий в работе по автоматизации звуков.
  6. Вызвать интерес к логопедической работе при помощи интерактивных дидактических игр.
  7. Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

Используемая литература

  • Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» № 2 2004г.
  • Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» № 3 2006г.
  • Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда. Журнал «Логопед» № 5 2008г.
  • Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005г.
  • Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/Г.В. Чиркина. - М.: Аркти, 2005г.
  • Филичева Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина.-М.: Просвещение, 1989г.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практич. пособие.-4-е изд.-М.: Айрис-пресс,2007г.
  • Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964г.
  • Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности. – М.: ТЦ « Сфера», 2001г.

Работа с детьми.

Взаимопосещение открытых занятий коллег из образовательного учреждения. Получение консультаций, знакомство с работой учителей-логопедов из других МБДОУ. Приобретение логопедических компьютерных программ по данной теме.

Сентябрь

Выявление особенностей автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ОНР.

Октябрь

Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

Ноябрь

Семинар-практикум:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Изготовление буклета для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики»

Декабрь

Стендовая консультация, папки-передвижки: «Советы логопеда - родителям»

«Компьютерные технологии как средство автоматизации звуков»

Январь

Устный журнал «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Выступление с презентацией

Февраль

Открытое занятие для педагогов

Тема: «Компьютерные игры как помощь в автоматизации звуков»

Март

Стендовая консультация «Советы логопеда - родителям»

Консультация для родителей: «Влияние детской литературы на автоматизацию звуков в речи детей»

Апрель

Совместный с воспитателями праздник

Тема: «Ах, как речь говорит, словно реченька журчит»

Май

1.Подготовка методических рекомендаций.

2. Отчет о проделанной работе за 2019-2020 уч. год.

- Изготовление методических рекомендаций для родителей и педагогов на данную тему.

- Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Тема самообразования: «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

учитель – логопед

ИшкинаМенираКаримовна

г. Пролетарск

2020 г.

Тема самообразования: «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

 Развитие слухового внимания.

 Развитие артикуляционной моторики.

 Развитие просодической стороны речи.

 Расширение словарного запаса у детей.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний, путём изучения литературы по теме самообразования. Использование информации интернет ресурсов по теме.
  • Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года. Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста».
  • Принять участие в ПМПк, педагогических советах и МО.
  • Оформить в кабинете уголок «Развиваем фонематический слух». Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
  • С помощью дидактических игр развивать у детей фонематический слух и восприятие, вызвать интерес к логопедической работе

Ожидаемые результаты у детей

Умение выделять заданный звук из ряда звуков.

Умение отбирать слова на заданный звук.

Определять первый и последний звуки в слове.

Находить место заданного звука в слове.

Умение проводить звуковой анализ слов.

Основные направления коррекционной работы

1. Артикуляционная гимнастика.

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук.

4 Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов.

5.Упражнение в звуко - слоговом анализе и синтезе.

6. Повторение лексико-грамматических упражнений.

7. Коррекционная работа вне занятий:

Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Первичное логопедичес-кое обследование

Игры с детьми на развитие фонематического   слуха

Заполнение речевых карт. 

Мониторинг логопедического обследования

Разработка календарного планирования по формированию правильного звукопроизношения. Изучение методической литературы

Выступление на родительском собрании. Индивидуальные консультация для родителей по результатам диагностики

Октябрь

Подгруппо-вые, индивидуаль-ные занятия в соответствии с календарным планом работы

Определение наличия звука в слове

Развитие речевого слуха. Игры, на развитие звукового анализа и синтеза

Оформление в кабинете картотеки «Игры на развитие фонематических процессов»;

- участие в ПМПк, педагогических, советах, различных комиссий.

Консультация для родителей «Фонематический слух-основа правильной речи»

Ноябрь

Подгруппо-вые, индивидуаль-ные занятия в соответствии с календарным планом работы

выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

Мастер-класс по теме: «Развитие фонематических процессов у детей»

Курсы повышения квалификации

Работа с методической литературой. 

Создание рубрики «Сам себе логопед»

Декабрь

Подгруппо-вые, индивидуаль-ные занятия в соответствии с календарным планом работы Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове

Консультация «Как расширить словарный запас ребенка».

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета

Консультация «Игры со звуками»;

Консультация «Что такое фонематическое восприятие и фонематический слух?»;

Январь

Подгруппо-вые, индивидуаль-ные занятия (составление предложений с определенным словом)

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности.

Консультация «Дифференциация поставленных звуков»

Февраль

«Играй-ка - угадай-ка» игры с детьми.

Выбор слова к соответствую-щей графической схеме.

«Договори слово»

«Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»

Подготовка детей к конкурсам – чтецов.

Семинары – практикумы в соответствии с годовым планом

Консультация «Рекомендации родителям по осуществлению контроля за качеством детской речи»

Март

Преобразова-ние слов за счет замены одного звука или слога.

Выпуск буклетов для воспитате-лей: «Артикуля-ционная гимнас-тика», «Играем пальчиками – развиваем речь»

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Фотовыставка

Консультация «Фонетическая игротека в кругу семьи»

Апрель

Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове

Консультация «Индивидуаль-ный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Выпуск детей. «Достижения детей по преодолению речевых недостатков»;

Консультация «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Май

Логопедичес-кое обследование

Написание годового отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление на педсовете. Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года.

Выступление на родительском собрании

Список литературы:

  1. С.В.Коноваленко, В.В,Коноваленко Артикуляционная и пальчиковая гимнастика М.: Гном и Д, 2005
  2. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Жукова Н.С
  3. Н.С. Четверушкина Слоговая структура слова Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет
  4. В.В.Коноваленко С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления шипящих звуков Ш,Ж.
  5. В.В.Коноваленко С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления свистящих звуков С,Сь.
  6. В.В.Коноваленко С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления сонорных звуков Л,Ль.
  7. В.В.Коноваленко С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления сонорных звуков Р,Рь.
  8. Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков (ц), (ч), (щ),дифференциации звуков. - СПб. :ООО «Детство - Пресс»,2017.
  9. Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков (с), (з), (сь), (зь) и дифференциации звуков. - СПб. :ООО «Детство - Пресс»,2017.
  10. Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков (р), (рь), и дифференциации звуков. - СПб. :ООО «Детство - Пресс»,2017.
  11. Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков (л), (ль), и дифференциации звуков. - СПб. :ООО «Детство - Пресс»,2017.
  12. Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков (ш), (ж), и дифференциации звуков. - СПб. :ООО «Детство - Пресс»,2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...