"Формирование познавательной активности младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"
тест (средняя группа)
Развитие познавательной активности у младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_portal.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БИЗИБОРД»
Евдокимова И.Н., воспитатель
МБДОУ ДС №66 «Журавушка» Старооскольского городского округа
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов находится ориентация образовательного процесса на реализацию познавательных возможностей дошкольника, развитие познавательного интереса, инициативности, познавательной активности.
В педагогике активность определяется как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей).
Развитие познавательной активности у детей – один из актуальных вопросов в современной педагогике на сегодняшний день. Известно, что дошкольники 1-2 младших групп детского сада познают мир, главным образом, через тактильные ощущения, стимулируя формирование когнитивных процессов.
Игра в дошкольном возрасте является ведущей, а у малышей 2-4 лет отмечается стремление к игровой предметно-манипулятивной деятельности, главной в раннем детстве, способствующей развитию мелкой моторики рук, логики, мыслительных процессов, речевых центров мозга детей.
Действуя с предметами, ребенок реализует потребность в познании окружающего мира, и для того, чтобы интерес к его изучению не угас, следует организовывать игровую деятельность таким образом, чтобы постоянно реагировать на возрастающие потребности детей, предлагая разнообразные занятия, ориентируемые на интересы малыша. Так же мы стремились найти что-то нетрадиционное, отвечающее современным педагогическим требованиям, направленное на избежание формального игрового взаимодействия.
Поэтому наш выбор пал на одну из новых игровых технологий для детей раннего дошкольного возраста - создание бизиборда.
Данная игровая технология по достоинству оценена современными педагогами, хотя идея эта не нова.
Еще Мария Монтессори, известная своими нетрадиционными подходами к воспитанию детей, первой подала идею изготовления прототипа современного бизиборда, представляющего собой деревянную доску, на поверхности которой были расположены «запрещенные» предметы, с которыми детям обычно не разрешают играть по соображениям безопасности: розетка, выключатель, дверная защелка, крючок и т.д., и поэтому больше всего привлекающие пытливых дошколят.
Современные бизиборды поражают своим разнообразием и способствуют развитию у детей младшего дошкольного возраста усидчивости, умения концентрироваться, внимательности, познавательной активности.
Поэтому бизиборд ещё называют «Волшебная доска», а для малыша – это, прежде всего, занимательная игрушка, которая никогда не надоест в силу своей полифункциональности.
В нашей группе мы используем несколько видов бизибордов, изготовленных своими руками, силами родителей, а так же приобретенных в магазинах игрушек.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Так, на стене в раздевальной комнате занял свое место бизиборд – стенд, который используетсядетьми в спонтанных играх, в самостоятельной работе, а так же в совместной деятельности с родителями.
Данный игровой модуль включает в себя розетку с вилкой, дверцу на защелке и на крючке, несколько видов застежек «молний», шнуровку, фонарик, небольшой коврограф с набором сменных элементов, веревку с прищепками. Особый интерес вызывает у малышей трубка и диск стационарного телефона, а так же возможность открывать и закрывать дверцу на замочке. Данное игровое пособие не загромождает помещение, привлекает своим разнообразиемдидактических материалов и обеспечивает познавательную и творческую активность дошкольников.
Так же мы самостоятельно разработали и изготовили бизикуб, пользующийся у наших воспитанников огромным успехом. Данное пособие представляет собой целый дидактический комплекс, на пяти сторонах и внутри которого размещены разнообразные аксессуары.
Бизикуб мобилен в силу того, что у него имеются колеса, и поэтому удобен в транспортировке, компактен, многофункционален.
Наряду с атрибутами, способствующими развитию мелкой моторики (шнуровки, счетные палочки, деревянные игрушки), мы оснастили бизикуб играми на развитие речевого дыхания, магнитной доской со сменными элементами, образцами для конструирования из палочек Кюизенера.
Внутри бизиборда находится Лего – конструктор, мозаика, предметные картинки на магнитах на темы: «Овощи – фрукты», «Дикие и домашние животные», «Продукты питания» и др.
Наполняемость бизикуба меняется в соответствии с изучаемыми темами, временами года и интересами малышей. Так, стремление воспитанников побольше узнать о самых древних жителях планеты – динозаврах – побудило нас дополнить оснащение бизиборда объемными фигурами, картинками, журналами и энциклопедиями, рассказывающие о видах, среде обитания, питании и причинах вымирания этих доисторических существ.
В преддверии дня Космонавтики дошколята могли познакомиться с портретами первых космонавтов, поиграть в игру «Собери ракету из геометрических фигур», построить космодром, используя небольшие картинки на магнитах.
Данное пособие является прекрасным помощником в процессе непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных играх детей в течение дня.
Так же хочется отметить повышенный интерес со стороны родителей, которые являются активными помощниками в деле внедрения технологии «Бизиборд» в образовательный процесс группы. Совместно с папами и мамами воспитанников мы придумывали и воплощали в жизнь различные идеи по дизайнерскому оформлению, выбору материалов и наполняемости бизибордов, а многочисленные памятки, консультации и проведение мастер – класса по использованию данной игровой технологии в домашних условиях позволило нам вовлечь в образовательный процесс практически каждого родителя группы.
Считаем, что использование игровой технологии «Бизиборд» в образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста решает задачи, направленные на развитие познавательной активности, мышления, координации движения, сенсорных ощущений, ориентации в пространстве.
Благодаря своей полифункциональности, трансформируемости, вариативности, безопасности в использовании, бизиборд отвечает современным требованиям ФГОС ДО, являясь способом интеграции образовательных областей развития ребенка.
Список литературы:
1.Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] /Э.А. Баранова.- СПб.: Детство - Пресс, 2005.-180 с.
2. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб.пособие / Л.А. Венгер., В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. –1083с.
3.Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]: учеб.пособие / Л.С. Выготский. – М.: Воронеж, 2013г –470с.
4.Кларина, Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим [Текст]: учеб.пособие / Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2004. – 275 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности
Опыт работыпо ОО "Социализация"...
Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...
Формирование познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой посредством использования исследовательской деятельности.
Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных...
«Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности»
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятс...
Презентация "Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"
Презентация "Формирование речевой активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"...
Формирование познавательной активности старших дошкольников с ЗПР средствами педагогических игровых технологий
Готовность к школьному обучению во многом определяется степенью сформированности познавательной активности. Дети с ЗПР - дети со сниженным темпом психического развития и, следовательно, со сниженным т...
Мастер класс "Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством игры на универсальном игровом поле: «Пространство открытий».
Мастер класс: Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством игры на универсальном игровом поле: «Пространство открытий»...
- Мне нравится (1)