буклет "Формирование слоговой структуры слова"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
1. Играйте с ребёнком в неречевые игры:
Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.
Упражнение 2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым.
Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.
Упражнение 3. Маршировка, бег, выполнение простых движений под музыку различного темпа.
2. Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова.
Упражнение 1. Назовите два слова (дыня, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучит меньше).
Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.
Упражнение 3. Предложите ребёнку показать длинную полоску, когда он услышит большое слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую полоску, когда маленькое слово (кит, дыня, ком).
3. Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится на способности правильно делить слова на слоги.
Упражнение 1. Предложите ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова (хлопок на каждый слог слова). Сначала предлагаются односложные слова (кот, дом), затем двух- и трёхсложные (стена, мышка, улица, рубашка).
Упражнение 2. Предложите ребёнку произнести слово «от лица робота». Слово произносится по слогам (си-нич-ка), и на каждый слог выполняется резкий поворот или наклон, имитирующий движение робота. Движения должны совпадать с моментом произнесения очередного слога.
4. Обучайте ребёнка правильному произношению и делению слов на слоги сначала двусложных, потом трёхсложных, четырёхсложных и многосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типа милиционер, автомобилист по слогам).
5. Предложите ребёнку отражённо, а затем и самостоятельно назвать слоги, слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактический материал).
6. Развивайте умение ребёнка производить звуковой анализ и синтез (игры «Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо», «Угадай начало слова»); учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.
7. Расширяйте словарный запас ребёнка.
Объясняйте ребёнку значение новых, непонятных для него слов и выражений.
Отождествляйте незнакомые понятия с какими-либо уже знакомыми ребёнку словами или явлениями.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
У детей с нормальным речевым развитием такое нарушение со временем проходит. У детей с патологией речевого развития - сохраняется на протяжении многих лет и обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Предложенные рекомендации и упражнения могут помочь вашему ребенку в преодолении трудностей!
Желаю успехов!
Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение (пропуск) слогов: велосипед-весипед; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава)
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: мосалет - самолет)
3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лумпа - лупа)
4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитанкапитан)
5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница-холодильник и хлебница)
МБДОУ №11 «Голубой вагон», г. Сальска
Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова у ребёнка
Подготовила: Герасименко О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.
Данная презентация создана для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...
Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...