Лексическая тема "Посуда". Конспект подгруппового занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Представлен конспект подгруппового занятия по лексической теме "Посуда" в старшей группе для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Лексическая тема «Посуда.»
Конспект группового занятия 16.03.2020.
Цель: Систематизировать, расширить и закрепить представления по лексической теме «Посуда»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Расширить словарь по теме
- Совершенствовать навык образования относительных прилагательных
- Закреплять в речи предлоги: на, в, из, над, под.
- Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в роде
- Совершенствовать навык употребления существительных в косвенных падежах
2. Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать связную речь
3. Коррекционно-воспитательные
- Формировать интерес к занятию.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Словарь: ведро, кастрюля (дно, стенки, крышка, ручки), сковорода, бак, чан, чайник (носик, донышко, крышка, стенки, ручка), половник, дуршлаг, ковш, сито, таз, самовар, фляга, противень, тарелка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, масленка, солонка, перечница, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз, кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, кофейная, фарфоровая, глиняная, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная
Оборудование: Дидактическая игра «Потерянная посуда», миска с крупой, мяч, изображения предметов посуды с уточнением их частей, набор столовой посуды (муляжи)
Упражнение | Цель | Ход работы |
Организационный момент. Игра «Потерянная посуда» | - Мотивация детей к работе - Активизация словаря по теме - Развитие зрительного гнозиса и внимания - Развитие грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) - Развитие фонематических процессов | Дети заходят в кабинет. На доске расположены части разрезных картинок по лексической теме. Логопед: Ребята, посмотрите, что-то не так на нашей доске, не готова она к игре! Как вы думаете, что не так? (Картинки потерялись). Логопед предлагает найти потерянные части в крупе и прикрепить в нужное место на доске. проговаривая: «Я нашел часть тарелки» и т.д. Затем каждый предмет посуды делится на слоги, определяется количество слогов. Логопед: Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда) |
Мимические упражнения «Посуда» | - Развитие подвижности мышц речевого аппарата | Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды. |
Игра, с мячом «Скажи, какой…» | - Активизация словаря по теме - Совершенствование словаря по теме (согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных). | Логопед: Как вы думаете, посуду делают из одного и того же материала или из разных? Из каких материалов изготавливают посуду? (фарфор, пластмасса, металл, стекло, дерево, глина, серебро, хрусталь). Логопед бросает мяч по очереди каждому ребенку, предлагая ответить на вопросы. Чашка из фарфора, какая? - фарфоровая чашка. Стакан из стекла, какой? - стеклянный бокал. Ложка из дерева, какая?- деревянная ложка. Вилка из металла, какая?- металлическая вилка. Тарелка из пластмассы, какая?- пластмассовая тарелка. Кувшин из глины, какой?- глиняный кувшин. Сервиз из серебра, какой?- серебряный сервиз. Бокал из хрусталя – хрустальный бокал |
Упражнение «Что без чего?» | - Активизация словаря по теме - Совершенствование лексико-грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах). | Логопед демонстрирует изображения посуды, обсуждая совместно с детьми, какие части есть у посуды (на примере чайника, кастрюли, тарелки). Обсуждаются многозначные слова – ручка, носик, крышка. Затем закрывают одну из частей, а дети поясняют полным предложением: «Этот чайник без носика» |
Физкультминутка «Посуда» | - Развитие тонкой моторики рук, речь с движением | Вот большой стеклянный чайник, (Одна рука на поясе, другая изогнута.) Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, (Приседают, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потягиваются, смыкают руки над головой.) Вот пластмассовый поднос. (Рисуют руками большой круг.) Он посуду нам принес. |
Упражнение «Виды посуды» | - Активизация словаря по теме - Развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных) - Развитие связной речи (закрепление навыка составления предложений с союзом «чтобы») | Логопед: Существуют разные виды посуды, потому что используем мы ее по-разному. Есть посуда, которая нам нужна, чтобы готовить пищу. Это мы делаем на кухне, значит, посуда называется.. (кухонная). Какая это посуда? Как ее используем? (Кастрюля нужна, чтобы в неё варить суп, картофель; сковорода нужна, чтобы на ней жарить котлеты, рыбу; дуршлаг нужен, чтобы промывать в нём макароны, рис, половник –чтобы наливать суп) Есть посуда, которая нужна нам, чтобы есть, делаем мы это за столом, значит, посуда эта называется… (столовая). Какая это посуда? Как ее используем? А есть посуда, которую мы используем, чтобы пить чай, значит, эта посуда называется .. (чайная). Какая это посуда? ( Чайник, чашка, блюдце, сахарница и т.д.) |
Игра «Расставь кухонную посуду» | - Активизация словаря по теме - Развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; понимание и употребление в речи пространственных предлогов) - Развитие зрительного внимания | Логопед демонстрирует набор кухонной посуды и электрическую игру (муляжи), просит назвать каждый предмет посуды, вид посуды и предлагает детям расставить ее по инструкции. Один ребенок расставляет по инструкции педагога. другой комментирует: «Вася поставил кастрюлю на плиту» и т.д. |
Рефлексия | Закрепление полученных знаний | Какая тема занятия была у нас сегодня? Что нового вы узнали? |
Конспект подгруппового занятия 17.03.2020
см. О.В. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет. 2 альбом. Конспекты групповых занятий (с. 30-34 )
Конспект группового занятия 19.03.2020.
Цель: Систематизировать, расширить и закрепить представления по лексической теме «Посуда»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Расширить словарь по теме
- Учить образовывать существительные суффиксальным способом
- Совершенствовать навык употребления существительных в косвенных падежах
- Закреплять в речи употребление пространственных предлогов
- Учить преобразовывать предложения за счет изменения вида глагола.
- 2. Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать связную речь
3. Коррекционно-воспитательные
- Формировать интерес к занятию.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Словарь: ведро, кастрюля (дно, стенки, крышка, ручки), сковорода, бак, чан, чайник (носик, донышко, крышка, стенки, ручка), половник, дуршлаг, ковш, сито, таз, самовар, фляга, противень, тарелка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, масленка, солонка, перечница, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз, кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, кофейная, фарфоровая, глиняная, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная
Оборудование: предметные картинки по лексической теме, набор чайной посуды (муляжи)
Упражнение | Цель | Ход работы |
Организационный момент. | - Мотивация детей к работе - Активизация словаря по теме - Развитие связной речи | Дети заходят в кабинет и садятся в круг. Логопед: Ребята, вспомним, о чем мы с вами говорили на этой неделе? (О посуде). Назовите предметы посуды. Какие виды посуды вы знаете? Затем каждый ребенок по кругу достает из мешочка картинку с изображением предмета посуды и отвечает полным предложением: «Мне встретилась тарелка. Это – столовая посуда» и т.д. |
Игра «Хлопни в ладоши». | - Развитие слухового внимания, памяти - Развитие фонематических процессов | Логопед: Я буду произносить слова, если я вдруг назову то, что не является посудой, хлопните в ладоши: Тарелка, кастрюля, ложка, чашка, карандаш, ботинок, половник, сковорода, вилка, вентилятор, плита, стакан, блюдце, чайник, миска Затем каждый ребенок вспоминает 1 слова из вышеперечисленных, и определяет первый звук в этом слове. |
Артикуляционная гимнастика «Посуда» | - Развитие подвижности мышц речевого аппарата | Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта. Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке». Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну. Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку». |
Игра «Чайная посуда» | - Активизация словаря по теме - Развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; понимание и употребление в речи пространственных предлогов) - Развитие зрительного внимания | Логопед: Посмотрите, что за посуда у меня на столе? Как мы ее можем назвать одним словом (чайная посуда). Этот предмет посуды нужен для сахара, как он называется (сахарница). Аналогично для сухарницы, молочника, конфетницы. Проговариваются названия и остальных предметов посуды. Затем дети накрывают стол по инструкции: Заварочный чайник поставим посредине стола; справа от чайника поставим сахарницу, слева от сахарницы - конфетницу, перед куклой – чашку, под чашку – блюдце, справа от чашки – чайную ложку. и т.д. |
Физкультминутка «Дуршлаг» | - Развитие общей и мелкой моторики, координации | Очень странный новый ковшик! (разводим руки в стороны и показываем удивление Для чего он - не пойму…) Кто в нем сделал столько дырок? (указательные пальцы обеих рук по очереди показывают большое количество дырочек) Кто испортил? Почему? (удивление) Вермишель сварила мама, («помешиваем вермишель) Ковшик новенький взяла, (имитация движений) С вермишели воду слила Через дырочки ковша. (указательными пальцами показываем дырочки ковша) А потом сказала мама: (качаем головой) Дырки в нем сверлил не враг! Просто этот в дырках ковшик (указательными пальцами показываем дырочки ковша) Называется … дуршлаг». (произнося слово «дуршлаг», хлопаем 2 раза) |
Упражнение «Подбери слово» | - Активизация словаря по теме | Чашка (что делает?) – стоит, украшает, разбивается, лопается, падает… Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная… Ложка (какая?) – столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная… То же с другими предметами посуды. |
Игра «Расскажи и покажи» | - Совершенствование грамматической и синтаксической сторон речи (Учить преобразовывать предложения за счет изменения вида глагола). | Логопед просит выйти одного из детей в круг и загадывает ему какое-либо действие, ребенок выполняет. Остальные дети комментируют, опираясь на вопросы логопеда: «Что Андрей делал? А что Андрей сделал» и т.д. |
Рефлексия | Закрепление полученных знаний | Какая тема занятия была у нас сегодня? Что нового вы узнали? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...
Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"
Подробный конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...
Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".
конспект подгруппового логопедического занятия....
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"
Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...
План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме «Осень».
План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме "Осень"....
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Зимующие птицы»
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Зимующие птицы» Список используемой литературы: ...
Лексическая тема "Животные холодные стран". Конспект подгруппового занятия
Представлн конспект подгруппового занятия учителя-логопеда по лексической теме "Животные холодных стран" в подготовительной к школе группе. Занятие направлено на развитие лексико-грамматичес...