Конспект занятия по лексической теме "Игрушки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бырдина Ольга Сергеевна

Конспект коррекционно- развивающего занятия по лексической теме "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

КОНСПЕКТ  КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ИГРУШКИ». ЗВУКИ [Г], [К].

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

БЫРДИНА О.С.

).

Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • обеспечение целостного восприятия картины;
  •  автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах с открытым слогом;
  • формирование навыка слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, закрепление навыка употребления простых предлогов).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие речевого слуха, чувства рифмы, зрительного внимания и восприятия;
  • развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы обучения: словесные (беседа, чтение стихотворения), наглядные (демонстрация наглядного материала), практические (выполнение упражнений).

Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Форма работы: подгрупповая, совместная, самостоятельная деятельность.

Длительность занятия – 25 минут.

Современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Целевая группа: дети 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи).

Интеграция с другими областями: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Оборудование: картина О. Р. Гофман «Дочки-матери»; предметные картинки с изображением игрушек, в названиях которых есть звуки [К] и [Г];  магнитная доска;  тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами; бутылочки с пенопластовыми шарами и соломками для коктейля; домики с адресом буквы  [К] и [Г]; мяч; зеркала по числу детей.

Предварительная работа: проведение игр «Дочки-матери» и «Хозяюшки», разучивание упражнения «Мячик мой».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Подскажи словечко». (Развитие речевого слуха, внимания, чувства рифмы.)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места рядом со стульчиками.

Логопед. Сейчас я разрешу сесть тому, кто поможет мне закончить загадку, подскажет недостающее слово. Игра так и называется — «Подскажи словечко».

Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные...

1-й ребенок. Шары.

Логопед. Правильно. Садись, Василиса.

Слушайте следующую загадку.

Он — с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он — веселая игрушка,

А зовут его...

2-й ребенок. Петрушка.

Логопед. Верно. Садись, Максим. А вот и еще загадка.

В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица —

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки

Веселые...

3-й ребенок. Матрешки.

Логопед. Отлично. И Артём тоже правильно подсказал словечко. А вот и последняя загадка.

От меня помчался вскачь

Мой веселый звонкий...

4-й ребенок. Мяч.

Логопед. Садись, Эльвина. Вы меня порадовали, были внимательными и сообразительными.

Логопед. Отлично справились с заданием. Садитесь. А теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки.

Дети. Игрушки нужны для того, чтобы в них играть.

Логопед. Верно. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках, рассмотрим картину «Дочки-матери» и составим рассказ по ней.

2. Чтение логопедом стихотворения Б. Заходера «Игрушки». (Создание эмоционального фона восприятия картины.)

Логопед выразительно читает стихотворение.

Дети любят игрушки —

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Просто это не все замечают...

Мы молчим, мы не хнычем,

Когда нас бросают,—

Мы ведь знаем, что слезы

От бед не спасают...

Не заметишь обиды

По нашему виду —

Мы ребятам прощаем

Любую обиду!..

Оттого-то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют,

Скучают...

Оттого-то не знают

(И знать не хотят),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Логопед. Вы внимательно послушали стихотворение. Скажите, как нужно относиться к игрушкам?

Дети. Нужно их беречь, не ломать, не бросать. Игрушки любят, когда в них играют.

Логопед. Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, как дети играют с игрушками.

3. Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие зрительного внимания, восприятия, диалогической речи.]  Логопед помещает на мольберт картину и дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а потом организует беседу.

Логопед. Кого вы видите на картине?

Д е т и. На картине нарисованы дети.

Логопед. Что они делают?

Дети. Играют в дочки-матери.

Логопед. Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что делают.

1-й ребенок. Девочка в пестром платье разговаривает с мальчиком.

2-й ребенок. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла.

3-й ребенок. На поводке девочка держит мехового щенка.

4-й ребенок. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговаривает по мобильному телефону. Он держит в руке дипломат.

Логопед. Как вы думаете, кого изображают эти дети? В какую игру они играют?

Дети. Они играют в дочки-матери. Девочка — это мама, а мальчик — папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы.

Логопед. Посмотрите на девочку в розовой кофточке и голубой юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится.

1-йребенок. Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда.

2-й ребенок. Девочка — это мама, а кукла — ее дочка.

3-й ребенок. Они сидят в кукольной кухне.

4-й ребенок. На кухне стоит разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка может приготовить обед для куклы, своей дочки.

Логопед. Еще одну девочку мы видим на заднем плане картины. Где она находится? Как она одета? Что она делает?

1-й ребенок. Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки.

2-й ребенок. Она держит на руках куклу и поет ей колыбельную песенку.

3-й ребенок. Девочка убаюкает куклу и уложит ее в кроватку. Логопед. Как вы думаете, детям нравится играть в дочки-матери?

4-й ребенок. Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляска, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В комнате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают, как можно играть с куклами.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.

4. Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и словах с ними. Отраженное проговаривание слогов и слов вслед за логопедом.)

Логопед раздаёт зеркала каждому ребёнку. Дети под руководством логопеда выполняют два-три упражнения из гимнастики для шипящих звуков.

Логопед. Давайте еще раз поиграем в игру «Повтори за мной». Проверьте положение языка за верхними зубами. Края «чашечки» должны быть хорошо прижаты к зубам. Я буду проговаривать слоги и слова, а вы будете повторять их за мной.

Логопед проговаривает цепочки слогов и слова дети по очереди повторяют их за логопедом.

5. Упражнение «Мячик мой». (Координация речи с движением, совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.)

Логопед  приглашает детей пройти на ковер. Дети выполняют знакомое им упражнение.

Друг веселый, мячик мой,

4 прыжка на носочках, держат руки

на поясе.

Всюду, всюду он со мной.

По два взмаха каждой рукой, как бы

удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять.

5 прыжков на носочках, держат руки

на поясе.

Хорошо мячом играть.

По два взмаха каждой рукой, как бы

удары по мячу.

В. Волина

6. Упражнение «Помоги Андрюшке». (Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений.)

Логопед. Вы уже помогли нашему знакомому неряхе Пете. Теперь попробуйте помочь еще одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой —

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой —

Зайка косой.

 Следом за ними —

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

В. Волина

Дети. Шесть игрушек.

Логопед. Можете назвать их?

Дети. Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.

Логопед. Верно. Молодцы! Я горжусь вами! Сейчас мы устроим в честь вас праздничный салют.

7. Упражнение «Салют». (Формирование направленной воздушной струи.)

Логопед предлагает детям встать и раздает каждому по маленькой прозрачной пластиковой бутылочке, в которой находится 10—12 разноцветных шариков из пенопласта. В пробку бутылочки вставлена и прочно закреплена трубочка для коктейля.

Логопед. Возьмите бутылочку в левую руку, а трубочку возьмите в рот и придерживайте правой рукой. Сделайте вдох и подуйте в трубочку медленно и спокойно, не раздувая щек. Получится настоящий салют!

Упражнение выполняется 35раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

8. Работа в тетради №2. (Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [К]—[Г] в словах).

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. Какие буквы вы видите на странице слева?

Дети. К, Г.

Логопед. А какие картинки нарисовал художник рядом с ними?

Дети. Корову, курицу, голубя и грабли.

Логопед. Соедините каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дети выполняют задание, логопед предлагает им проверить друг друга, а затем раскрасить картинки. Можно предложить детям картинки-наклейки за старание.

9. Игра с мячом «Подбери семейку слов». (Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов.)

Логопед предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Продолжаем разговор об игрушках. Давайте попробуем подобрать слова из одной семейки к слову игрушка. Что можно делать с игрушками?

1-йребенок. Играть.

Логопед. Как можно назвать маленькую игрушку?

2-й ребенок. Игрушечка.

Логопед. Что лежит в коробке на моем столе?

3-й ребенок. Игра.

Логопед. Как называется большой шкаф с играми у вас в группе?

4-й ребенок. Игротека.

Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание! А теперь садитесь на ковер.

10. Игра «Собери игрушки». (Дифференциация звуков [Г] - [К]  в словах.)

Логопед рассыпает на ковре небольшие предметные картинки с изображениями игрушек, в названиях которых есть звуки [г], [к],  ставит домики голубого и коричного цвета, на голубом домике наклеена буква [Г], на коричневом буква [К].

Логопед. Помогите мне поселить в домики игрушки. В домике голубого цвета,   будут жить игрушки, в названии которых слышим звук [Г], в коричневом -  игрушки со звуком [К].

Слова: гном, кукла, пирамидка, зайка, мишка, гусь, колокольчик, кубик, попугай.

11. Окончание занятия. Рефлексия. (Оценка работы детей.) Логопед убирает домики и  предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.

Логопед. Ребята, перед вами смайлики жёлтого и красного цвета. Если вам понравилось занятие,  было интересно возьмите смайлики жёлтого цвета, если вам понравилось занятие, но вы испытывали трудности при выполнении заданий, возьмите красные смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...

Конспект занятия по лексической теме "Домашние животные"

Цель занятия : развивать у детей словарь и грамматические признаки языка....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

конспект занятия по лексической теме "Весна"

Совершенствование диалогической формы речи,  совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной  выразительности речи, совершенствование  навыка связного речевого выска...

Конспект занятия по лексической теме «Одежда» в старшей группе «Лучики»

Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй  речи, учить  образовывать существительные  множественного числа; уч...