Применение принципа наглядности на логопедических занятиях для детей дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии

Наглядные методы логопедической работы — методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Применение принципа наглядности на логопедических занятиях

для детей дошкольного возраста с ОНР

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Речевое развитие является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Вместе с речевым развитием приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, систематизировать, объяснять, рассуждать, доказывать. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, чёткость речи делает более понятной высказанную мысль. Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда – создание условий для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению. Поиск эффективных методик коррекционного воздействия на речь детей всегда остаётся актуальным для учителя-логопеда. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является использование принципа наглядности и наглядных методов.

Наглядные методы – методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам может относиться показ образца задания и способа действия, которые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон.

Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематических восприятий;

развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.

Реализация принципа наглядности на логопедических занятиях для

дошкольников с ОНР

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

Применяя наглядные средства, необходимо учесть особенности восприятия детей с ОВЗ:

– неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);

– связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;

– связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;

– мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;

– свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;

– предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

Наиболее важным условием коррекционной работы с детьми является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации [3].

Основной способ реализации принципа наглядности – использование средств наглядности в учебном процессе.

Требования к использованию наглядности:

1) связь наглядных материалов с темой, содержанием занятия в целом и со всеми его компонентами;

2) определение цели использования наглядных пособий;

3) целесообразность использования на том или ином этапе занятия и связь данного этапа с другими частями занятия;

4) выделение нужного количества времени для работы с наглядными средствами;

5) отсутствие перегрузки занятия наглядными средствами;

6) наглядность должна быть хорошо видна всем детям;

7) подобрана с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;

8) сопровождаться точной и конкретной речью.

Задачи, решаемые при помощи наглядности:

– мобилизация психической активности детей;

– введение новизны в учебный процесс;

– повышение интереса к занятию;

– увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;

– расширение объёма усваиваемого материала;

– выделение главного в материале и его систематизация.

Т.А. Ильина выделяет следующие виды наглядности:

1. Естественные объекты, которые встречаются в жизни (живые растения или ваза в качестве натуры на уроке рисования).

2. Экспериментальная наглядность (демонстрация опытов, проведение экспериментов).

3. Объемные пособия (макеты, муляжи, геометрические тела и т. д.).

3. Изобразительная наглядность (фотографии, рисунки).

4. Звуковые материалы (аудиозаписи).

5. Символические и графические объекты (схемы, плакаты, таблицы, карты, формулы, графики).

6. Внутренняя наглядность (образы, которые дети должны представить на основе ярких описаний логопеда или из собственного опыта).

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок, настольные игры (типа лото, домино «Кто быстрее»), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники для разных классов), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы.

Выбор пособия и способ пользования им определяются целевой установкой его применения; одно и то же пособие может быть использовано как в целях обследования, так и в целях упражнения, создания тех или иных навыков.

Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной.

Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать картинки-символы артикуляционных упражнений, показ которых сопровождается небольшим описанием упражнения в стихотворной форме.

Для повышения мотивационного интереса ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики мною используются такие пособия, как логопедическая лягушка и муляж ротовой полости.

Данные пособия используются как для демонстрации правильного показа упражнений, так и для повышения и поддержания интереса к занятию.

Для проведения дыхательной гимнастики используются самые различные пособия. Это пособие «Покорми животное», «Футбол», губные гармошки, свистки, дудочки, «Волшебная бутылочка», перья, «Рыбалка» и другие.

Для развития мелкой моторики используются массажные подушечки и мячики, ежики, различные шнуровки, пазлы, прищепки, доска Сегена, мозаики, трафареты, штриховки.

При работе над слуховым вниманием и фонематическим восприятием используются различные игры. Например, игры «Звонок», «Посели картинку в домик», «Логопедическое лото», «Найди картинку».

При работе над лексико-грамматическим строем речи используется картинный материал, игрушки, некоторые виды театров, домино, лото, печатные игры. Весь материал подбирается в соответствии с лексической темой занятия.

Также в качестве наглядности можно использовать мультимедийные презентации, с помощью которых можно довольно красочно и мобильно отработать тот или иной этап. Например, автоматизация звуков в слогах, или дифференциация звуков речи (расселить картинки). Также для развития лексико-грамматического строя. Например, на теме «Продукты питания» можно отработать образование числительных на этапе дифференциации звуков С-Ш в словах: одна сушка, две сушки, три сушки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

Конспект интегрированной  НОД для детей с невротическим заиканием...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР

Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с д...

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Мы готовы к школе».

Формирование готовности к школе - одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения....

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Насекомые».

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат...

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Лето красное».

Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового...

Рабочая программа логопедических занятий для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда составлена для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутист...