Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с дошкольниками.
Хочется сделать каждое занятие с детьми интересным, развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть. Как учить играя? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Нет точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достижению поставленных целей, и количество их на занятии должно быть разумным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_zanyatiya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: автоматизация звуков Л, С в слогах, словах, образование притяжательных прилагательных.
Цели: развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, дыхания; развитие фонематического слуха; закрепление правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах; развитие внимания, памяти; развитие навыка звукового анализа; закрепление графического образа буквы С…
Ход занятия:
- Оргмомент
- В гости к нам забежал лисёнок: он захотел с нами поиграть. Покажем ему, как мы «улыбаемся», берём «Лопаточку», строим «Заборчик», затем красим - «Маляр», пьём из «Чашечки», катаемся на «Лошадке», смотрим на «Часики»…
2. Пальчиковая гимнастика
- «А пальчики твои дружат?», - интересуется лисёнок.
- «А как же! Вот так» (упражнение «Пальчики здороваются»: на счет "раз-два-три-четыре-
пять" соединяются пальцы обеих рук: большой - с большим, указательный - с
указательным и т.д.).
- «Здорово! А мне чаще приходится выпускать коготки…» - делится лисёнок.
3. Произнесение изолированного звука Л
- «Хорошо. А не мог бы ты помочь вернуть моему другу лосёнку платочек: он вчера забыл
его у меня в гостях… Живёт он в сосновом лесу, и добраться к нему удобней всего
небольшим самолётиком (л-л-л-л-л…)
4. Произнесение звука Л в слогах/воспитание фонематического слуха
- что-то нечётко работает двигатель у самолётика: хорошо бы подключить дополнительные
резервы: ла-ла-ла, лу-ла-лу, ло-ла-лы, ла-ло-ла (повторить пару раз)
5. Произнесение слов со звуком Л
-«А как мы найдём в лесу лосёнка?». -«По следам…» (поднимают «следы», а с обратной стороны на них картинки: лапа. лампа, лавка, лама, лань, латы, палатка, халат, юла…)
6. Упражнение на развитие внимания и памяти - д/игра «Чего не стало?»
-«Ты хорошо запомнил названия?»
7. Упражнение на образование притяжательных прилагательных
-«А что мы принесём ему в подарок?»
-«Мы принесём ему листочки осеннего леса - они такие красивые…»
-«Если листок с клёна - то это какой листок?» - «Кленовый»
-«А с какой он веточки?» - «С кленовой»
-«А если лист упал с липы?» - «Липовый»
-«А ветку липы как назовём?» - «Липовая»
-«А лист, упавший с дуба?» - «Дубовый»
-«А лист ольхи?» - «Ольховый»…
8. Развитие смекалки и воображения
-«Ой-ой-ой! Кто-то хочет сбить нас с пути…Ты любишь загадки?»
-«Да! Очень»
-«Кто зимой холодной ходит злой, голодный?» - «Волк»
-«Рыжий клубок - за белым - скок…» - «Лиса и заяц»
-«Абсолютно верно»
9. Дыхательная разминка
-«А вот и лосёнок! Как хорошо, что мы тебя отыскали! Вот тебе листочки, а вот и твой платочек. Какой же тут воздух…Хорошо бы подышать поглубже…(дыхательные упражнения: вдох ртом - выдох ртом (2 раза). Вдох ртом - выдох носом (2 раза). Вдох носом - выдох ртом (2 раза). Вдох носом - выдох носом (2 раза)).
10. Правильное изолированное произнесение звука С
-«Давайте навестим нашего друга совёнка!»
а) -«Да, кажется колесо спустило - давайте подкачаем его (упражнение «Насос»)
б) -«Ой-ой-ой… звук заблудился: можешь его подсказать?»
но.., ква.., коко.., какту.., автобу.., анана..
11. Произнесение звука С в словах
а) - «Вот и сосна, где живёт совёнок. Он очень любит игрушки со звуком С (самолёт, сани, самокат, маска, автобус)
б) - «Помоги совёнку подобрать слова со звуком С» (сани, гусак, оса, лиса, коса, усат, осадки, посадка, осанка, насадка, досада, касатка, фасад)
12. Закрепление графического образа звука С:
-«А ты можешь узнать букву С среди других букв?»
О - С - Э - С - Ф - З - С - …
13. Подведение итогов
Литература:
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
2. Речевые игры с детьми (под ред. В.И.Селивёрстова) - М., 1994.
3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -М: Гном и Д. - 2001 г.
4. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика /Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь - Н.-Н.,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием
Конспект интегрированной НОД для детей с невротическим заиканием...
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»
Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....
Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Мы готовы к школе».
Формирование готовности к школе - одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения....
Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Насекомые».
Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат...
Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Лето красное».
Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы
Такой вид деятельности, как использование педагогической песочницы позволяет применить индивидуальный подход к дошкольникам с речевыми нарушениями, используя игру, как природу ребенка дошкольного возр...