Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с дошкольниками.

Хочется сделать каждое занятие с детьми интересным, развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть. Как учить играя? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Нет точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достижению поставленных целей, и количество их на занятии должно быть разумным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_zanyatiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: автоматизация звуков Л, С в слогах, словах, образование притяжательных прилагательных.

Цели: развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, дыхания; развитие фонематического слуха; закрепление правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах; развитие внимания, памяти; развитие навыка звукового анализа; закрепление графического образа буквы С…

Ход занятия:

  1. Оргмомент

- В гости к нам забежал лисёнок: он захотел с нами поиграть. Покажем ему, как мы «улыбаемся», берём «Лопаточку», строим «Заборчик», затем красим - «Маляр», пьём из «Чашечки», катаемся на «Лошадке», смотрим на «Часики»…

      2.   Пальчиковая гимнастика

             - «А пальчики твои дружат?», - интересуется лисёнок.

- «А как же! Вот так» (упражнение «Пальчики здороваются»: на счет "раз-два-три-четыре-  

пять" соединяются пальцы обеих рук: большой - с большим, указательный - с

указательным и т.д.).

- «Здорово! А мне чаще приходится выпускать коготки…» - делится лисёнок.

      3.   Произнесение изолированного звука Л

- «Хорошо. А не мог бы ты помочь вернуть моему другу лосёнку платочек: он вчера забыл      

его у меня в гостях… Живёт он в сосновом лесу, и добраться к нему удобней всего

небольшим самолётиком (л-л-л-л-л…)

      4.   Произнесение звука Л в слогах/воспитание фонематического слуха

- что-то нечётко работает двигатель у самолётика: хорошо бы подключить дополнительные

резервы: ла-ла-ла, лу-ла-лу, ло-ла-лы, ла-ло-ла (повторить пару раз)

      5.   Произнесение слов со звуком Л

-«А как мы найдём в лесу лосёнка?». -«По следам…» (поднимают «следы», а с обратной стороны на них картинки: лапа. лампа, лавка, лама, лань, латы, палатка, халат, юла…)

      6.  Упражнение на развитие внимания и памяти - д/игра «Чего не стало?»

-«Ты хорошо запомнил названия?»

      7.  Упражнение на образование притяжательных прилагательных

-«А что мы принесём ему в подарок?»

-«Мы принесём ему листочки осеннего леса - они такие красивые…»

-«Если листок с клёна - то это какой листок?» - «Кленовый»

-«А с какой он веточки?» - «С кленовой»

-«А если лист упал с липы?» - «Липовый»

-«А ветку липы как назовём?» - «Липовая»

-«А лист, упавший с дуба?» - «Дубовый»

-«А лист ольхи?» - «Ольховый»…

      8.  Развитие смекалки и воображения

-«Ой-ой-ой! Кто-то хочет сбить нас с пути…Ты любишь загадки?»

-«Да! Очень»

-«Кто зимой холодной ходит злой, голодный?» - «Волк»

-«Рыжий клубок - за белым - скок…» - «Лиса и заяц»

-«Абсолютно верно»

       9.  Дыхательная разминка

-«А вот и лосёнок! Как хорошо, что мы тебя отыскали! Вот тебе листочки, а вот и твой платочек. Какой же тут воздух…Хорошо бы подышать поглубже…(дыхательные упражнения: вдох ртом - выдох ртом (2 раза). Вдох ртом - выдох носом (2 раза). Вдох носом - выдох ртом (2 раза). Вдох носом - выдох носом (2 раза)).

     10.  Правильное изолированное произнесение звука С

            -«Давайте навестим нашего друга совёнка!»

            а) -«Да, кажется колесо спустило - давайте подкачаем его (упражнение «Насос»)

            б) -«Ой-ой-ой… звук заблудился: можешь  его подсказать?»

но.., ква.., коко.., какту.., автобу.., анана..

     11. Произнесение звука С в словах

          а) - «Вот и сосна, где живёт совёнок. Он очень любит игрушки со звуком С (самолёт, сани, самокат, маска, автобус)

          б) - «Помоги совёнку подобрать слова со звуком С» (сани, гусак, оса, лиса, коса, усат, осадки, посадка, осанка, насадка, досада, касатка, фасад)

     12.  Закрепление графического образа звука С:

                -«А ты можешь узнать букву С среди других букв?»

О - С - Э - С - Ф - З - С - …

     13.  Подведение итогов

 

Литература:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

2. Речевые игры с детьми (под ред. В.И.Селивёрстова) - М., 1994.

3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -М: Гном и Д. - 2001 г.

4. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика /Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88

5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь - Н.-Н.,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

Конспект интегрированной  НОД для детей с невротическим заиканием...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР

Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Мы готовы к школе».

Формирование готовности к школе - одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения....

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Насекомые».

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат...

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Лето красное».

Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы

Такой вид деятельности, как использование педагогической песочницы позволяет применить индивидуальный подход к дошкольникам с речевыми нарушениями, используя игру, как природу ребенка дошкольного возр...