Мастер-класс по постановке звуков Л и Ль
учебно-методический материал по логопедии

Методические рекомендации для постановки звуков Л и Ль

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука  [л]

  При произношении звука  [л] губы принимают положение последующего гласного.

  Расстояние между верхними и нижними резцами 2-4мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель прохода воздушной струи.      Корневая часть языка поднята и  оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

 

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

- Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

 Произносится многократно звук [л].

 Формирование зрительного образа звука [л]

  Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции.

Ребёнку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук ы. Таким образом,  может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1.Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посредине.

2.При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравинной (1967)

1.Ребёнку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] и [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука  [л]. Затем  к этому звуку присоединятся гласные:  л-а, л-ы  и т. д.

Межзубное положение языка можно сохранить на  первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук

  Формирование кинестетического образа

звука

   Предложить ребёнку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта.

   Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика»- это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это  как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

-Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а]  поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

[л] будет слышаться отчётливо, кончик языка перевести за верхние зубы.

2.При мягком произношении звук [л] можно использовать следующий приём: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести лёгкий нажим и произнести звук [л].http://ds368.omsk.obr55.ru/files/2018/12/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0.png

3.Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

   Образец произнесения показывает логопед. Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание «ыа». При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребёнок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этом момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. https://img2.pngindir.com/20180424/udw/kisspng-sound-human-voice-tongue-speech-language-pathology-badge-5adf1cb3873838.3666026315245713155539.jpg

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

  1.Зажать кончик языка между зубами и,  не меняя положения языка, протяжно  произнести звук [а] или [ы].   Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых  органов может получиться протяжный звук [л].

 2.То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребёнку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щёки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

 3.Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу,  лы, ло, лу и т. д.).

4.В случае затруднения в образования боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, укладываются поперёк языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков"

Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в речи ребенка....

Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"

Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....

Мастер класс для родителей : "Постановка звуков "Р" и "Л".

    У детей часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенное среди них нарушение произношение звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения ...

Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».

Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...

Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».

Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...

Мастер-класс для родителей "Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!"

    Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, ...

Мастер-класс для педагогов : постановка сказки "Красная шапочка"

Сценарий постановки сказки "Красная шапочка"...