Мастер-класс по постановке звуков Л и Ль
учебно-методический материал по логопедии
Методические рекомендации для постановки звуков Л и Ль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_postanovke_zvukov_l_l.pdf | 2.18 МБ |
buklet_.metodicheskie_rekomendatsii_po_postanovke_u_detey_zvuka_l_2.docx | 170.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [л] При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2-4мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Создание слухового образа звука Игровые приемы - Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал. Произносится многократно звук [л]. Формирование зрительного образа звука [л] Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции. Ребёнку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук ы. Таким образом, может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки. Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973) 1.Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посредине. 2.При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравинной (1967) 1.Ребёнку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] и [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д. Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук | Формирование кинестетического образа звука Предложить ребёнку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика»- это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи. Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая). -Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы. Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959) Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох. [л] будет слышаться отчётливо, кончик языка перевести за верхние зубы. 2.При мягком произношении звук [л] можно использовать следующий приём: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести лёгкий нажим и произнести звук [л]. 3.Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок. 4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами. Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979) Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам. Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989) Образец произнесения показывает логопед. Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание «ыа». При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребёнок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этом момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. | Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965) 1.Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л]. 2.То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребёнку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щёки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает. 3.Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.). 4.В случае затруднения в образования боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, укладываются поперёк языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков"
Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в речи ребенка....
Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"
Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....
Мастер класс для родителей : "Постановка звуков "Р" и "Л".
У детей часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенное среди них нарушение произношение звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения ...
Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».
Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...
Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».
Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...
Мастер-класс для родителей "Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!"
Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, ...
Мастер-класс для педагогов : постановка сказки "Красная шапочка"
Сценарий постановки сказки "Красная шапочка"...